Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:00, шпаргалка

Краткое описание

Управление и менеджмент, соотношение понятий, сущность, основные элементы.
Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия управление. Термин менеджмент широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России получают широкое распространение специальные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п.

Файлы: 1 файл

Менеджмент ответы.docx

— 181.23 Кб (Скачать)

 

     Указанные характеристики  культуры организации, взятые  вместе, отражают и придают смысл  концепции организационной культуры.

 

     Можно выделить несколько  основных признаков организационной  культуры, по которым они различаются  между собой:

 

   ♦ отражение в миссии  организации ее основных целей;

 

   ♦ направленность на  решение личных проблем или  производственных задач фирмы;

 

   ♦ преданность или безразличие  людей к организации;

 

   ♦ источник и роль  власти;

 

   ♦ стили управления, способы  оценки работников;

 

   ♦ ориентация на самостоятельность,  независимость или подчиненность;

 

   ♦ предпочтение групповых  или индивидуальных форм труда  и принятия решений;

 

   ♦ преобладание сотрудничества  или соперничества, конформизма  и индивидуализма;

 

   ♦ степень принятия риска,  подчиненности планам и регламентам;

 

   ♦ ориентация на стабильность  или изменения.

 

     Корпоративная культура («культура организации», «фирменная  культура», «культура предпринимательства») — это набор наиболее важных  положений, применяемых членами  организации и получающих выражение  в заявляемых организацией ценностях  и нормах, которые служат ориентирами  поведения и действий персонала. 

 

     Под организационной  культурой понимается система  коллективно разделяемых ценностей,  символов, убеждений, обрядов, образцов  по­ведения членов организации,  выдержавших испытание временем. Культура придает единообразие  совместным действиям людей, формирует  общую для всех психологию.

 

     Под ценностями понимаются  свойства тех или иных предметов,  процессов и явлений, обладающие  эмоциональной привлекательностью  для большинства членов организации,  что позволяет им служить образцами,  ориентирами, правилом поведения.  К ценностям относятся цели, характер  внутренних взаимоотношений, ориентированность  поведения людей, исполнительность, новаторство, инициатива трудовая  и профессиональная этика и  пр.

 

     Главные ценности, объединенные  в систему, образуют философию  организации, Философия отражает  восприятие организацией себя  и своего предназначения, главные  направления деятельности, создает  ос­нову выработки подходов к управлению (стиль, мотивационные принципы, информационные ориентиры, порядок разрешения конфликтов), упорядочивает деятельность персонала на основе общих принципов, облегчает освоение требований администрации, формирует общие уни­версальные правила поведения.

 

    Обряд - повторяющееся  мероприятие, проводимое в определенное  время и по специальному поводу: чествование ветеранов, проводы  на пенсию, посвящение в молодые  рабочие.

 

    Ритуал - совокупность мероприятий  (обрядов), оказывающих психологическое  влияние на работников с целью  укрепления преданности ей, затушевывания  истинного смысла тех или иных  сторон ее деятельности, обучения  организационным ценностям и  формирования необходимых убеждений.  Работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день  с пения гимнов.

 

     Легенды и мифы  отражают в нужном свете и  в закодированной форме историю  организации, унаследованные ценности, приукрашенные портреты ее известных  деятелей. Они информируют (каков  главный босс, как он реагирует  на промахи; может ли простой  сотрудник стать руководителем  и пр.), снижают неопределенность, советуют, учат, направляют поведение  персонала в нужную сторону,  создают образцы для подражания. Во многих западных фирмах  в ходу легенды о бережливости  и рачительности их основателей,  которые за счет этих качеств  сумели разбогатеть, их заботливом, отеческом отношении к подчиненным.

 

    Обычай есть форма  социальной регуляции деятельности  людей и их отношений, воспринятая  из прошлого без каких бы  то ни было изменений.

 

    Нормы и стиль поведения  — отношение между работниками,  внешним субъектам, осуществление  управленческих действий, решение  проблем.

