Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:00, шпаргалка
Управление и менеджмент, соотношение понятий, сущность, основные элементы.
Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия управление. Термин менеджмент широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России получают широкое распространение специальные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п.
Указанные характеристики
культуры организации, взятые
вместе, отражают и придают смысл
концепции организационной
Можно выделить несколько
основных признаков
♦ отражение в миссии организации ее основных целей;
♦ направленность на решение личных проблем или производственных задач фирмы;
♦ преданность или безразличие людей к организации;
♦ источник и роль власти;
♦ стили управления, способы оценки работников;
♦ ориентация на
♦ предпочтение групповых или индивидуальных форм труда и принятия решений;
♦ преобладание сотрудничества
или соперничества,
♦ степень принятия риска,
подчиненности планам и
♦ ориентация на стабильность или изменения.
Корпоративная культура
(«культура организации», «фирменная
культура», «культура
Под организационной
культурой понимается система
коллективно разделяемых
Под ценностями понимаются
свойства тех или иных
Главные ценности, объединенные
в систему, образуют философию
организации, Философия
Обряд - повторяющееся
мероприятие, проводимое в
Ритуал - совокупность мероприятий
(обрядов), оказывающих психологическое
влияние на работников с целью
укрепления преданности ей, затушевывания
истинного смысла тех или иных
сторон ее деятельности, обучения
организационным ценностям и
формирования необходимых
Легенды и мифы
отражают в нужном свете и
в закодированной форме
Обычай есть форма
социальной регуляции
Нормы и стиль поведения
— отношение между работниками,
Лозунги, - призывы, в
краткой форме отражающие
Традиции - ценности, обычаи,
обряды, ритуалы, нормы поведения
членов организации,
Менталитет - образ мышления работников, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием членов организации.
Специалисты выделяют
две важные особенности
1) многоуровневость. Поверхностный уровень образует способы поведения людей, ритуалы, эмблемы, дизайн, униформа, язык, лозунги и пр. Промежуточный уровень составляют укоренившиеся ценности и верования. Глубинный уровень представлен философией фирмы;
2) многогранность, многоаспектность.
Культура организации, во-
В организации кроме общей культуры может быть много «локальных» субкультур: одна, преобладающая во всей корпорации культура и культура ее частей (уровней; подразделений; профессиональных, региональных, национальных, возрастных, половых и других групп).
В организации может
существовать контркультур. Данный
вид культуры появляются в
период стресса или кризиса,
когда существующая система
Условно рассматривают три уровня культуры в бизнесе:
• первый — это национальная культура;
• второй — организационная культура данной организации;
• третий, нижний, — это
управленческая культура. Ее еще
называют «стилем руководителя»
Выделяют следующие элементы системы показателей анализа культуры.
Система семьи — семейные
отношения и путь, с помощью
которого люди воспроизводят,
обучают и вводят в общество
своих детей. В семье дети
впервые вырабатывают образцы
поведения, необходимые им для
выполнения в будущем
Система образования —
то, как молодые и новые члены
общества обеспечиваются
Экономическая система —
способ, с помощью которого общество
производит и распределяет
Политическая система —
то, что преимущественно
Религиозная система —
нематериальные духовные
Система социализации —
сеть и принципы социального
группирования, создаваемые
Система здоровья — способ,
с помощью которого культура
предотвращает и исцеляет
Система отдыха — пути
социализации людей и
Определенное упорядочение и систематизацию в изучение и описание российской культуры внесли работы Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева, В.О. Ключевского, Г.Ш. Милюкова, П.Я. Чаадаева и др.
В основе социоцентрического характера россиян, во многом определявшего взаимоотношения людей, лежит антиличностная социальная установка и замещение понятия свободы в ментальное русского человека понятием воли, которые блокируют всякую индивидуальность, незапрограммированную активность.
В России существуют
две основные проблемы: проблема
власти, поскольку руководитель
в системе без власти — не
руководитель, и проблема отношения
к работе. В большинстве российских
деловых организаций власть
Функции оргкультуры
По отношению к
организации культура
1. Охранная - создание барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий, реализуется через запреты, «табу», ограничивающие нормы.
2. Интегрирующая - формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление других включиться в нее, что облегчает решение кадровых вопросов.
3. Регулирующая - поддерживает правила и нормы поведения работников, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.
4. Адаптивная - облегчает приспособление людей друг к другу и к организации, реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, совместные мероприятия.
5. Ориентирующая - направляет деятельность организации и ее участников.
6. Мотивационная - создает необходимые стимулы.
7. Формирование имиджа
30.Новая модель современного менеджера, основные требования.
Современный менеджер выступает в
системе общественного
Дипломат. Среди перечня менеджерских умений в последнее время на первый план все чаще выдвигается умение проводить переговоры. Современные менеджеры тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, которые могли бы продвигать производство, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, налаживание контактов с властями. Эти функции сродни функциям менеджера-маклера и требуют хорошо развитых дипломатических навыков.
Менеджер-лидер. В российской теории
менеджмента пока крепко держится традиция
разделять функции менеджера
и лидера. Функции первого —
профессионально осуществлять действия,
необходимые для поддержания
деятельности материальной подсистемы
бизнеса (ресурсы, процедуры производства,
технологические процессы). Вторые
должны вести за собой людей, их главная
функция — обеспечение
Менеджер-воспитатель. По мере усложнения
производства требования к персоналу
возрастают. С одной стороны, сегодня
персонал должен обладать повышенной
технологической эрудицией, с другой
стороны — высокой
Менеджер-инноватор. Мир вступает в эпоху информационной культуры, и одна из главных функций менеджера — инновационная. Медлительность в ее исполнении грозит отбросить производство назад. Инновации необходимы, так как производительность труда и качество продукции легче и быстрее повышается при использовании новой техники и технологии.
Менеджер-человек. Менеджер — это личность, т. е. сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности менеджера.
Все капитальные труды по менеджменту
содержат перечни качеств идеального
менеджера. Их можно разделить на
две группы: 1) биологические и
социально-экономические
Биологические качества менеджера. Черты данной группы носят объективный характер — не зависят от сознания и психики личности. Прежде всего это пол, возраст, здоровье, темперамент, способности.