Современные теории и подходы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:16, реферат

Краткое описание

Исходя из этого, главной целью курсовой работы является рассмотрение современных теорий менеджмента и на примерах показать их применение. Поставленная цель определяет круг основных задач, решенных в ходе исследования:
Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
Изучить разнообразные модели управления.
Рассмотреть современные направления развития менеджмента.
Предмет исследования – процесс изучения теории и практики менеджмента.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……2
Становление и развитие управленческой мысли……………………..…4
Современные теории и подходы менеджмента……………………..…..13
Спортинг–менеджмент побед!...............................................21
Коучинг – наука побеждать!..................................................26
Другие современные теории менеджмента…...……………32
Заключение……………………………………………..………………………..41
Список использованной литературы…………………………………….…..…43

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 171.72 Кб (Скачать)

Чтобы разобраться в видах  коучинга, рассмотрим его классификацию, которая возможна по разным основаниям (табл.2).

Таблица 2

Классификация видов коучинга

Основа классификации 

Вид коучинга

1

По объему понятий

В широком смысле слова  – аналогия работы спортивного тренера.

В узком смысле слова- по стандартам ICF

2

Количественное

Персональный (индивидуальный, личный)

Командный (групповой, корпоративный)

3

Уровень решаемых проблем

Стратегический

Тактический

Оперативный

4

Временной горизонт

Долгосрочный

Среднесрочный

Краткосрочный

Текущий

5

Возрастной

Детский

Юношеский

Взрослый

Пожилые люди

6

Половой

Женский

Мужской

Смешанный

7

Отношение к организации

Внешний

Внутренний


По объему понятия можно  говорить о коучинге в широком  смысле слова как об аналогии работы спортивного тренера, и в узком смысле – по определению коучинга по стандартам Международной федерации коучей, либо по другим определениям.

В самой многочисленной предметной области этот метод делится на коучинг в:

    • профессиональной деятельности (бизнес, спорт, культура) и
    • непрофессиональной сфере (смысл жизни, брак, семья).

По уровню значимости решаемых проблем коучинг можно разделить  на:

    • Стратегический коучинг, который решает проблемы стратегического характера, наиболее значимые для развития индивидуального или корпоративного клиента, включающие постановку стратегической цели, формулирование миссии, разработку стратегии и задач по достижению цели.
    • Тактический коучинг – решение локальных задач или задач тактического характера по достижению стратегических целей клиента.
    • Оперативный коучинг – это решение текущих вопросов и проблем в жизнедеятельности клиентов.

Деление по уровням решаемых проблем имеет чрезвычайно важное методологическое назначение, поскольку  клиенты не всегда осознают необходимость  стратегического коучинга и ставят перед коучем тактические и оперативные задачи; таким образом, зачастую «не решив общих вопросов, они постоянно натыкаются на них при решении частных вопросов»          (В.И. Ленин).

Основной причиной обращения  к помощи коучеров, по данным исследования PriceWaterhouseCoopers и Association Resource Center для ICF за 2009 год, является стремление повысить результативность работы в компании. Исследование проводилось в 64 странах среди более 2 тысяч клиентов. Согласно полученным данным, наиболее часто коучингом интересуется высшее звено менеджеров. По результатам опроса, проведенного Ward Howell в 2009 году, были выявлены и детализированы группы сотрудников, для которых использовался коучинг. Так, среди российских компаний 39% – только высший менеджмент, 20% – высший, средний менеджмент и кадровый резерв, 13% – высший и средний менеджмент, 9% – кадровый резерв, 6% – средний менеджмент и кадровый резерв, 4% – высший менеджмент и кадровый резерв.7

Примером использования коучинга на практике является компания  Microsoft Russia (см. Приложение 1)

    1. Другие современные теории менеджмента

 

 В англоязычной литературе широко распространена связка близких, но не тождественных  понятий: коучинг и менторинг. Ментор на русский язык обычно переводится как наставник, а менторинг – наставничество. Как и коучинг, менторинг сравнительно новое словообразование, появившееся в Америке в 80-х годах прошлого века. Интересно, что в Великобритании первоначально использование глагола to ment, а соответственно, и слова менторинг частью общества было воспринято в штыки, как очередной американизм.  
 
