Шпаргалка по "Основам менеджмента"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 22:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы менеджмента".

Файлы: 1 файл

менедж.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

11. Роль коммуникаций  в системе менеджмента.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, опытом и сведениями. Коммуникация является неотъемлемой частью функционирования предприятия, и менеджер тратит на нее от 50 до 90 % своего рабочего времени. Коммуникации позволяют координировать деятельность внутри предприятия и налаживать внешние контакты. Система коммуникаций позволяет доводить до сведения сотрудников решения руководства и влиять на слаженность их работы. От ее качества зависят оперативность и точность принимаемых решений и выполняемых заданий. Важное значение для предприятия имеют внешние коммуникации, которые представляют собой обмен информацией, происходящий между предприятием и внешней средой, позволяющий предприятию быть в курсе потребностей реальных и потенциальных покупателей, работы контрагентов и конкурентов, а также отслеживать новые тенденции в науке (изобретения, технологии). Коммуникации внутри предприятия можно разделить на два вида: вертикальные и горизонтальные. Вертикальные осуществляются между руководителем и подчиненными, а горизонтальные между сотрудниками одного уровня. Помимо этого, коммуникации могут быть вербальными и невербальными, и менеджер должен владеть ими обеими в совершенстве. Вербальные коммуникации представляют собой словесное общение, как устное, так и письменное, тогда как невербальное происходит посредством жестов и мимики. Невербальное общение является гораздо более сложным, чем вербальное, так как зачастую оно происходит на подсознательном уровне и менеджер должен уметь адекватно воспринять посылаемые ему сигналы. Данные виды коммуникации закладываются в основу делового общения, включающего в себя деловые совещания, переговоры, переписку, публичные выступления. 
 
 
 

12. Состав и содержание  основных функций  менеджмента.

Функции управления – это однородные по содержанию и направленности целее  виды управленческой деятельности. Функции бывают общие и специфические. К общим функциям относят: планирование (прогнозирование), организация. Координация, мотивация, контроль. 1. Планирование – это управленческая деятельность, отражаемая в планах, и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени. Виды планирования: стратегическое – определение целей на период более 5 лет; среднесрочное – выбор средств для выполнения целей от 1-5 лет; текущее – программа использования ресурсов до 1 года. 2. Организация – это процесс создания и формирования структуры предприятия, распределение функций между подразделениями и установление ответственности. 3. Координация – это управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы производственных и функциональных подразделений в процессе выполнения плановых заданий. 4. Мотивация – это процесс побуждения работника к достижению цели организации. 5. Контроль – это управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в текущие моменты времени. Контроль включает в себя функцию учета, функцию анализа, функцию оценки. Специфические функции. Организаторы производства при классификации функций управления используют принцип управленческой деятельности, учитывая специфику объекта.  

13. Системный подход  в менеджменте.

Организация – это форма объединения людей  для совместной деятельности в рамках определенной структуры. Система –  это совокупность взаимосвязанных  элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Существует три подхода к управлению в менеджменте. Один из них системный (с 1950 по настоящее время). Организация рассматривается как некая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей. Организация как система включает три процесса: вход-преобразование-выход. Управление любой организацией происходит согласно кибернетической модели и представляет собой процесс преобразования информации, т.е. информация об объекте управления воспринимается системой управления, перерабатывается с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Система управления – это группа лиц, имеющих общие цели, владеющих материальными, трудовыми ресурсами и обладающих правами их распоряжения. 

14. Управление портфельной стратегией.

Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия. Общая стратегия называется портфельной и разрабатывается высшим руководством фирмы и сводится к выбору одного из 3 этапов общей стратегии: стратегия стабильности, стратегия роста, стратегия сокращения, которая включает стратегию разворота. Портфельная стратегия – это управление предприятиями, входящими в корпорацию, осуществляемую с помощью ценных бумаг. Набор ценных бумаг принадлежит одной организации – это портфель. Формируются портфели 2-х типов: синергетический, диверсифицированный. Формирование синергетического портфеля включает покупку новых предприятий, расширение действующих с целью оптимизировать финансовые потоки и исключить конкуренцию между двумя этими предприятиями. Задача создания диверсифицированного портфеля – это поиск новых отраслей, специализирующихся на иных сферах деятельности, в которых можно было сделать инвестиции.  
 
 
 
 

15. Типы организационных  структур и их  характеристика.

Структура управления организацией – это сложившееся  выделение отдельных подразделений в единое целое. Выделяют два типа организаций структурного управления: бюрократический, адаптивный (органический). Исторически первым сложился бюрократический тип. Его основные характеристики: четкое разделение труда, иерархичность управления и наличие формальных правил и норм определенных должностных инструкций. Недостатки: неспособность роста потенциала у людей, эффективны только в крупных организациях. Органический тип сформировался в 80-е годы 20 века и заключается в использовании в качестве базы групповой организации труда. Характеристика органического типа: решение принимается на основе обсуждения, творческий подход и кооперация основываются на связи индивида и мысли, распределение работы между сотрудниками происходит не по должности, а в соответствии с характером решаемых мер.

16. Организация как  сложная, кибернетическая  система, ее элементы  и сущность.

