Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:00, шпаргалка

Краткое описание

Управление и менеджмент, соотношение понятий, сущность, основные элементы.
Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия управление. Термин менеджмент широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России получают широкое распространение специальные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п.

Файлы: 1 файл

Менеджмент ответы.docx

— 181.23 Кб (Скачать)

 

4. Единоначалие. Этот принцип Файоля привел к возникновению его разногласий с Тейлором. Не коллегиальность, считал он, а приказ от вышестоящего сотрудника обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства. Выполнение указаний от двух, трех и более руководителей -- угроза власти, дисциплине и стабильности.

 

5. Единство руководства. Согласно  этому принципу деятельность, преследующая  одну и ту же цель, должна  организовываться одним руководителем  в соответствии с единым планом. Лишь при таких условиях возможно обеспечить координацию и концентрацию усилий.

 

6. Подчинение частных интересов  общим. Этот принцип был доводом  против невежества, честолюбия, эгоизма,  лени и других человеческих  пороков, которые приводили к  возникновению конфликтов, пренебреже-нию индивидами или группами индивидов общими интересами в угоду частным.

 

7. Вознаграждение. Оплата, должностной  оклад, премия, разделение прибыли,  все другие методы стимулирования  труда должны быть справедливыми.  Файоль пришел к выводу, что стимулирование труда зависит от многих факторов, но цель одна -- обеспечить максимально возможное удовлетворение интересов сотрудников и работодателей.

 

8. Централизация. Любой организации  свойственна централизация. Она  не устанавливается либо отменяется  менеджером. Вопрос централизации  или децентрализации -- это вопрос их соотношения, т.е. определения оптимального уровня концентрации илирассредоточения власти. Файоль категорично и однозначно определил соотношение централизации и децентрализации. По его мнению, "все, что направлено на повышение значения и роли подчиненных -- децентрализация, а что направлено на их сниже-ние -- централизация".

 

9. Скалярная цепь. Она представляла  собой "цепь начальников"  от самого высокого до самого  низкого ранга. Иначе ее можно  охарактеризовать как должностную  структуру, которая представляет  собой путь достижения власти  и каналы передачи информации.

 

10. Порядок. В сравнении с изложенным в перво-начальных принципах 1908 г. этот принцип значительно расширился за счет отнесения его и к сырью, материалам, оборудованию. Что касается персонала, то порядок для его представителя -- это цель, а цель четко устанавливается в структуре деятельности.

 

11. Справедливость. Лояльность и  преданность персонала должны  обеспечиваться уважительным и  справедливым отношением администрации  к подчиненным.

 

12. Стабильность персонала. Излишняя  текучесть кадров негативно влияет  на издержки производства и  его эффективность. Она является  одновременно и причиной, и следствием  плохого управления.

 

13. Инициатива. Этот принцип предполагал  проявление каждым работником  усердия и энергии во всех  начинаниях.

 

14. Корпоративный дух. Гармония  всех занятых на предприятиях  и их единство в достижении  цели -- такова сущность этого принципа. В единстве не только сила, но и успех достижения целей бизнеса.

16.Школа «человеческих отношений».

 

Особенности школы человеческих отношений. Движение за человеческие отношения  зародилось в ответ на неспособность  со стороны представителей научного управления и классической школы  полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной  организации. Наибольший вклад в  развитие школы человеческих отношений (1930—1950) внесли два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.

 

Более поздние исследования, проведенные  Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, по Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, а это будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе.

 

Развитие поведенческих отношений. Среди наиболее крупных фигур  более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

 

Новый подход стремился в большей  степени оказать помощь работнику  в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих  наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение  эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял  в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет  способствовать повышению эффективности  и работника, и организации. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.

 

17.Системный подход в менеджменте и его значение.

 

Системный подход

 

Изначальный недостаток подходов различных  школ к управлению заключается в  том, что они сосредоточивают  внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность  управления как результирующую, зависящую  от многих различных факторов. Применение теории систем к управлению облегчило  для руководителей задачу увидеть  организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются  с внешним миром. Эта теория также  помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Системные концепции

Теория систем была впервые применена  в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим  вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор  каких-то руководств или принципов  для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и  управлению. Чтобы осознать, как  системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более  эффективно достичь целей, определим  сначала, что такое система.

• Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад  в характеристики целого.

Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем  смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые  вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими  системами. Точно так же, как и  в биологическом организме, в  организации части ее взаимосвязаны.

 

Открытые и закрытые системы. Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет  жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы. Часы - знакомый пример закрытой системы.

Открытая система характеризуется  взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это  объекты обмена с внешней средой проницаемые границы системы. Такая  система не является само обеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающий извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что  все организации являются открытыми  системами. Выживание любой организации  зависит от внешнего мира.

 

Подсистемы. Крупные составляющие сложный систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом.

Понимание того, что организации  представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых  подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась  практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления - главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации.

Сейчас широко распространена точка  зрения, что внешние силы могут  быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют - какое из средств арсенала управления может оказаться успешным.

 

Модель организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация  обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта  продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит  в окружающую среду. Если организация  управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж и т.п.

 

18.Ситуационный подход в менеджменте и его основоположники.

Ситуационный  подход

 

Ситуационный подход внес большой  вклад в теорию управления, используя  возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям  и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию  в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается  ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации.

Ситуационный подход, разработанный  в конце 60-х годов, не считает, что  концепция традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы.

Ситуационный подход и процесс  управления

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и  их решениях. В нем также сохранена  концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс  одинаков, специфические приемы, которые  должен использовать руководитель для  эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Ситуационный подход пытается увязать  конкретные приемы и концепции с  определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей  организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется  на ситуационных различиях между  организациями и внутри самих  организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность  организации. Методологию ситуационного  подхода можно объяснить как  четырех шаговый процесс:

1. Руководитель должен быть знаком  со средствами профессионального  управления, которые доказали свою  эффективность. Это подразумевает  понимание процесса управления, индивидуального и группового  поведения, системного анализа,  методов планирования и контроля  и количественных методов принятия  решений.

2. Каждая из управленческих концепций  и методик имеет свои сильны и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь  правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее  важными в данной ситуации  и какой вероятный эффект может  повлечь за собой изменение  одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь  увязывать конкретные приемы, которые  вызвали бы наименьший отрицательный  эффект и таили бы меньше  всего недостатков, с конкретными  ситуациями, тем самым обеспечивая  достижение целей организации  самым эффективным путем в  условиях существующих обстоятельств.

Ситуационные переменные. Успех  или неуспех ситуационного подхода  в значительной степени зависит  от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные  характеристики или приспособить метод  к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости  прибегать к догадкам или методу “проб и ошибок” для определения  наиболее подходящего решения организационных  проблем. И хотя ситуационный метод  еще не был полностью обоснован, недавние исследования указывают, что  некоторые ситуационные переменные могут быть вычленены. Установление этих основных переменных, особенно, в  области лидерства и поведения организационных структур, а также количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного похода в управление.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"