 

    Лозунги, - призывы, в  краткой форме отражающие руководящие  задачи, идеи. В форме лозунга  часто формулируется миссия организации.

 

    Традиции - ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения  членов организации, привнесенные  из прошлого в настоящее. Они  бывают позитивными (доброжелательное  отношение к новым сотрудникам)  и негативными (дедовщина).

 

   Менталитет - образ мышления  работников, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием  членов организации. 

 

     Специалисты выделяют  две важные особенности культуры:

 

    1) многоуровневость. Поверхностный уровень образует способы поведения людей, ритуалы, эмблемы, дизайн, униформа, язык, лозунги и пр. Промежуточный уровень составляют укоренившиеся ценности и верования. Глубинный уровень представлен философией фирмы;

 

    2) многогранность, многоаспектность. Культура организации, во-первых, состоит из субкультур отдельных  подразделений или социальных  групп, существующих под «крышей»  общей культуры (они могут конкретизировать  и развивать последнюю, могут  мирно существовать наряду с  ней, а могут ей противоречить). Во-вторых, организационная культура  включает субкультуры тех или  иных направлений и сторон  деятельности — предпринимательство,  управление, деловое общение, внутренние  взаимоотношения.

 

     В организации кроме общей культуры может быть много «локальных» субкультур:  одна, преобладающая во всей корпорации культура и культура ее частей (уровней; подразделений; профессиональных, региональных, национальных, возрастных, половых и других групп).

 

     В организации может  существовать контркультур. Данный  вид культуры появляются в  период стресса или кризиса,  когда существующая система поддержки  разрушилась и люди пытаются восстановить какой-то контроль за своей жизнью в организации.

 

     Условно рассматривают  три уровня культуры в бизнесе:

 

   • первый — это национальная  культура;

 

   • второй — организационная  культура данной организации;

 

   • третий, нижний, — это  управленческая культура. Ее еще  называют «стилем руководителя»  — как руководитель реализуется  в своих действиях.

 

     Выделяют следующие  элементы системы показателей  анализа культуры.

 

   Система семьи — семейные  отношения и путь, с помощью  которого люди воспроизводят,  обучают и вводят в общество  своих детей. В семье дети  впервые вырабатывают образцы  поведения, необходимые им для  выполнения в будущем различных  ролей в организации (например, отношения по статусу, возрасту, полу и т.п.).

 

   Система образования —  то, как молодые и новые члены  общества обеспечиваются информацией,  знаниями, навыками и ценностными  ориентирами. В одних культурах  больше учат через то, что не  надо делать, а в других —  наоборот.

 

   Экономическая система —  способ, с помощью которого общество  производит и распределяет товары  и услуги: групповой, коллективный  и индивидуальный подходы.

 

   Политическая система —  то, что преимущественно используется  для поддержания порядка и  существующей власти. Могут быть  атрибуты племенного и даже  родового подхода, а могут быть  элементы развитой демократии.

 

   Религиозная система —  нематериальные духовные средства  обеспечения смысла и мотивации  в действиях людей, определяет  мораль и преобладающие ценности  в обществе, на которые ориентируются  орга­низации.

 

   Система социализации —  сеть и принципы социального  группирования, создаваемые людьми  в данном обществе.

 

   Система здоровья — способ, с помощью которого культура  предотвращает и исцеляет заболевания,  а также проявляет заботу о  слабо защищенных, жертвах бедствий  и инцидентов.

 

   Система отдыха — пути  социализации людей и использования  своего свободного времени: внимание  спорту, виды активного отдыха, народные  танцы и пение, посещение зрелищ  и т.д.

 

      Определенное упорядочение  и систематизацию в изучение и описание российской культуры внесли работы Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева, В.О. Ключевского, Г.Ш. Милюкова, П.Я. Чаадаева и др.

