Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:00, шпаргалка

Краткое описание

Управление и менеджмент, соотношение понятий, сущность, основные элементы.
Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия управление. Термин менеджмент широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России получают широкое распространение специальные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п.

Файлы: 1 файл

Менеджмент ответы.docx

— 181.23 Кб (Скачать)

Невозможно, однако, определить все  переменные, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого  характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что  происходит во внешнем окружении  организации, определенным образом  влияет на решения организации. Для  практических целей можно рассматривать, однако, только те факторы, которые  наиболее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на ее успех.

 

19.Развитие идей управления в России и СССР.

 

Приказная система управления в России.

1.1 Образование приказной системы.

 

В конце XV - начале XVI в. формируются  общегосударственные органы управления. Первоначально таковыми являлись выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец и Казна. Дво-рец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появ-ляются специальные учреждения - «пути», отвечавшие за отдель-ные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они стали именоваться приказами. В начале XVI в. функционировало не менее 10 приказов. Их деятельность распространялась на всю тер-риторию государства. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV в. создавались «областные» дворцы - Тверс-кой, Новгородский, Рязанский и др. Процесс формирования ор-ганов государственного управления растянулся на несколько де-сятилетий и занял всю первую половину XVI в Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. М., 1982.

Образование приказной системы. Появление  приказов - органов центр-ального отраслевого управления - связано с созданием единого Русского государства. Первые приказы упоминаются в источниках с конца XV в. Однако процесс образования приказной системы управления был длительным и занял всю первую половину XVI в.

Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастанием их функций. Создавались они по мере надобности, часто без точного  определения компетенции, порядка  организа-ции и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов. Первоначально осуществ-ление отдельных функций единого Русского государства поруча-лось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Постепенно эти нерегулярные, разовые поручения (приказы в буквальном смысле слова) приобретали постоянный харак-тер, превращаясь в «пути» в своего рода отрасли управления. Стояв-шие во главе «пути» бояре именовались путными. С расширением круга задач путным боярам давались «для письма» чиновники - дья-ки и подьячие. Так появлялись канцелярии - «избы». На последнем этапе примерно к середине XVI в. возникают постоянно действую-щие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделения. За ними закрепилось название приказов.

Во второй половине XVI в. приказными становятся почти все отрасли  государственного управления. Важнейшую  роль в госу-дарственной системе играли общегосударственные приказы: Ка-зенный (известен с 1512 г., хранил царскую казну и печать); Раз-рядный (впервые упомянут в 1531 г., ведал служилыми людьми, назначал воевод в полки, руководил военными действиями); По-сольский (существовал с 1549 г., вел дипломатическую перепис-ку, организовывал прием послов, занимался выкупом и обменом пленных); Поместный (выделился из Разрядного приказа после 1555 г., ведал наделением дворян поместьями, производил опи-сания земель, рассматривал споры по земельным делам) Зимин А.А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972..

Военные функции, кроме упомянутого  выше Разрядного при-каза, выполняли также Стрелецкий, Оружейный, Бронный, Пуш-карский приказы и Приказ каменных дел. Последний занимался главным образом строительством крепостей и укреплений. Обще-государственное значение имели также Разбойный, Земский (осу-ществлял как и Разбойный приказ, административно-полицейс-кие функции, но только по Москве и Московскому уезду), Ямс-кой и некоторые другие приказы. Особое место занимал Челобит-ный приказ, учрежденный в 1550 г. и занимавшийся приемом и разбором челобитных грамот, поступавших на имя царя. Этот при-каз являлся своеобразным контрольным органом государства.

С 60-х гг. XVI в. стали создаваться  территориальные, или облас-тные, приказы. Они осуществляли государственное управление на присоединявшихся к Русскому государству землях.1 Куликов В. И., то же, стр.42 Первым таким приказом был Приказ Казанского дворца. В 90-х гг. XVI в. создают-ся судные приказы, заведовавшие судами для служилых людей на определенной территории: Московский, Владимирский, Дмит-ровский и Казанский. Функции ряда приказов были ограничены управлением царским дворцом и хозяйством: Приказ Большого дворца, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий. Эти приказы относились к группе дворцовых и подчинялись непос-редственно царю.

Характерной особенностью приказной  системы было сосредоточение в ведении  приказов не только управленческих, но и судебных функций. Поэтому бояре, возглавлявшие приказы, обыч-но именовались судьями. Помощниками боярина-судьи являлись дьяки. Они ведали делопроизводством, выполняли отдельные по-учения, руководили структурными подразделениями - столами. В штат приказов входил делопроизводственный персонал - подьячие, подразделявшиеся на старших, средних и младших.