      Э. Парслоу (Оксфордская школа коучинга и менторинга), указывая на различное понимание и терминологическую путаницу этих понятий, обоснованно считает, что в них много общего, а принципиальное различие заключается в том, что «коучинг концентрируется на раскрытии возможностей, наставничество на поддержке».   

Для Дж. Уитмора это вообще не принципиально: «Назовем мы это коучингом, помощью, советом, консультированием или наставничеством (mentoring), если оно проводиться качественно, его эффективность будет зависеть главным образом от веры осуществляющего этот процесс менеджера в человеческий потенциал».   

В русском языке ментор и наставник  не одно и тоже. Слово ментор имеет оттенок высокомерности, безапелляционной поучительности, так называемый «менторский тон», реализующий принцип – «Надо делать вот так!».  
 
      Наше понимание слова ментор и, соответственно, менторинга близко к определению В. Даля.8   

Ментор – воспитатель – авторитарно-директивный тип мудрого советника, «не терпящяго возражений», советы «которого обязательны для выполнения», т.е. РУКОВОДИТЕЛЬ в буквальном смысле. Менторинг – очень похож на деятельность КПСС, которая формально не управляла страной (был Верховный совет, Совет министров и т.д.), а по существу была «руководящей и направляющей силой». В этом плане ментор выступает противоположностью коуча (партнерское решение задач – либеральный тип партнера, но не советника).   

Естественно, в стране Советов, у нас было много  менторинга, и очень мало коучинга, чем во многом и определяется интерес к последнему в России.





 

   Наставничество представляет собой другой срез и связано в большей степени не со стилем, а с используемым методом. Наставник – наставляет (направляет) в определенной области, реализуя принцип – «Делай как я!» - это обучение методом показа, практическая передачи профессиональных и иных навыков и знаний личным примером от старшего к младшему, от более опытного к менее опытному. В коучинге и менторинге принцип "Делай как я" практически не используется. 

Для наглядности и в дополнение к  сказанному приведем сравнительную  таблицу понятий.

Понятие

Авторитарный  тип

Партнерский тип

Индивид

Группа

Коучинг

-

Да

Да

Да

Менторинг

Да

-

Да

Да

Наставничество

Да

Да

Да

-


 

 

    Резюмируя, можно  сделать следующие выводы:  
 
      1) Менторинг – жесткий, авторитарный, а коучинг мягкий, либеральный стиль взаимодействия в парах: учитель – ученик, руководитель – подчиненный, консультант - клиент;





 

  2) Менторинг направлен  на поддержку, а коучинг на раскрытие возможностей.  
       3) Менторинг и коучинг тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга (диалектическое единство - кто помнит), помогая раскрывать потенциал клиента и осуществлять его поддержку. 

Соревнование, соперничество  заложено в человеке природой и присутствует во всех сферах человеческой деятельности, являясь основой развития личности и прогресса общества. От простейших форм соревнования - борьбы за выживание  и военного распределения материальных ресурсов до экономического соревнования, соревнования в сфере высоких  технологий и искусства.  
 
       При этом со времен Древней Греции образцом соревнования выступают принципы спортивных соревнований, соблюдение олимпийских принципов, в первую очередь, этических правил честных соревнований, равных прав и условий участников, единых правил соревнования и справедливого судейства.

Конкуренция как соперничество хозяйствующих субъектов на рынке является непременным условием, атрибутом экономики, ее движущим моментом. В экономической теории конкуренция не идеализируется, но однозначно признается, что из двух зол: конкуренция – монополия, первая является не только меньшим злом, но и основой прогресса развития науки, техники, экономики и общества в целом. Конкуренция - «Незримая рука» Адама Смита не имеет альтернативы.

