Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:00, шпаргалка

Краткое описание

Управление и менеджмент, соотношение понятий, сущность, основные элементы.
Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия управление. Термин менеджмент широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России получают широкое распространение специальные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п.

Файлы: 1 файл

Менеджмент ответы.docx

— 181.23 Кб (Скачать)

Рабочее место отдельного работника  и отдельного структурного подразделения  в формальной организации легко  определяется позициями, которые они  занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В одном случае такая позиция  называется функцией, в другой - статусом.

Система безличных требований фиксируется  нормами и образцами поведения, которые представляют собой основные элементы культуры. Они фиксируются  в ролевых предписаниях. Формальную организацию с полным правом следует  отнести к числу наиболее древних  социальных изобретений человечества, направленных на рационализацию управления и эффективность кооперированной  деятельности. Поскольку её цель - сделать  управление людьми эффективным, а поведение  контролируемым и предсказуемым, в  фундаменте такой организации лежит  принцип максимального упрощения  и стандартизации отношений. Это  достигается формализацией ролевых  предписаний, введением безличных  стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации.

Формальная структура образует каркас отношений в организации, придаёт их необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать  процесс целедостижения. Вместе с тем она порождает ряд неустранимых дисфункций, поэтому служит для социологов самых разных направлений объектом критики.

Неформальная организация - вторая подсистема. Она базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие  от формальной неформальная организация  строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная организация не является жёстко структурированной, вектор её направленности меняется. При этом её направленность может как усиливать внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Вся она строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жёстко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие придаёт гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жёсткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создаётся отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.

Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друг друга, а иногда и противоборствуют. Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена следующими факторами:

• невозможность стандартизировать  всю совокупность отношений, возникающих  на производстве по поводу трудовой деятельности;

• неизбежность возникновения в  организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений;

• необходимость отработки новых  стандартов поведения, которые первоначально  возникают именно в неформальной организации и лишь затем переносятся в формальную;

• невозможность сведения отношений  между людьми только к деловым  задачам, поэтому всё многообразие неделовых отношений.

 

Именно последнее условие дало специалистам возможность разделить  неформальную организацию на два  блока: неформальную организацию как  тип неформальной организации, возникающей  по поводу трудовой деятельности, и  так называемую социально-психологическую  организацию, регулирующую внепроизводственные  связи людей. Характеризуя роль неформальной организации внепроизводственной  сферы, они отмечают её роль в поддержании  социальной целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании  у работников высокой самооценки и самоуважения. Видимо, неформальная организация выступает своеобразным буфером между человеком и  жесткой формальной организацией. Она  проявляет себя главным образом  на уровне контактных коллективов, малых  групп и опирается на спонтанно  формирующиеся здесь межличностные  нормы, ценности, механизмы сплочённости и лидерства, на выработанные группой  санкции за отклоняющееся поведение.

 

22.Внутренняя и внешняя среда организации.

Все организации являются открытыми  системами, т. е. они испытывают влияние  внешней среды. Эффективный менеджер должен держать в центре внимания внутренние переменные организации  и оценивать состояние внешней  среды.

 

Основными внутренними переменными  организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.

 

Цели - это желаемый результат, который  стремится достигнуть человек или  организация.

В ходе управления руководство разрабатывает  цели и сообщает их исполнителям. Цели являются мощным мобилизующим фактором. У каждой организации есть множество  целей.

 

В качестве целей на предприятиях торговли могут возникать увеличение объема товарооборота, увеличение каналов  сбыта продукции, увеличение доли на рынке, повышение имиджа предприятия  и т. д.

 

Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных  в такой форме, которая позволяет  наиболее эффективно достигать целей  организации.

 

Структура основывается на делегировании  полномочий, т. е. работа закрепляется за теми работниками, которые могут  лучше выполнить эту работу с  точки зрения организации как  целого.

 

Задачи - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее  установленным способом в заранее  оговоренные сроки.

С технической точки зрения задача предписывается не работнику, а его  должности.

 

Предполагается, что если все задачи организации будут выполняться  определенным способом в установленные  сроки, то деятельность организации  будет успешной.

 

Технология - это средство преобразования входов, будь то люди, информация или  материалы, в исходящие результаты.

 

Люди, различаются своими способностями.

 

Организации всегда пытаются воспользоваться  различными способностями при решении  вопроса, какую должность и какую работу будет выполнять конкретный работник. В этом и заключается использование выгоды от специализации.

 

На предприятие влияет также  внешняя среда. Различают факторы  прямого воздействия и косвенного воздействия внешней среды.

К факторам прямого воздействия  относят: закон, поставщиков, конкурентов, потребителей и профсоюзы.

К факторам косвенного воздействия  относят: состояние экономики, научно-технический  прогресс, политику, социально-культурный фактор, а также международный  фактор.

 

Руководитель предприятия не в  силах изменить внешнюю среду. Следовательно, он должен изучать ее и приспосабливаться  к ней. При этом следует использовать выгоды для организации из внешней  среды и отводить угрозы от организации, которые могут от нее исходить.