 

В 30- 50-х гг. XVI в. была проведена реформа  местного управления, приведшая к  ликвидации кормлений. Власть наместников  и волостелей упразднялас-ь и заменялась выборными губными и земскими учреждениями, компетенция которых определялась специальными грамотами Законодательные акты Русского государства 2-й половины XVI -1-й половины XVII в. Л., 1966..

Губные учреждения осуществляли административно-полицей-ские и судебные функции на местах. Они состояли из губных изб во главе с одним -двумя губными старостами, избиравшимися дво-рянами и детьми боярскими. В помощь старостам выбирались из состоятельных крестьян и посадских людей губные целовальники -(они, принося присягу, целовали крест) и полицейские чины: сотские, пятидесятские, десятские. Губным избам была подчине-на территория округа - губа, первоначально совпадавшая с во-лостью или городом, а позднее Включавшая в свой состав один- - два уезда. Контроль за деятельностью губных органов осуществлял Разбойный приказ. В нем же утверждался в должности избранный губной староста.

Земские учреждения возникли позднее  губных. В ведении земс-ких изб находился сбор казенных податей, надзор за исполнени-ем повинностей, разбор гражданских и незначительных уголов-ных дел. Состав земских изб также формировался путем выборов. В уездах и волостях крестьяне черносошных и дворцовых земель и посадские люди избирали из своей среды «излюбленных голов» - земских старост и «лучших людей» - земских целовальников и судей. Территория, на которой Куликов В. И., то же, стр.43-44действовала земская изба, совпа-дала с городом или волостью. Однако проживавшие на ней бояре и дворяне были изъяты из компетенции земских органов. Земские избы были подконтрольны различным приказам.

Губные и земские органы создавались  постепенно, путем «жа-лования» грамот отдельным местностям. Единого указа об их вве-дении издано не было. Осуществление губной и земской реформ привело к появлению сословно-представительных учреждений на местах, что отвечало интересам дворянства, верхушки посада и зажиточной части черносошного крестьянства Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Л., 1969..

Вывод Появление приказов - органов  центр-ального отраслевого управления - связано с созданием единого Русского государства. Так же была проведена реформа местного управления, приведшая к ликвидации кормлений. Власть наместников и волостелей упразднялас-ь и заменялась выборными губными и земскими учреждениями, компетенция которых определялась специальными грамотами.

 

1.2 Влияние опричнины на политический  строй.

 

Отсутствие в Рос-сии самостоятельного «третьего сословия» обусловило слабость сословно-представительных учреждений как в центре, так и на местах. Серьезнейшим испытанием для сословно-представитель-ной монархии стала опричнина, объявленная Иваном IV в январе 1565 г. из Александровской слободы. Под угрозой отречения от престола Иван IV добился от Боярской думы согласия на разделе-ние государства на две части: опричнину, т. е. государев удел, и земщину, управлявшуюся Боярской думой и приказами. В оприч-нину Иван IV включил наиболее важные в стратегическом отно-шении и экономически развитые земли. Из опричнины выселя-лись бояре, и на их земли поселялись дворяне, входившие в опричное войско. Содержать его должно было население земщины. Введение опричнины сопровождалось опалами и казнями запо-дозренных в измене бояр. Параллельно с земщиной в опричнине сформировалась собственная система управления: государев двор и дворцовые приказы. Формально опричнина просуществовала до 1572 г Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М. 1963..

 

Целью опричнины было установление неограниченной власти монарха, деспотического самодержавия. Свое представление о  сущ-ности самодержавной власти Иван 1V изложил в одном из посла-ний А. Курбскому: «Мы своих холопов жаловать и казнить воль-ны». Безусловно, опричнина нанесла удар по пережиткам удель-ной системы, способствовав тем самым централизации государств-енного управления. Но террористические методы осуществления опричнины породили Куликов В. И., то же, стр.44 систему всеобщего страха перед влас-тью, подорвали сословно-представительные начала в управлении, разорили хозяйство страны и в конечном счете ослабили Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л., 1988..