 Вместе с тем нельзя  не отметить этические и социальные  проблемы капиталистической конкуренции.  Так почти 100 лет назад М. Туган-Барановский писал: «Даже благотворные последствия свободной конкуренции покупаются слишком дорогой ценой: слабейшие, менее приспособленные к борьбе элементы гибнут, а победа нередко основывается на таких моральных свойствах победителей, распространение которых всего менее желательно с общественной точки зрения».

Ну, и конечно, нельзя не привести знаменитую фразу  
К. Маркса, которую наизусть знает старшее поколение: "Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты... Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение; при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает ногами все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы”.  
 
      По мере развития капитализма, усиления регулирующей роли государства, роста социальных движений (профсоюзного, коммунистического), общего развития общества бизнес стал самостоятельно принимать на себя определенные обязательства и самоограничения, в форме этических кодексов. 

Корпоративные кодексы этики  стали широко применяться в развитых странах с 80-х годов ХХ века. Их целью является выработка этических  норм и правил, которых должны придерживаться работники компании. Эти нормы  и правила отражают уровень корпоративной  культуры - системы коллективных и  личных ценностей, принимаемых и  разделяемых всеми членами организации.

К чести российских предпринимателей они еще в начале ХХ века провозгласили: 

"Прибыль поверх всего,  а честь выше прибыли". 

Именно в России в 1912 году деловым сообществом был принят первый корпоративный кодекс ведения  бизнеса известный под названием  «7 принципов ведения дел в России».  

Попытка противопоставить в  нашей стране капиталистической  конкуренции социалистическое соревнование, несло здоровую основу соревнования в экономике, но на практике не подкрепленное материально, вылилось в голый энтузиазм, и в рамках жесткой административной системы задохнулись в формализме, так и не дав свободы и не став инструментом «раскрепощения труда». Социалистическое соревнование похоронено вместе с социализмом. 

Таким образом, в постиндустриальном обществе – обществе, приверженном демократическим ценностям –  гуманизму, свободе и демократии, понятие капиталистической конкуренции  устарело. Содержание понятия конкуренции  существенно изменилось в сторону  соблюдения этических норм и «социальной  ответственности бизнеса». Даже не потому, что предприниматели такие  хорошие, а потому, что быть хорошим  в современных условиях экономически выгодно. Паблик рилейшенз, брэндинг, спонсоринг, вся система маркетинга - направлены на создание благоприятного образа фирмы на рынке в глазах потребителя, который становиться основой ее экономического успеха. Капиталистическая конкуренция товаров и цен заменяется на соревнование брендов. Покупатель теперь, в первую очередь, обращает внимание не на цену товара, а на его производителя и готов платить большую цену за товар известной фирмы, гарантирующей более высокое качество.    

Формирование узнаваемого  и уважаемого бренда, хорошей репутации фирмы на рынке и в общественном мнении не позволяет ей использовать методы недобросовестной конкуренции, которые у условиях широкой информатизации быстро становятся достоянием общественности.  
 
      Поэтому теперь соревнование на рынке движется от грубой конкуренции и «маркетинговых войн» («Такой бизнес нам не нужен!») к честному соревнованию на рынке, игре по правилам, которые, используя спортивную терминологию, называется матчингом. 

Матчинг (от англ. match - соревнование) – честное соревнование хозяйствующих субъектов на рынке, честная игра по правилам, в первую очередь, этического характера. 

При этом можно выделить внешний и внутренний матчинг.  
 
       Внешний матчинг – соревнование предприятий на рынке с другими предприятиями.  
 
       Внутренний матчинг – соревнование внутри предприятия, индивидуальное и подразделений. 

Матчинг – это не реанимация социалистического соревнования, а аналогия спортивного соревнования с соревнованием в бизнесе и экономике.  
 
       Матчинг переводит усиливающееся соперничество хозяйствующих субъектов от силовых методов и недобросовестной конкуренции к цивилизованному, игровому соревнованию, создает высокую нематериальную мотивацию в достижении высоких результатов.

Заключение

Менеджмент  развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную  отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента  оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как  Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др. 

Информация о работе Современные теории и подходы менеджмента