Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 05:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

Менедж. Шпаргалка_Дорофеева Л.И.doc

— 450.50 Кб (Скачать)


 

 

Дорофеева Л.И.

Менеджмент

Шпаргалки

 

 

Издательства: Эксмо, 2007 г., 32 стр.

 

 

Информативные ответы на все вопросы курса «Менеджмент» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

 

 

Оглавление

 

1. Понятие менеджмента. Управление как особый вид деятельности, его специфика

2. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы

3. Элементы процесса управления. Функции управления

4. Кадры управления и их роли. Необходимые навыки и качества менеджера

5. Классическая школа в управлении

6. Школы человеческих отношений и поведенческих наук

7. Количественный подход куправлению. Системный и ситуационный подходы. Теория «7S»

8. Американская, европейская и японская модели управления. «Новая философия управления»

9. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура

10. Организационная культура, ее элементы и типы

11. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды

12. Реакции организации на изменения внешней среды

13. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников

14. Проблемы этики и социальной ответственности. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию решений

15. Понятие управленческого решения и его место в процессе управления. Классификация управленческих решений

16. Факторы, влияющие на процесс принятия решений

17. Групповое принятие решений

18. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности

19. Сущность и значение стратегического планирования

20. Стратегия, ее элементы и уровни

21. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты

22. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Понятие и роль коммуникаций в управлении

23. Построение вертикальной структуры

24. Многообразие стратегий

25. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура

26. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы

27. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры

28. Формы организационных коммуникаций, их барьеры

29. Управление коммуникациями в организации

30. Понятие и модель мотивации

31. Развитие концепции мотивации разными школами управления. Основные принципы управления

32. Процессуальные теории мотивации

33. Понятие и классификация методов управления

34. Самоменеджмент. Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей

35. Природа лидерства и его основа

36. Баланс власти и ее формы

37. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы

38. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка

39. Лидерство женщин

40. Группы в организации и их типы

41. Неформальные группы и причины их возникновения. Управление неформальной группой

42. Характеристика групп и их эффективность

43. Групповые процессы. Создание команд и управление ими

44. Преимущества и недостатки работы в командах

45. Природа и типы конфликтов в организации

46. Причины и последствия конфликтов

47. Методы разрешения конфликтной ситуации

48. Причины стресса и снижение его уровня

49. Типы организационных изменений

50. Концепция организационного развития

51. Изменение места управления человеческими ресурсами в организации

52. Цели и функции управления. Стратегическая и оперативная роли управления

53. Этапы управления

54. Привлечение эффективной рабочей силы

55. Понятие контроля, его цели и области

56. Этапы процесса контроля

 

 

 

1. Понятие менеджмента. Управление как особый вид деятельности, его специфика

Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент – не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.

Основными составляющими успеха являются:

1) выживание организации в долгосрочной перспективе;

2) результативность;

3) эффективность.

С этих позиций менеджмент предстает как сложная система данных науки управления, опыта лучших управляющих мира и искусства управления.

Как система научных данных менеджмент – это совокупность философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности и роста прибыли.

Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех

участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление.

Можно дать и такое определение: управление – это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направленных на достижение запланированных целей.

Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им. Специфику управления составляют:

1) предмет труда, которым является труд других людей;

2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;

3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;

4) продукт труда, которым является управленческое решение;

5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.

 

 

 

 

2. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы

Организация-это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять.

Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т. п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач.

Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:

1) получение ресурсов из внешней среды;

2) преобразование ресурсов в готовый продукт;

3) передача произведенного продукта во внешнюю среду.

При этом ключевую роль выполняет процесс управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также мобилизует ресурсы организации на осуществление этих процессов. В современной организации основными являются процессы, осуществляемые на входах и выходах, которые обеспечивают соответствие между организацией и ее средой. Осуществление внутренних процессов, производственной функции подчинено обеспечению долгосрочной готовности организации адаптироваться к изменениям внешнего окружения.

 

 

 

 

3. Элементы процесса управления. Функции управления

Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива.

Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Труд названных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники и т. д.

Итак, процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту.

Управление как единый процесс, обеспечивающий согласованность совместного процесса труда, осуществляется в разных формах, через разные функции управления. Они представляют собой форму достижения связи и единства совместного процесса труда и реализуются через определенные виды деятельности. Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды.

Прямое управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимодействие трех функций: планирования, организации и мотивации. Обратную связь осуществляет функция контроля. Кроме основных, существуют специфические или конкретные функции управления. управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями и др.

В реальной экономической жизни функции процесса управления проявляются в функциях органов управления, а последние в функциях их работников. Поэтому функции управления выступают как целенаправленные виды труда, а само управление – как их совокупность. Поскольку менеджмент – это специфический вид труда, особая профессия, должны быть и общие характеристики в содержании работы менеджеров. Ими являются кратковременность, разнообразие и фрагментарность.

 

 

 

 

4. Кадры управления и их роли. Необходимые навыки и качества менеджера

Управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами 10 ролей, которые играют руководители в разные периоды и в разной степени. Г. Минцберг сгруппировал эти роли в 3 концептуальные категории: информационные (управление информацией); межличностные (управление людьми) и связанные с принятием решений (управление действиями). Роль – это набор представлений о поведении менеджера. Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге обеспечивает выполнение всех четырех управленческих функций (планирование, организация, мотивация и контроль).

Информационные роли состоят в сборе информации о внутренней и внешней среде, распространении ее в виде фактов, нормативных установок и разъяснении политики и основных целей организации.

Межличностные роли подразумевают взаимодействие менеджера с другими людьми как внутри организации, так и вне ее. Они формируют отношения внутри и вне организации, создают благоприятный морально-психологический климат в коллективе, мотивируют членов организации на достижение целей, координируют их деятельность и представляют организацию во внешней среде.

Роли по принятию решений выражаются в том, что менеджер определяет стратегию развития организации, решает вопросы распределения ресурсов, ведет переговоры с профсоюзами, клиентами, осуществляет текущие корректировки.

Менеджер должен обладать разнообразными управленческими навыками и способностями. Обычно они объединяются в три группы: концептуальные, коммуникативные, технические. Эффективный менеджер должен обладать всеми тремя видами навыков, но степень их необходимости зависит от положения менеджера на служебной лестнице. Менеджеры высшего звена в первую очередь должны обладать концептуальными навыками, менеджеры низшего звена – техническими. Коммуникативными навыками в равной мере должны обладать менеджеры любого уровня.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"