Совершенствование организации труда менеджеров на примере ООО «Аметис»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является совершенствование организации труда менеджеров на примере ООО «Аметис».

Оглавление

Введение 4
1. Теоретические основы организации труда менеджеров 6
1. Особенности трудовой деятельности менеджеров 6
2. Содержание труда менеджеров 10
3. Принципы научной организации труда менеджеров 14
2. Анализ организации труда менеджеров ООО «Аметис» 16
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2. Анализ организации труда бухгалтеров предприятия 24
1. Структура аппарата бухгалтерии 24
2. Анализ организации рабочего пространства 27
3. Компьютеризация учета бухгалтерской службы 32
4. Режим рабочего времени сотрудников 34
5. Анализ социально-психологического климата в коллективе 36
3. Совершенствование организации труда менеджеров ООО «Аметис» 40
1. Рекомендации по повышению уровня организации труда менеджеров 40
1. Мероприятия по улучшению условий рабочего пространства 40
2. Мероприятия по оптимизации использования рабочего времени 48
3. Мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата в коллективе 50
2. Эффективность предложенных мероприятий 54
Заключение 58
Библиографический список 59
Приложение А Тест для оценки привлекательности социально-психологического климата коллектива 62

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 1,017.00 Кб (Скачать)

 Рисунок  1 – Вертикальное разделение труда 

      Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется  большим разнообразием и колеблется от одного или двух на малых предприятиях до восьмидесяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях менеджмента. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низшего к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низшем и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной. Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления предприятия выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. Если рассматривать их труд с точки зрения технологии процесса управления, то задачи руководителей сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются информационным обеспечением всего процесса5.

      Таким образом, труд современных менеджеров — это выработка и принятие тысяч возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Осуществляя на практике общие принципы и функции управления, выбирая наиболее оптимальные методы управленческой работы, менеджеры способствуют решению конкретных проблем производства, достижению успеха предприятия. В условиях рынка успешность зависит от умения выжить, результативности и эффективности деятельности предприятия, которые определяются уровнем менеджмента в ней. Труд современных менеджеров необходим предприятиям как главное условие их существования и развития, так как именно менеджмент определяет стратегию, цели, конкретные средства и пути решения задач предприятия, от него зависит степень реагирования предприятия на внешние факторы и возможности использования имеющихся преимуществ и перспектив. Развитие и совершенствование менеджмента, приспособление его к конкретной обстановке в настоящее время являются одним из главных решающих рычагов улучшения результатов хозяйственной деятельности предприятия во всем мире. Отсюда следует, что труд менеджеров изначально является основным двигателем развития экономики. И все природные и другие богатства России будут бесполезны до тех пор, пока не произойдут кардинальные изменения в менеджменте.

      1.2 Содержание труда менеджеров

      В экономической литературе, фундаментальных  трудах отечественных и зарубежных ученых появление профессии «менеджер» связано с отделением управленческой работы от производственной и возникновением самостоятельного вида деятельности – профессионального менеджмента. Это произошло в XVII-XVIII веках в эпоху зарождения капитализма и начала индустриального прогресса европейской цивилизации6.

      В современном понимании менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности предприятия, функционирующего в рыночных условиях. Принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления – многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники. 
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

  • к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
  • к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
  • к руководителю по отношению к подчиненным;
  • к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами7.

      Общей чертой управленческой работы является роль руководителя. Роль, по определению Минцберга, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Минцберг выделяет 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий:

    • межличностные роли;
    • информационные роли;
    • роли по принятию решений8.

      Роли  взаимозависимы и взаимодействуют  для создания единого целого. Межличностные  роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. Все эти 10 ролей определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретного предприятия.

      Играя роль, связанную с принятием решений, менеджер определяет направление роста предприятия. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри предприятия, так и за его пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда предприятие сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов предприятия, представляет его на всех значительных и важных переговорах. Выполняя информационную роль, менеджер собирает текущую информацию о внешней и внутренней среде предприятия, которую использует в интересах своего дела; выступает как центр внутренней и внешней информации, распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели предприятия, передает информацию для внешних контактов предприятия относительно планов, политики, действий, результатов работы предприятия, действует как эксперт по вопросам данной отрасли. Менеджер, выполняющий межличностные роли, является символическим главой, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового и социального характера. Он отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей предприятия, координирует их усилия, отвечает за набор и подготовку работников, обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги. Чтобы успешно выполнять перечисленные роли, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием9.

      Труд  менеджера не поддается нормированию из-за его многогранности и сложности, особенно в условиях перехода на рыночные отношения.