 

Внешняя среда имеет следующие  характеристики:

 

сложность среды, так как она  характеризуется большим числом факторов, на которые организация  должна реагировать;

подвижность среды - это скорость, с которой происходит изменение  в окружающей организацию среде;

неопределенность внешней среды  предполагает, что если информации мало или есть сомнения в ее точности, то среда становится более неопределенной, что затрудняет работу организации.

 

23.Менеджер как профессия. Типы профессиональной карьеры.

Ни одна компания не может существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные  менеджеры. Поэтому можно сказать, что сегодня менеджер - одна из основных и наиболее востребованных профессий.

 

Английское слово "management", употребляемое в русском языке без перевода происходит от латинского слова "манус" - "рука". Первоначально это слово использовалось в области управления животными и обозначало искусство управления ими. Позднее оно было распространено на сферу человеческой деятельности и стало применяться для обозначения процессов управления людьми и организациями. Современное понимание этого термина, которое приведено в Оксфордском словаре, определяет менеджмент как:

 

1) вид деятельности, процесс управления  людьми в разнообразных организациях,

 

2) область человеческого знания, особое искусство, навык управления,

 

3) определенную категорию людей,  осуществляющих работу по управлению, совокупность (группу) менеджеров отрасли,  предприятия, подразделения. 

 

Итак, менеджмент - это в первую очередь управление. А управление, по определению Питера Друкера, это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Поэтому менеджмент можно определить как совокупность методов, принципов, средств и форм управления организацией с целью повышения эффективности ее работы. А менеджера - как работника компании, принявшего на себя ответственность за качественное исполнение порученных ему производственных процессов и с этой целью управляющего подчиненными ему работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.

 

Каждое структурное подразделение  фирмы возглавляет менеджер, основной вид деятельности которого включает в себя управление внутренними процессами в подразделении и согласование их со всеми внешними процессами. По аналогии с группированием структурных  подразделений, одни менеджеры подчиняются  другим менеджерам, образуя таким образом иерархию менеджеров (управленческую иерархию).

 

Следует также учесть, что высокий  уровень квалификации и большой  объем ответственности работника  еще не означают того, что он является менеджером. Если он самостоятельно и  единолично выполняет работу, связанную  с управлением, то это еще не дает оснований считать его менеджером. Потребность в менеджменте появляется только в том случае, когда объем работы и ее сложность требуют привлечения дополнительных работников, специализирующихся в конкретных вопросах, и возникает необходимость управлять их деятельностью.

 

Конечной целью деятельности любого менеджера является достижение требуемого результата (качества) всех производственных процессов, которые выполняются  в возглавляемом им структурном  подразделении. Управление людьми - работниками  компании не является целью его деятельности, и представляет собой только способ и средство, позволяющие менеджеру  добиться нужных результатов.

 

По мнению специалистов, у данной профессии есть ряд особенностей:

Менеджер - это руководитель и у  него всегда имеются подчиненные.

Менеджер может быть предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным работником.

Менеджер может руководить коммерческой либо некоммерческой организацией.

Менеджеры возглавляют государственные, общественные и религиозные организации, и этот список можно продолжить.

При этом менеджер может возглавлять  предприятие и организацию (менеджеры  высшего звена), а может возглавлять  только часть ее (менеджеры среднего, низшего звена).

 

Среди основных функций менеджера  выделяют:

Планирование - определение целей  организации и действий по их достижению;

Организация - структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность  работы;

Распорядительство - это процесс  доведение решений от менеджера  к его сотрудникам;

Координация - согласование и установление взаимосвязей для достижения поставленных целей;

Мотивация - создание условий, побуждающих  сотрудников эффективно выполнять  работу в соответствии их обязанностями;

Контроль - обеспечение достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее выполнения и своевременной корректировки  ошибок.

Управление же отдельным работником (менеджером младшего звена или специалистом) включает в себя следующий минимальный  набор действий и процедур, выполняемых  менеджером:

Передача прав и ресурсов: подчиненным  менеджерам передается право управлять  работниками и право распоряжаться  ресурсами, подчиненным специалистам - только право распоряжаться ресурсами.

Анализ результатов и формирование оценки эффективности деятельности подчиненных.

Подготовка и осуществление  корректирующих управленческих действий.

Специалисты отмечают, что в функциональном плане все действия менеджера  условно могут быть распределены по трем группам. Можно считать, что  исполнение функций, отнесенных к одной  из трех групп, соответствует одной  из трех ролей руководителя.

 

В этой системе главное место  занимает "Администратор", который  производит необходимые действия по управлению подчиненными ему работниками  и формированию нужной микросреды. "Технолог" обеспечивает технологическую  поддержку действий менеджера и  подготовку решений, а "Специалист" занят сопутствующей деятельностью  неуправленческого характера.

 

В ряде случаев конкретные действия менеджера невозможно однозначно отнести  к той или другой роли. Условность ролевого подхода проявляется в  ситуациях, когда менеджеру приходится решать задачи, одновременно входящие в сферу ответственности разных ролей. Например, принятие решений представляет собой действие, в котором участвуют  и "Администратор" и "Технолог". Однако, распределение функций руководителя в виде системы трех ролей позволяет в идеальном случае обеспечить все функциональные потребности менеджера.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"