Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:16, реферат
Исходя из этого, главной целью курсовой работы является рассмотрение современных теорий менеджмента и на примерах показать их применение. Поставленная цель определяет круг основных задач, решенных в ходе исследования:
Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
Изучить разнообразные модели управления.
Рассмотреть современные направления развития менеджмента.
Предмет исследования – процесс изучения теории и практики менеджмента.
Введение……………………………………………………………………..……2
Становление и развитие управленческой мысли……………………..…4
Современные теории и подходы менеджмента……………………..…..13
Спортинг–менеджмент побед!...............................................21
Коучинг – наука побеждать!..................................................26
Другие современные теории менеджмента…...……………32
Заключение……………………………………………..………………………..41
Список использованной литературы…………………………………….…..…43
Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.
Второе
направление школы науки
Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801 - 1877). Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России.
Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).
Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание. Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.
В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов. Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление - это не только наука, но и искусство.1
К началу ХХI века менеджмент подошел с пониманием необходимости выработать новую парадигму менеджмента. Ученым и практикам стало понятно, что существующая парадигма перестала отвечать современным требованиям, менеджмент перестал "работать", теория менеджмента не только перестала помогать практике, но, даже, напротив, в определенном смысле стала тормозом в развитии бизнеса. "Получилось так, - пишет О.Виханский, - что принципы управления, которые выдвигались в рамках данной парадигмы, советы по способам ведения управленческой деятельности не только перестали приводить к желаемым результатам, но даже наоборот - стали приводить к негативным последствиям. А успех все чаще сопутствовал тем, кто действовал в соответствии с принципами "антименеджмента". В этой связи нельзя не согласиться с В. Масловым в том, что "Вероятно, развитие новой парадигмы управления, отвечающей требованиям формирующегося общества знаний ("общества науки"), является важнейшей задачей учёных. При этом речь не может идти об отрицании всего, что было сделано в менеджменте за предыдущие 100 лет. Опираясь на прошлое, предстоит создать новую науку управления, учитывая, что человек стал самым важным элементом организации, открытой сложной системы".
Слово «парадигма» происходит от греческого paradeigma – пример, образец. Как научный термин понятие «парадигма» было введено американским физиком и философом Т.Куном в книге «Структура научных революций». Благодаря этой работе в языке науковедения вошли представления о «нормальной науке», «научных революциях» и «парадигме», которую он определил следующим образом: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений».
На сегодняшний день принципиальный вопрос, что из себя представляет старая парадигма менеджмента и какова должна быть новая парадигма остается открытым. Большой вклад в постановку вопроса необходимости новой парадигмы менеджмента внес П. Друкер, предложив свое понимание новой парадигмы, но, к сожалению, как будет показано ниже, не смог выйти за рамки действующей парадигмы.
П. Друкер считает, что старая парадигма основывалась на двух системах понятий.
Первая система базируется на науке менеджмента и опирается на следующие представления:
Вторая система базируется на практике менеджмента, и в ее основе лежат следующие представления:
Исходя из этих систем представления, П. Друкер формулирует новую парадигму менеджмента, которая представляет собой набор интересных исторических экскурсов и достаточно банальных утверждений типа: «Менеджмент – это не только менеджмент бизнеса», «Нет единственно правильного решения», «Нет единственно правильной структуры управления» и т.д.
В чем нельзя не согласится с П. Друкером, так это с постановкой цели и задачи менеджмента XXI века: «Людьми не надо «управлять». Задача –направлять людей. Цель – сделать максимально производительными специфические навыки и знания каждого отдельного работника »2.
В целом, менеджмент сегодня – это по-прежнему «джунгли теорий менеджмента», отсутствие единой теории менеджмента (что не есть плохо) и отсутствие современной парадигмы менеджмента. Учебники «современного» менеджмента, отражая сегодняшнее состояние развития науки менеджмента, представляют собой странную смесь историй менеджмента, психологии, социологии, маркетинга и экономической теории. Современного менеджмента в учебниках нет, как нет и новой парадигмы менеджмента, потому что ее нет вообще.
При всем многообразии формулировок претендующих
на роль «новой парадигмы» менеджмента,
их можно свести к следующим основным
положениям: признание центральной
роли человека, ориентация на качество
и удовлетворение потребностей потребителей,
демократизация управления, развитие
партнерских взаимоотношений, рассмотрение
предприятия как «открытой
В парадигме менеджмента результата все
подчинено достижению конечного результата,
который служит исходной и заключительной
точкой любой теории, критерием полезности,
а значит и верности каждой новой теории.
Менеджмент это прагматическая наука
- выполнение задания, увеличение доли
рынка, рост объемов продаж и прибыли -
вся управленческая деятельность направлена
на получение определенного результата.
Кстати П. Друкер в основание «новой парадигмы»
менеджмента предлагает положить следующее
утверждение: «Менеджмент существует
ради результатов, которых учреждение
достигает во внешней среде. Менеджмент
должен определять, каких результатов
необходимо достичь; менеджмент должен
мобилизовать ресурсы организации для
достижения этих результатов». В понятие
«ресурсы организации», по-видимому, входят
и работники организации.