      К современным менеджерам относят  лиц с «индивидуальным подходом», помогающим подчиненным учиться на собственном опыте и поддерживающих в сотрудниках дух предпринимательства и творчества. Такие руководители успешно решают основные проблемы человеческих отношений, к которым принято относить: умение реагировать на непредсказуемые реакции подчиненных, преодоление дезинформации в коллективе; четкую формулировку требований к сотрудникам; установление с ними надежной обратной связи; способность выделить суть проблемы, поскольку люди не всегда правильно интерпретируют события и не всегда говорят то, о чем думают. Менеджеры ставят перед собой задачу дать подчиненным возможность достаточно зарабатывать, чувствовать удовлетворение от своего труда, участвовать в управлении предприятием, создавать условия для самостоятельного решения проблем. В этом уважении к личности человека проявляется высшая суть гуманизма менеджмента. 
По cpaвнeнию c дpyгими видaми тpyдa на предприятии, тpyд менеджера имeeт pяд cпeцифичecкиx ocoбeннocтeй:

  • oн пpeдcтaвляeт coбoй yмcтвeнный тpyд, cocтoящий из тpex видoв дeятeльнocти: opгaнизaциoннo-aдминиcтpaтивнoй и вocпитaтeльнoй, aнaлитичecкoй и кoнcтpyктивнoй, инфopмaциoннo-тexничecкoй;
  • yчacтвyeт в coздaнии мaтepиaльныx блaг и oкaзaнии ycлyг oпocpeдoвaннo, чepeз тpyд дpyгиx paбoтникoв;
  • пpeдмeтoм тpyдa являeтcя инфopмaция;
  • cpeдcтвoм тpyдa – opгaнизaциoннaя и вычиcлитeльнaя тexникa;
  • peзyльтaтoм тpyдa – yпpaвлeнчecкoe peшeниe.

      Чтoбы выпoлнять cвoи фyнкции, мeнeджepы дoлжны имeть cпeциaльныe знaния и oблaдaть cпocoбнocтью  иcпoльзoвaть иx в пoвceднeвнoй paбoтe пo yпpaвлeнию пpeдпpиятиeм10.

      Внешние факторы существенно воздействуют на трудовую деятельность менеджеров всех уровней. Например, изменившаяся отраслевая структура и переход  на горизонтальное управление изменили функции управления и труд менеджеров, а их богатый личный и производственный опыт вошел в противоречие с реальной действительностью. Многие менеджеры оказались не готовыми к конкуренции, столь естественной в рыночной экономике.

      Чтобы быть  эффективным менеджером, необходимо быть лидером, то есть обладать способностью влияния на поведение других  людей, заставляя их вести себя определенным образом. Выделяют несколько  аспектов лидерства на предприятии, одним из которых является стиль лидерства или  руководства. Стиль руководства отражает ценности и взгляды менеджера, его  отношение к подчиненным, его самооценку и особенности его личности. Эффективность конкретного стиля руководства зависит от ситуации, которая  включает в себя содержание выполняемой работы и индивидуальные характеристики  подчиненных. Эффективность и возможные пределы избранного стиля руководства  определяются тем, насколько хорошо сможет менеджер направить усилия работников  на достижение целей, решить конфликтную ситуацию, создать коллектив для работы и  управлять стрессовыми ситуациями.

      1.3 Принципы научной  организации труда  менеджеров.

      Под научной организацией управленческого труда понимают совокупность мероприятий, обеспечивающих планомерное и наиболее эффективное использование труда работников аппарата управления. Эти мероприятия должны обеспечить наиболее эффективную связь аппарата управления с управляемым коллективом и с внешними организациями11.

      Кроме того, должны быть обеспечены экономичность, оперативность и надежность управления. Управленческий труд является специфической  разновидностью умственного труда, прямо не участвующего в создании материально-вещественных ценностей. Но через организацию тура непосредственных исполнителей управленческий труд воздействует на предметы труда, тем самым прямо и непосредственно влияя на результаты производства. Специфической особенностью управленческого труда является то, что предметом труда является информация.

      Эффективность труда управления зависит от целого ряда организационных, экономических  и психологических условий. Это может быть прямой эффект, если результатом является сокращение численности или величины затрат на содержание административно-управленческого аппарата, или косвенный эффект, если результатом являются конечные результаты производства12.

      Для того чтобы более эффективно использовать способности работников, избавлять их от перегрузки, необходимо соблюдать некоторые принципы научной организации управленческого труда.

      Принцип специализации заключается в обеспечении правильного соотношения различной специальности и квалификации в соответствии с объемом работ по выполнению каждой управленческой функции. При этом должны учитываться образование, квалификация и индивидуальные качества каждого работника.

      Принцип синхронизации предполагает согласованность в деятельности различных работников по видам управленческих работ.

      Принцип прямоточности обеспечивает выбор кратчайших путей прохождения управленческой информации.

      Принцип ритмичности предусматривает равномерную загрузку каждого работника управления в течении рабочего дня и по периодам производства.

      Принцип стандартизации заключается в обеспечении руководителей подразделений стандартными средствами управленческого труда и формами документации.

      В сфере управленческой деятельности используется три вида нормирования.

      Нормы выработки устанавливают определенные объемы работ за определенное время. Они используются при нормировании труда технических исполнителей.

      Нормы обслуживания определяют количество технических средств управления, обслуживаемое одним работником в системе управления. Применяются при нормировании труда инженерно-технических работников.

      Нормы управляемости определяют количество работников, подчиненных непосредственно одному руководителю на определенном уровне управления13. 
 
 
 
 

      2 АНАЛИЗ  ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА МЕНЕДЖЕРОВ  ООО «АМЕТИС» 
       

      2.1 Организационно-экономическая  характеристика деятельности  предприятия

Информация о работе Совершенствование организации труда менеджеров на примере ООО «Аметис»