 

Инициатива создания Второго ополчения  принадлежала ни-жегородцам. Осенью 1611 г. земский староста Кузьма Минин при-звал горожан подняться на борьбу с интервентами и с этой це-лью начать сбор средств. Почин нижегородцев был поддержан другими городами. Военным руководителем Второго ополчения стал князь Дмитрий Пожарский. В апреле 1612 г. Второе ополче-ние остановилось в Ярославле. Здесь было сформировано Вре-менное правительство страны - Совет всей земли. В его состав вошли представители духовенства, Боярской думы, выборные от дворян и городов. Ратными делами заведовал Д. Пожарский, земскими - казной, закупкой оружия и припасов, выдачей жа-лованья войску - К. Минин. Были образованы и правительствен-ные учреждения - приказы. В августе 1612 г. Второе ополчение начало осаду Москвы, а в октябре 1612 г. освободило ее от ин-тервентов Кобрин В.Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристокра-тии, XV-XVI вв. М., 1995..

 

Восстановление российской государственности. После изгнания поляков из Москвы перед Советом всей земли встал  вопрос о со-здании общепризнанной государственной власти. С этой целью в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор. Это было самое многочисленное (в его заседаниях участвовало свыше 800 человек от не менее 58 городов) и представительное (кроме высших сосло-вий, выборных от дворян и посадских людей на нем присутствова-ли «уездные люди», т. е. черносошные крестьяне) сословное собра-ние. Его основной задачей стало избрание нового царя. Собор сразу же единогласно постановил не избирать на царство иностранцев. Выбор Земского собора пал на Михаила Романова, приходившего-ся родственником угасшей династии Рюриковичей. 21 февраля 1613 г. он был избран на Земском соборе царем всея Руси.

 

Восстановление царской власти не прекратило Смуту. На юге обосновался  казачий атаман И. Заруцкий с сыном Лжедмитрия II и Марины Мнишек трехлетним Иваном, которого он намеревался провозгласить царем. Продолжались также военные действия с Польшей и Швецией. Летом 1614 г. И. Заруцкий был разбит пра-вительственными войсками, доставлен в Москву и казнен. Вместе с ним казнили и малолетнего Ивана. В 1617 г. Россия и Швеция в местечке Столбово подписали мирный договор. Но оставалась Польша, король которой, Сигизмунд III, не хотел признавать Михаила Федоровича законным царем. Осенью 1618 г. он послал в Россию с большим войском королевича Владислава, продолжавшего считать себя московским царем. Не сумев захватить Москву, Владислав был вынужден начать переговоры. В декабре 1618 г. между двумя странами было заключено Деулинское перемирие, прекра-тившее многолетнюю польскую интервенцию. Однако Владислав не отказался от царского титула и своих притязаний на московс-кий трон. Смута была завершена. Но Российское государство выш-ло из нее ослабленным.

 

Вывод Серьезнейшим испытанием для  сословно-представитель-ной монархии стала опричнина. Целью опричнины  было установление неограниченной власти монарха, деспотического самодержавия.

 

20.Организация и ее характерные черты.

 

Организация - социальная общность, состоящая  из группы людей, деятельность которых  сознательно координируется для  достижения общей цели или системы  целей.

 

Отсюда вытекают требования к организации:

наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы;

наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;

наличие членов группы, которые сознательно  работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель.

 

Приведенное определение справедливо  для формальной организации. Существуют неформальные организации, группы, которые  возникают спонтанно, и где люди вступают во взаимодействие друг с  другом достаточно регулярно. Образуются практически во всех формальных организациях, за исключением очень малых.

 

Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий:

рождение организации: главная  цель заключается в выживании; руководство  осуществляется одним лицом; основная задача - выход на рынок;

детство и юность: главная цель - получение прибыли в ближайшей  перспективе и ускоренный рост; стиль  руководства жесткий; основная задача - укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации  труда - планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных  льгот персоналу;

зрелость: главная цель - систематический  сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства  достигается за счет делегирования  полномочий; основная задача - рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации  труда - разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными  результатами;

старение организации: главная  цель - сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается  за счет координации действий, основная задача - обеспечить стабильность, свободный  режим организации труда, участие  и прибылях;

возрождение либо исчезновение: главная  цель состоит в обеспечении оживления  всех функций; рост организации достигается  за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача - омоложение, внедрение  инновационного механизма, внедрение  научной организации труда и  коллективное премирование

 

21.Формальные и неформальные организации.

 

Формальная организация - костяк административной структуры - представляет собой систему  узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально  заданных и жёстко закреплённых ролевых  предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует  систему требований функционального  разделения труда, а вертикальный (иерархический) - отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"