Вот это и есть парадигма менеджмента результата.
В парадигме менеджмента
результата даже самая «человечная»
теория менеджмента в конечном итоге
рассматривают «человеческий
Парадигма менеджмента результата должна
смениться на парадигму менеджмента победы.
Граница между менеджментом результата
и менеджментом победы, на первый взгляд,
может показаться достаточно эфемерной3, ведь победа – это тоже результат,
но это еще и Праздник личной или командной
победы – ради него люди готовы на очень
многое. И это имеет принципиальное значение.
В парадигме менеджмента победы в центре
находиться человек и его победа, а результат
это лишь средство достижения победы.
Победа содержит в себе одновременно и результат и мотив, при этом приоритет принадлежит последнему. Мотив – это интерес материального, социально-психологического или морального плана. Давно доказано, что материальный интерес в форме достойной заработной платы есть лишь «гигиенический фактор», а не стимул для высокоэффективного труда. Простая спортивная аналогия поможет проиллюстрировать данное положение. Поднимать штангу никто бесцельно не будет – это пустая трата времени, да и неинтересно; делать это за зарплату – скучная, нудная и тяжелая работа (менеджмент результата); соревноваться, кто больше поднимет – это и есть менеджмент победы. Это работа не столько за зарплату, сколько за победу в соревновании, которая выступает формой реализации и общественного признания. Все строго по теории иерархии потребностей А. Маслоу (рис.2).
Рис. 2 Иерархия потребностей А.Маслоу
Понятие победы социально и потому универсально в отношении предмета соревнования – для него безразлично, поднимать ли штангу, бежать ли на лыжах, добывать уголь или печь пирожки. Универсальность победы открывает широкое поле для ее использования в бизнесе.
Победа рождается только
в соревновании, без соревнования
не бывает победы. Современный менеджмент
практически игнорирует такой колоссальный
и решающий ресурс управления как
соревнование. В экономической теории
рассматриваются вопросы
Спорт является самой наглядной и яркой моделью соревнования, а аналогия спорта и бизнеса существует. «Видя, как много людей вовлечено в спорт или интересуется спортом, - пишет Р. Эвангелиста в книге «Бизнес победы» - поражаешься, что параллель между спортом и менеджментом не исследована и не применяется более активно в сфере бизнеса, хотя концепции и методики, на которых базируется работа тренера, могут быть легко применены в управлении организацией».
Спортивное направление менеджмента в бизнесе – школа спортивных аналогий, или спортинг – исходит из того, что между спортом и менеджментом есть много общего, а использование логики спорта, спортивных аналогий продуктивно для решения задач в бизнесе. Спортинг, основанный на использовании спортивных аналогий, принципов соревновательности и достижения победы в бизнесе, может стать новой парадигмой менеджмента XXI века. Принципиальные положения старой и новой парадигм менеджмента приведены в табл. 1.
Таблица 1
Принципиальные положения старой и новой парадигм менеджмента
№ |
Старая парадигма Парадигма менеджмента результата |
Новая парадигма Парадигма менеджмента победы |
1 |
Предприятие – это организация или система |
Предприятие – это команда |
2 |
Цель деятельности – результат производства (объем продаж, прибыль) |
Цель деятельности – победа в бизнесе, а прибыль – это приз за победу |
3 |
Человек – «производственный ресурс» предприятия, «фактор производства» |
Человек – член команды |
4 |
Работа – это производство и управление |
Работа – это игра, соревнование |
5 |
Руководитель – администратор, менеджмент |
Руководитель – главный тренер |
6 |
Движущая сила бизнеса – конкуренция |
Движущая сила бизнеса – честное соревнование |
7 |
Бизнес – это прибыль |
Бизнес – это спорт |
Примеры практического менеджмента побед уже существуют в практике бизнеса. Упоминаемый ранее Р. Эвангелиста, руководитель департамента «Дженерал Моторс» в Детройте (штат Мичиган) с годовым оборотом в 45 млн. долларов, используя свой опыт тренера, применил спортивные подходы к организации бизнеса: «Не более чем через 14 месяцев мой коллектив сотрудников в «Дженерал Моторс» добился экстраординарного успеха, проявившегося во впечатляющем росте производительности, экономичности и качества, а также в существенном снижении риска. Мы далеко превзошли прежние достижения. Производительность поднялась на 52%, качество «с первого предъявления» выросло на 40%, расходы на ремонт и замены сократились вдвое, а операционные расходы – на 25%; и все это при сокращении потребности в персонале на 33%». Приведенные цифры это производные от главного результата – общей победы команды (коллектива) департамента.
Все большее распространение получает в бизнес-среде так называемый коучинг как аналогия работы спортивного тренера, принципы «внутренней игры» как аналогия работы спортсмена, все шире используются спортивные аналогии в быту и хозяйственной практике.
Информация о работе Современные теории и подходы менеджмента