Шпаргалка по "Основам менеджмента"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 22:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы менеджмента".

Файлы: 1 файл

менедж.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

1. Технология подготовки  и принятия управленческих  решений, ее элементы.

Управленческое  решение – это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. В процессе принятия управленческих решений различают два подхода:

- Интуитивный, для решения не сложных проблем. Субъект решения держит всю проблему в голове, по мере развития проблемы подходы к ее описанию могут радикально меняться, и возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов.

- Рациональный. Используется для решения сложных проблем и заключается в реструктуризации процесса принятия решения. Этапы принятия решения рациональным способом: а) постановка задачи, решение проблемы (восприятие и признание проблемы; интерпретация и формулирование проблемы; определение критериев успешного решения проблемы); б) разработка вариантов решения (определение вариантов; оценка альтернатив; выбор альтернатив); в) выбор решения и его реализация (организация выполнения решения; контроль выполнения решения; обратная связь и корректировка).  

3. Сущность и методы  мотивации.  

В современном  менеджменте все большее значение приобретают мотивация. Мотивация  персонала является основным средством  обеспечения оптимального использования  ресурсов. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Представления о возможностях мотивации труда работников претерпели большие изменения в практике управления. Долгое время считалось, что единственным и достаточным стимулом для побуждения работника к эффективному труду является материальное вознаграждение. Тейлор, основатель школы научного менеджмента, разработал свою систему организации труда работников, убедительно доказывающую связь между производительностью труда и его оплатой. Однако эксперименты Мэйо обнаружили значительное влияние на производительность труда других факторов — психологических. Со временем появились различные психологические теории мотивации, пытающиеся с разных позиций рассмотреть определяющие факторы и структуру мотивационного процесса. В результате так называемая политика «кнута и пряника» сменилась выработкой более сложных систем стимулирования мотивации работников к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения. В теории выделяют следующие главные методы мотивации: принуждение (основано на страхе подвергнуться наказанию); вознаграждение (материальное и нематериальное стимулирование труда); солидарность (развитие у работников ценностей и целей).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Исторический подход  к изучению менеджмента.

Школа научного управления (1895-1920). Представители: Тейлор и Форд. Тейлор основную цель менеджмента видел в повышение производительности труда. Основными задачами считал: процветание предпринимательства, повышение благосостояния работников. В своей работе «Научная организация труда» он определил 5 научных подходов к управлению: 1) научный отбор рабочих на основе тестирования; 2) обучение рабочих; 3) специализация производства; 4) важность побудительных мотивов; 5) сокращение кол-ва движений, т.е. достижение автоматизма в работе. Продолжил его труды Форд. Форд заменил ручной труд машинным. Он сформулировал основные принципы организации производства: 1) максимальное разделение труда; 2) широкое применение высокопроизводительного, специального оборудования; 3) размещение оборудования по ходу технологического процесса; 4) механизация транспортных операций; 5) забота о работниках, т.е. создание благоприятных условий труда; 6) повышение качества продукции; 7) развитие сети сервисного обслуживания.

Классическая (административная) школа управления (1920-1950). Представители Файоль и Вебер. Файоль считал, что эффективность производства может быть повышена за счет правильной работы целого предприятия. При этом важнейшую роль отводил администрации. Выделил 14 принципов управления: дисциплина, единоначалие, порядок, инициатива, корпоративный дух, стабильность персонала и др. Его взгляды развил Вебер. Он разработал серию рациональных идей о структуре организации, которую назвал бюрократией. Цель бюрократии: четкое определение должностных обязанностей и видение формальной отчетности. Характеристики организации по Веберу: разделение труда, отбор и продвижение сотрудников, менеджеры работают в соответствии с правилами.

Школа человеческих отношений  и поведенческих  наук (1930-1950). Представители: Фоллер, Мейо, Маслоу, Макгрегор. Фоллер занималась изучением человеческих отношений в коммерческих организациях. Она определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Мейо изучал зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Макгрегор разработал два подхода к управлению: теория Х (авторитарный стиль управления) и теория У (демократический стиль управления).

Школа количественных методов  и системного подхода (1950-по сей день). Характеристикой школы является замена словесных рассуждений моделями, что дает возможность применить ЭВМ к обработке данных. Три подхода к управлению: процессный (планирование, мотивация, контроль); системный (вход-преобразование-выход); ситуационный ()принятие решения должно базироваться на анализе внешних и внутренних переменных организации). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Школа научного  управления.

Школа научного управления (1895-1920). Представители: Тейлор и Форд. Тейлор основную цель менеджмента видел в повышение производительности труда. Основными задачами считал: процветание предпринимательства, повышение благосостояния работников. В своей работе «Научная организация труда» он определил 5 научных подходов к управлению: 1) научный отбор рабочих на основе тестирования; 2) обучение рабочих; 3) специализация производства; 4) важность побудительных мотивов; 5) сокращение кол-ва движений, т.е. достижение автоматизма в работе. Продолжил его труды Форд. Форд заменил ручной труд машинным. Он сформулировал основные принципы организации производства: 1) максимальное разделение труда; 2) широкое применение высокопроизводительного, специального оборудования; 3) размещение оборудования по ходу технологического процесса; 4) механизация транспортных операций; 5) забота о работниках, т.е. создание благоприятных условий труда; 6) повышение качества продукции; 7) развитие сети сервисного обслуживания. 

5. Эволюция развития управленческой мысли.