 

      В основе социоцентрического характера россиян, во многом определявшего взаимоотношения людей, лежит антиличностная социальная установка и замещение понятия свободы в ментальное русского человека понятием воли, которые блокируют всякую индивидуальность, незапрограммированную активность.

 

      В России существуют  две основные проблемы: проблема  власти, поскольку руководитель  в системе без власти — не  руководитель, и проблема отношения  к работе. В большинстве российских  деловых организаций власть построена  по принципу виноградной грозди: во-первых, сверху вниз, а во-вторых, кластерами (замкнутыми группами). И  хотя между ними существуют  какие-то информационные и иные  связи, ярко выражена обособленность  каждой группы. Власть считается  больше с группой, чем с индивидом.

 

Функции оргкультуры

 

     По отношению к  организации культура выполняет  ряд важных функций.

 

   1. Охранная - создание барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий, реализуется через запреты, «табу», ограничивающие нормы.

 

   2. Интегрирующая - формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление других включиться в нее, что облегчает решение кадровых вопросов.

 

   3. Регулирующая - поддерживает  правила и нормы поведения  работников, их взаимоотношений,  контактов с внешним миром,  что является гарантией ее  стабильности, уменьшает возможность  нежелательных конфликтов.

 

   4. Адаптивная - облегчает приспособление людей друг к другу и к организации, реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, совместные мероприятия.

 

   5. Ориентирующая - направляет  деятельность организации и ее участников.

 

   6. Мотивационная - создает необходимые стимулы.

 

   7. Формирование имиджа организации  (образа в глазах окружающих). Имидж является результатом непроизвольного  синтеза людьми отдельных элементов  культуры организации в некое  неуловимое целое, оказывающее  огромное воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.

 

30.Новая модель  современного менеджера, основные требования.

 

Современный менеджер выступает в  системе общественного производства как управляющий — дипломат —  лидер — воспитатель — организатор  — инноватор — человек. Основные требования к личности: компетентность, владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения.

Дипломат. Среди перечня менеджерских умений в последнее время на первый план все чаще выдвигается умение проводить переговоры. Современные  менеджеры тратят свое рабочее время  в основном на установление и развитие человеческих контактов, которые могли  бы продвигать производство, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, налаживание контактов  с властями. Эти функции сродни функциям менеджера-маклера и требуют хорошо развитых дипломатических навыков.

Менеджер-лидер. В российской теории менеджмента пока крепко держится традиция разделять функции менеджера  и лидера. Функции первого —  профессионально осуществлять действия, необходимые для поддержания  деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы). Вторые должны вести за собой людей, их главная  функция — обеспечение бесперебойной  работы человеческой подсистемы бизнеса. Современное понимание функций  менеджера требуют от него профессионального  владения как тем, так и другим.

Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производства требования к персоналу  возрастают. С одной стороны, сегодня  персонал должен обладать повышенной технологической эрудицией, с другой стороны — высокой нравственностью. Техническому совершенствованию работников уделяется большое внимание. Нравственное воспитание как отлаженный механизм практически не существует. Между  тем история показывает, что степень  воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием экономического роста (этические системы  оказываются мощным фактором экономического развития).

Менеджер-инноватор. Мир вступает в эпоху информационной культуры, и одна из главных функций менеджера — инновационная. Медлительность в ее исполнении грозит отбросить производство назад. Инновации необходимы, так как производительность труда и качество продукции легче и быстрее повышается при использовании новой техники и технологии.

Менеджер-человек. Менеджер — это личность, т. е. сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности менеджера.

 

Все капитальные труды по менеджменту  содержат перечни качеств идеального менеджера. Их можно разделить на две группы: 1) биологические и  социально-экономические характеристики и 2) личностные качества.

 

Биологические качества менеджера. Черты  данной группы носят объективный  характер — не зависят от сознания и психики личности. Прежде всего это пол, возраст, здоровье, темперамент, способности.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"