Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:00, шпаргалка

Краткое описание

Управление и менеджмент, соотношение понятий, сущность, основные элементы.
Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия управление. Термин менеджмент широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России получают широкое распространение специальные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п.

Файлы: 1 файл

Менеджмент ответы.docx

— 181.23 Кб (Скачать)

Основными задачами администрации, по мнению  Ф .  Тейлора , есть:

−разработать научными методами каждый элемент работы вместо использования  примитивных эмпирических методов;

−на научной основе осуществлять отбор, обучение и развитие рабочих, тогда как в прошлом они  самостоятельно избирали себе работу и готовились к нее, как могли;

−объединять рабочих и науку  воедино, обеспечить дружеское сотрудничество между работниками для выполнения работы согласно разработанным научным  принципам;

 

−обеспечить более суровое разделение труда между рабочими и менеджерами, чтобы на стороне первых концентрировалась  исполнительская работа, а на стороне  вторых – распорядительство и  надзор. Благодаря этим мерам, за  Ф .  Тейлором , субъективизм старых методов управления заменяет “научной логикой” правил, законов и формул.

В контексте своих исследований и экспериментов  Ф .  Тейлор  вывел ряд общих принципов, которые легли в основу  его системы. К  ним  числа принадлежат:

−разделение труда – этот принцип  реализуется не только на уровне цеху, а и распространяется на всю управленческую деятельность. За менеджером должна быть закрепленная функция планирования, а за рабочим – функция выполнения. Кроме того,  Ф .  Тейлор  рекомендовал осуществлять распределение конкретных задач, чтобы каждый рабочий, менеджер был ответственным за одну функцию;

−измерение работы – этот принцип  предусматривает измерение рабочего времени с помощью так называемых “единиц времени”;

−задача-распоряжение – согласно этому принципу производственные задачи должны быть не только ежеминутно расписанные, но и сопровождаться детальным описанием  оптимальных методов их выполнение;

−программа стимулирования – для  рабочего должно быть понятно, что любой  элемент работы имеет свою цену и  его  оплата зависит от объемов  производства продукции, а в случае достижения высшей производительности рабочему выплачиваются премиальные;

−работа как индивидуальная деятельность – влияние группы делает рабочего менее продуктивным;

−мотивация – личная заинтересованность является движущей силой для большинства людей;

−роль индивидуальных способностей (существование отличий между  способностями рабочих и менеджеров): рабочие работают ради выгоды, а  менеджеры – ради выгоды в будущем;

−роль менеджмента – отстаивание  всех авторитарных методов управления, по которым организационные правила, стандарты, которые регламентируют работу, должны быть усиленные;

−роль профсоюзов – скептическое отношение к профсоюзному движению, поскольку лишь широкое внедрение  принципов менеджмента способно уменьшить конфликт между рабочими и администрацией;

−развитие управленческого мышления – из управленческой практики должны быть выведены определенные законы, а  управление должно приобрести такой  же научный статус, что и инженерное дело.

 Ф .  Тейлор  оставил после себя солидное творческое наследство, которое прославило  его имени. Среди его творческого задела наиболее известными есть книги «Сдельная система» (1895), «Цеховой менеджмент» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911).

 

 

Подобные проблемы решали и супруги  Френк Гилбрет (1868—1924) и Лилиан Гилбрет (1878—1972), которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения производства продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на них производство. Результаты своей работы они изложили в книгах «Изучение движений» (1911) и «Психология управления» (1916). В этих работах подчеркивалась важность связи между наукой управления и данными социологических и психологических исследований. Длительное время, работая в строительной индустрии,  Ф . Гилбрет был пораженный масштабами непроизводительной работы и решил ее отстранить.  Ф . Гилбрета привлекала в основном и сфера исследований, которая позднее стала известной под названием “изучение движений”.

Используя свое изобретение (микрохронометраж), Гилбрети могли анализировать отдельные трудовые движения, точно определять, сколько времени необходимо для выполнения операции (хронометраж). Кроме того, они пошли дальше и смогли систематизировать все движения людской руки и разработать их на 17 элементарных движений (например, такие как “увлечение”, “содержание”, “установка”), какие они назвали “треблигами” (фамилия Гилберт, прочитанное в обратном порядке). Эти идеи оказались полезными для всех областей промышленности.

