Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:00, шпаргалка
Управление и менеджмент, соотношение понятий, сущность, основные элементы.
Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия управление. Термин менеджмент широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России получают широкое распространение специальные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п.
Понятие менеджмент достаточно
быстро и прочно вошло в современный
отечественный экономический
Так что же такое менеджмент?
Во-первых, это современная наука и практическая
деятельность.
Во-вторых, это специальные знания и искусство
управления
Термин менеджмент многие полностью отождествляют
с понятием управление, считая введение
слова менеджмент лишь данью моде.
Однако необходимо обратить внимание
на то, что глагол управлять и существительное
управление применяются для всех без исключения
сфер и видов деятельности, где обеспечиваются
целенаправленность, согласованность
и координация движения составных частей
системы. В Советском энциклопедическом
словаре (изданном в начале 80-х годов) управление
определяется как элемент, функция организованных
систем различной природы (биологических,
социальных, технических), обеспечивающая
сохранение их определенной структуры,
поддержание режима деятельности, реализацию
их программ и целей. Однако методы, приемы
управления машиной, биологической системой,
политической партией или коммерческой
организацией неодинаковы.
В английском языке имеются глаголы: to
manage — управлять в хозяйственной сфере;
to governe — управлять в политической сфере;
to control — управлять в сфере техники.
Появление термина менеджмент — необходимое
уточнение в русском языке понятия управление
применительно к хозяйственной сфере,
бизнесу, управлению в условиях рынка.
То есть менеджмент — это управление организацией,
хозяйствующей в условиях рынка.
Д. Бодди и Р. Пейтон приводят в своем известном
учебнике Основы менеджмента мнение К.
Хэйлс о том, что менеджмент является всеобщей
человеческой деятельностью, так как каждый
человек управляет собой для организации
своей деловой, общественной или личной
жизни и достижения успеха во всех этих
областях.
Каждый индивид управляет собственной
жизнью, и в этом смысле все мы являемся
менеджерами.
2. Менеджмент организации, сущность, определение.
Определение и сущность менеджмента
В упрощенном понимании, менеджмент может быть представлен как деятельность по достижению поставленных целей организации, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению. Сегодня эта деятельность превратилась в самостоятельную профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.
Однако приведенное выше представление менеджмента является слишком общим для понимания сущности и отличительных особенностей специфической деятельности по управлению организацией для достижения ее целей. В литературе по менеджменту имеются различные определения этого понятия. В качестве примеров рассмотрим ряд из них, получивших наибольшее распространение :
1. Менеджмент
— это достижение целей
2. Менеджмент — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию).
3. Менеджмент
— это процесс планирования, организации,
руководства и контроля для
достижения целей организации
посредством
Несмотря
на различия, приведенные примеры
определения менеджмента
Термин «Менеджмент» (management) американского происхождения и не переводится на русский язык дословно. В русском переводе этот термин является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управлению организацией. Для корректности использования понятий (терминов) «менеджмент» и «управление» в сфере управления следует отразить их содержательные отличия:
Понятие «управление» намного шире. Оно применяется во многих видах человеческой деятельности и в разных ее сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т.д.), а также применительно к органам управления.
Термин
«менеджмент» применяется лишь к
управлению социально-экономическими
процессами на уровне предприятия, корпорации,
действующих в рыночных условиях,
хотя в последнее время его
стали употреблять и в
В англоязычных и других рыночно ориентированных странах термин «менеджмент» употребляется в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие понятия. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control», для государственного или общественного управления — термины «government administration» или «public administration» (переводится как государственное управление), а также другие термины (например, «business administration »).
Сущность
менеджмента составляет управление
организацией (хозяйствующим субъектом)
в условиях рынка, с учетом использования
методов и механизмов хозяйствования
в рыночной экономике. Прежде всего,
это проявляется в
Менеджмент представляет самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей предприятия (корпорации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов механизма менеджмента.
Основные
положения приведенной
Менеджмент
как самостоятельный вид
Под
хозяйственной деятельностью
Понятие технологического цикла включает получение результатов НИОКР, их внедрение в производство, разработку и совершенствование технологий производства, обеспечение требуемого качества продукции, осуществление коммерческих операций, проведение операций товародвижения, осуществление всех видов расчетов, обеспечение технического обслуживания продукции, материально-технического снабжения производства, обеспечение финансовыми ресурсами, персоналом и т.д.
Успешная хозяйственная деятельность предприятия требует управления, которое постоянно направлено на поиск и формирование новых возможностей, представляемых внешней средой и формируемых самим предприятием, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы самых разнообразных источников, добиваясь получения максимально возможного результата при минимальных затратах.
Определение целей предприятия на ближайшую и дальнейшую перспективу является одним из главных элементов в менеджменте. Различают общие цели, определяющие направления и концепцию развития предприятия в целом, и специфические, которые разрабатываются по основным видам его деятельности в рамках общих целей. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей предприятия и его обеспеченности соответствующими ресурсами, а также учета угроз и возможностей внешней среды.
Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме полученного результата. Это осуществляется в процессе управления, когда усилия работников предприятия (группы сотрудничающих людей) направляются на достижение его общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.
Менеджмент имеет свой собственный механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия при реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия.
Под механизмом менеджмента понимается внутреннее устройство, принципы, методы, процедуры, объективно обусловленные осуществлением хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена (цены, финансы, кредит, прибыль, фонды и формы экономического стимулирования, плата за ресурсы, развитие отношений собственности, маркетинг и т.п.). Механизм менеджмента, в свою очередь, состоит из общей технологии, определяемой как основы менеджмента, и экономического механизма.
Основы менеджмента включают общие технологические аспекты и механизмы, которые содержат: принципы, методы, функции управления и организационные структуры, управленческие решения и другие связующие элементы менеджмента, а также технологии процессов управления, научную организацию труда (в том числе менеджеров) и некоторые другие категории.
Экономический механизм менеджмента включает три основных блока: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом. Целью настоящего издания является рассмотрение механизма внутрифирменного управления. Управление производством и персоналом является предметом соответствующих специализированных дисциплин. Поэтому при изложении материалов по организации производства и проблемам управления трудовыми ресурсами автор счел возможным ограничиться только сведениями, отражающими основные подходы к эффективному управлению этой деятельностью и оценкой ее влияния на эффективность управления предприятием.