Хотя  организации существуют почти столько  же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался над  тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя  организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими. В начале XIX века Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность. Эти реформы, феноменально новаторские для своего времени, явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Люди издалека съезжались на его фабрику в Шотландии, чтобы воочию увидеть «этот замечательный социальный эксперимент». Но, несмотря на то, что фабрика была исключительно прибыльной, другие бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в реформах Оуэна. Насколько нам известно, ни один из них не последовал его примеру. Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Школа научного управления (1895-1920). Представители: Тейлор и Форд. Тейлор основную цель менеджмента видел в повышение производительности труда. Продолжил его труды Форд. Форд заменил ручной труд машинным. Классическая (административная) школа управления (1920-1950). Представители Файоль и Вебер. Файоль считал, что эффективность производства может быть повышена за счет правильной работы целого предприятия. При этом важнейшую роль отводил администрации. Его взгляды развил Вебер. Он разработал серию рациональных идей о структуре организации, которую назвал бюрократией. Цель бюрократии: четкое определение должностных обязанностей и видение формальной отчетности. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1950). Представители: Фоллер, Мейо, Маслоу, Макгрегор. Фоллер занималась изучением человеческих отношений в коммерческих организациях. Мейо изучал зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Школа количественных методов и системного подхода (1950-по сей день). Характеристикой школы является замена словесных рассуждений моделями, что дает возможность применить ЭВМ к обработке данных. 
 

6. Сущность и виды  коммуникаций в  системе менеджмента.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, опытом и сведениями. Коммуникация является неотъемлемой частью функционирования предприятия, и менеджер тратит на нее от 50 до 90 % своего рабочего времени. Коммуникации позволяют координировать деятельность внутри предприятия и налаживать внешние контакты. Система коммуникаций позволяет доводить до сведения сотрудников решения руководства и влиять на слаженность их работы. От ее качества зависят оперативность и точность принимаемых решений и выполняемых заданий. Важное значение для предприятия имеют внешние коммуникации, которые представляют собой обмен информацией, происходящий между предприятием и внешней средой, позволяющий предприятию быть в курсе потребностей реальных и потенциальных покупателей, работы контрагентов и конкурентов, а также отслеживать новые тенденции в науке (изобретения, технологии). Коммуникации внутри предприятия можно разделить на два вида: вертикальные и горизонтальные. Вертикальные осуществляются между руководителем и подчиненными, а горизонтальные между сотрудниками одного уровня. Помимо этого, коммуникации могут быть вербальными и невербальными, и менеджер должен владеть ими обеими в совершенстве. Вербальные коммуникации представляют собой словесное общение, как устное, так и письменное, тогда как невербальное происходит посредством жестов и мимики. Невербальное общение является гораздо более сложным, чем вербальное, так как зачастую оно происходит на подсознательном уровне и менеджер должен уметь адекватно воспринять посылаемые ему сигналы. Данные виды коммуникации закладываются в основу делового общения, включающего в себя деловые совещания, переговоры, переписку, публичные выступления. 

7. Классификация целей.

В системе  менеджмента цель - это желаемый результат деятельности людей.

Критерии  классификаций Группы целей.
1. Период  установления Стратегические, тактические, оперативные
2. Содержание Экономические, научные, технические, социальные
3. Функциональная  направленность Маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые, кадровые
4. Измеримость Количественные, качественные
5. Приоритетность Особо приоритетные, приоритетные, прочие
 

8. Принципы построения  организации.

Принципы  построения структуры управления: 1) единство управления означает, что  независимо от структуры организации и ее масштабов ответственность в итоге должен нести один человек. 2) Норма управляемости или масштабы управления. Означает, что кол-во подчиненных у одного руководителя должно быть лицензировано и не должно превышать на высших уровнях 7 человек. 3) Делегирование полномочий означает, что руководитель имеет право передавать часть полномочий по линии руководства другим лицам. При этом, передавая работнику право решения проблемы, руководитель оставляет за собой право контроля. 4) Иерархический принцип управления означает, что право передачи полномочий от руководителя к подчиненному, а от него к своему подчиненному, образует в систему делегирования полномочий. Распоряжения и приказы в этой системе передаются по цепочке, которую называют скалярной цепью или цепью команд. 5) Принцип единоначалия, означающий, что у каждого подчиненного должен быть только один руководитель, перед которым он отчитывается. 6) Коммуникация системы связи. 7) Доступность всех уровней организации. 

9. Классификации управленческих решений.

Управленческое  решение – это концентрированное  выражение процесса управления на его  заключительной стадии. Цель любого решения  – обеспечить движение к поставленным перед организацией задачам. Классификация  управленческих решений: 1) по объекту решения (структурные и ситуационные); 2) по срокам действия последствий (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные); 3) по частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные); 4) по лицу, принимающему решение (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей); 5) по сложности (простые сложные); 6) по правилам поведения (программируемые - построенные на установленных правилах, непрограммируемые – неограниченные правилами). 

10. Менеджмент как  тип рыночного  управления.

Менеджмент  – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу  в эффективную, целенаправленную и  производительную группу. Цель менеджмента: обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового  потенциала и постоянное преодоление рисков на внешнем и внутреннем рынках. Задачи менеджмента: 1) организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителя; 2) обеспечение стабильного положения предприятия на рынке; 3) стимулирование работы персонала; 4) повышение квалификации кадров; 5) разработка стратегии развития организации; 6) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения. На предприятии выделяют три уровня менеджмента: 1) высший (председатель правления, совет директоров, президент); 2) средний (главный бухгалтер, руководители подразделений); низший (руководители творческих групп, производственных участков, отделов и секторов). 

Информация о работе Шпаргалка по "Основам менеджмента"