Гилбрети считали, что национальное благосостояние зависит от индивидуальной образованности работников, от них знаний и способности делать взнос в общественное богатство. Чтобы быть прибыльной, любая производственная деятельность должна планироваться и руководствоваться, за ней должны стоять способности, опыт и знания управленцев. Кроме Гилбретив,  последователями   Ф .  Тейлора были Г. Гантт, Г. Эмерсон и др.

Концепция научного управления стала  переломным этапом, благодаря которому управление начало широко признаваться как самостоятельная область  научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и  подходы, которые применялись в  науке и технике, могут эффективно использоваться в практике достижение целей организации.

14.Принципы управления Эмерсона.

Гарингтон Эмерсон (1853-1931) получил образование инженера в Германии, затем работал в США. В книге «Двенадцать принципов производительности» он сформулировал принципы правильной организации как труда отдельного исполнителя, так и производственного процесса предприятия, рассмотрел целесообразность человеческой деятельности с точки зрения производительности, предложил методику достижения максимальной эффективности управления.

Главная идея Эмерсона состоит в следующем: истинная производительность труда всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях.

Напряженный труд дает крупные результаты при усилиях ненормальных. Напряжение и производительность — это не только не одно и то же, но и вещи прямо противоположные. Работать напряженно - значит прилагать максимальные усилия. Работать производительно - значит прилагать усилия минимальные. Известное многим из нас стремление выполнить план любой ценой - это и есть попытка решить экономическую задачу не за счет рациональной организации работы, а путем аврала, командных методов управления, принуждения работников. Не производство должно подстраиваться к управлению, считает Эмерсон, а управление должно обслуживать производство.

Приведем все двенадцать принципов  производительности, как они сформулированы автором.

1. Четко поставленные цели производства  и четко обозначенные задачи персонала.

2. Здравый смысл. Имеется в  виду не просто житейская сметливость,  а мужество посмотреть правде  в глаза: если есть трудности  в организации производства - оно  не приносит прибыли, произведенный  товар не раскупается на рынке  - значит существуют конкретные причины, зависящие в первую очередь от организаторов и менеджеров. Необходимо найти эти причины и смело и решительно их устранить.

3. Компетентная консультация. Целесообразно  и выгодно привлекать к постоянному  совершенствованию системы управления  специалистов в этой области  - социологов, психологов, конфликтологов и пр.

4. Дисциплина. Настоящая дисциплина  требует прежде всего четкого распределения функций: каждый управленец и исполнитель должен четко знать свои обязанности; каждый должен быть осведомлен, за что он отвечает, как и кем он может быть поощрен или наказан.

5. Справедливое отношение к персоналу,  выражающееся в идее «лучше  работаешь — лучше живешь».  Произвол в отношении работников должен быть исключен.

6. Обратная связь. Позволяет  быстро, надежно и полноценно  учитывать и контролировать предпринятые  действия и выпущенную продукцию.  Нарушение в обратной связи  ведет к сбоям в системе управления.

7. Порядок и планирование работы.

8. Нормы и расписания. Высокие  результаты в труде связаны  не с повышением, а с сокращением  усилий. Сокращение усилий достигается  благодаря знанию и учету всех  резервов производительности, умению  реализовать их на деле и  избежать неоправданных трудовых  затрат, потерь времени, материалов, энергии.

9. Нормализация условий. Нужно  не человека приспосабливать  к машине, а создавать такие  машины и технологии, которые  дали бы возможность человеку производить больше и лучше.

10. Нормирование операций. Труд  необходимо нормировать так, чтобы  рабочий был в состоянии выполнить задание и хорошо заработать.

11. Письменные стандартные инструкции. Они служат для того, чтобы  освобождать мозг работника для  инициативы, изобретений, творчества.

 

12. Вознаграждение за производительность. Целесообразно ввести систему  оплаты труда, которая учитывает  как время, затраченное работником, так и его умения, проявляющиеся в качестве его работы.

Двенадцать принципов организации  труда, предложенные Эмерсоном, послужили основой рациональной организации труда на промышленном предприятии и в настоящее время эффективно используются на практике управления.

 

15.А. Файоль и его школа.

 

Файоль предпринимает попытку теоретического обобщения практики менеджмента, с тем чтобы продвинуться к созданию теории менеджмента. В 1908 г. в докладе на юбилейном заседании Общества добывающей промышленности он предлагает перечень принципов менеджмента, главными из которых были:

 

- централизация и децентрализация  власти. Это является вопросом  меры. Необходимо просто знать  их оптимальное соотношение, которое  более всего отвечает интересам  предприятия;

 

-сущность работника. Каждый  работник осознанно или неосознанно  является частью организации,  вкладывает в нее свою душу;

 

-единство руководства. Должен  быть один руко-водитель и один план действий для достижения общей цели;

 

- порядок. Каждому человеку свое  место и каждый -- на своем месте;

 

- единство персонала. В единстве  сила.

 

Необходимость теории менеджмента  и сущность административной школы

 

 

Исходной точкой зрения Файоля на менеджмент было то, что он считал его обязательным в любой сфере деятельности человека: в производстве, бизнесе, политике, правительстве, религии, в семье. То, что менеджменту не учили в школах и универси-тетах, как это имело место с преподаванием технических наук, было, согласно Фаиолю, результатом отсутствия теории менеджмента.

 

Файоль попытался дать определение теории менеджмента, которую он рассматривал как соединение принципов, правил и методов управления, выработанных и проверенных всеобщим опытом работы. Поскольку практика намного богаче теории, то между ними возникает несоответствие. Это и было причиной затруднений, возникающих в дальнейших теоретических обобщениях менеджмента и его последующем преподавании.

 

Файоль разделяет операции, которые имеют место на предприятиях, на шесть групп:

 

1. Операции технические (производство, изготовление

 

продукта, его переработка).

 

2. Операции коммерческие (покупка,  продажа, обмен).

 

3. Операции финансовые (привлечение  капиталов и управление ими).4. Операции страховые (защита имущества  и личностей).

 

5. Операции учетные (инвентарь, расходы, доходы,

 

статистика).

 

6. Операции административные (планирование, организация, мотивация, контроль  и координация).

 

Интерес представляет и оценка Файолем качеств, которые необходимы менеджеру. Он расположил их в таком порядке:

 

- физические качества (здоровье, сила, речь);

 

- умственные качества (способность  понимать и изучать, умение  оценивать, приспособление);

 

- моральные качества (энергичность, инициативность, ответственность, лояльность, тактичность, достоинст-во);

 

- общее образование (знание вопросов, относящихся не только к выполняемым  функциям);

 

- специальные знания (технические,  коммерческие, финансовые, управленческие  и прочие знания, непосредственно  относящиеся к занимаемой должности);

 

- опыт работы (знания, полученные  на базе предшествующей деятельности).

 

Принципы менеджмента

 

 

Файоль и "файолизм" как административная школа в управлении исходили из того, что существуют универсальные управленческие принципы. Лишь с использованием этих принципов связан успех организации.

 

Принципы управления, по Файолю,-- это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Как видно из определения, принципы не являются четко зафиксированными или абсолютными.

 

Применительно к деятельности высшего  звена управления Файоль сформулировал следующие принципы:

 

1. Разделение труда. Эта идея  заимствована у классиков экономической  теории и заключается в том,  что для эффективного использования  рабочей силы необходима специализация  труда. Как и Тейлор, Файоль считал, что она применима для всех видов труда -- исполнительного и управленческого.

 

2. Власть и ответственность.  По мнению Файоля, власть бывает официальной, которой менеджер обладает в силу занимаемой им должности, и личностной, которая является результатом его качеств как личности. Хороший менеджер соединяет официальную и личностную власть. Что же касается ответственности, то она представляет собой обратную сторону власти, ее следствие. Этот принцип, сформулированный Файолем, остается неизменным по сегодняшний день.

 

3. Дисциплина. Файоль понимал ее как повиновение, основанное не на страхе, а на уважении, доверии к руководителям на всех уровнях. При этом Файоль одним из самых действенных факторов воздействия на подчиненных считал личный пример начальника. Хороший пример начальника заставляет подчиненных ему подражать, плохой -- имеет для всех самые отрицательные последствия.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"