Организация – это форма объединения людей  для совместной деятельности в рамках определенной структуры. Система –  это совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Существуют закрытые системы (которые не имеют связи с внешней средой) и открытые (которые взаимодействуют с внешней средой и приспосабливаются к изменениям в них). Характеристики организаций как системы: 1) состоит из взаимосвязанных элементов, которые являются объектами управления (производство, финансы, персонал); 2) имеет материальные и нематериальные ограничители; 3) обладает синергетическим эффектом, означающим, что целое всегда больше, чем просто сумма частей, составляющих это целое; 4) является открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой через физические и материальные потоки; 5) обладает циклом жизни или динамическим развитием – стадии жизненного цикла организации (возникновение, становление, функционирование, кризис, банкротство). Управление любой организацией происходит согласно кибернетической модели и представляет собой процесс преобразования информации, т.е. информация об объекте управления воспринимается системой управления, перерабатывается с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Система управления – это группа лиц, имеющих общие цели, владеющих материальными, трудовыми ресурсами и обладающих правами их распоряжения.

17. Понятие «дерева  целей».

Формирование  целей происходит в несколько  этапов:

1. Определяется  миссия, как предназначение фирмы  в обществе. Миссия – это открытый  документ, который рассчитан как  на работников фирмы, так и  на клиентов. Миссия должна состоять из одной фразы. 2. Формирование стратегической цели. Требования к цели: должна быть конкретной, достижимой, согласованной. 3. Определение задач или количественной цели. Характеристика задач: а) задачи указывают на то, каким образом цели могут быть достигнуты; б) задача должна быть достигнута к определенному сроку; в) задача предписывается не конкретному работнику, а должности. 4. Конкретные задания, формулировка которых должна опираться на анализ задач, стоящих перед организацией. Такая конкретизация позволяет составить план действий и назначить ответственного за реализацию плана. В итоге будет построено «дерево целей», которое представляет собой отображение и распределение цели по уровням управления и их взаимосвязи.                                                 Миссия

Стратегические  цели

Задачи

Направление решения задач

Конкретные  задания

Элементарные  действия

18. Понятие деловой  стратегии и ее  значение в повышении  конкурентоспособности  организации.

В процесс  формирования стратегии включается три этапа: этап общей стратегии, определение деловой или конкурентной стратегии, формирование функциональной стратегии. Деловая стратегия нацелена на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ каждому предприятию, входящему в корпорацию. Разновидности деловой стратегии: 1) преимущество в издержках или «война цен». Данная стратегия использует снижение средней стоимости как фактор привлечения покупателя. Состоит она в ориентации на массовый выпуск стандартной продукции, т.е. когда снижение постоянных издержек происходит с ростом масштабов производства, а экономия переменных издержек достигается за счет высокой специализации производства. 2) стратегия дифференциации. Данная стратегия предполагает производство более обширной номенклатуры продукции при сохранении их общей функциональной направленности. Бывает горизонтальной (цена на продукцию одинаковая, меняется только характеристика товара, например, цвет автомобиля) и вертикальной (предполагает изменение цен и характеристики, например, класс автомобилей). 3) стратегия сегментации или фокусирования рынка. Заключается в сосредоточении внимания на одном из сегментов рынка, т.е. на особой группе покупателей либо на особой группе товаров. Преимущество над конкурентами создается путем достижения меньших издержек. 

19. Процесс управления  и его характеристики.

Процесс управления – это последовательность выполнения общих функций управления. Функции управления – это виды управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется  управляющее  воздействие на производство для реализации и достижения его целей. Функции распределяют  по  двум  основным признакам - по содержанию и конкретным видам управленческого воздействия. Функции управления,  которые  раскрывают содержание управленческой деятельности - общие. 1) Планирование - это процесс выбора целей  и  решений, необходимых для  их  достижения.  Это составление некоторой программы действий в ее желаемом виде. 2) Организация - процесс создания или выдачи управленческих заданий, что позволяет эффективно работать и достичь цели. 3) Координация - это форма проявления целенаправленного воздействия на людей,  предусматривающая обеспечение необходимой согласованности их действий. 4) Мотивация - принцип побуждения себя и других к действию для достижения поставленных  целей.  Это система мер, направленная на  стимулирование  работника,  на выполнение им управленческих заданий. 5) Контроль  - наблюдение за ходом деятельности людей для выявления отклонений  от  установленных норм и правил, в процессе достижения поставленных целей. Функции управления, которые выделяются по критерию особенностей объекта управления - конкретные. Они определяют содержание задач, решаемых аппаратом управления: 1. управление подготовкой производства; 2. управление производством; 3. управление кадрами; 4. управление сбытом; 5. управление качеством и др. Для каждой функции есть свои объекты (рынок, потребители, спрос и т.д.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20. Миссия организации (понятие, определение, примеры).

Исходным  процессом создания стратегического  плана обычно считается определение  миссии и целей организации. Существует широкое и узкое понимание  миссии. В случае широкого понимания  миссия рассматривается, как констатация философии предназначения, смысла существования организации. Если имеется узкое понимание миссии, это четкая формулировка причин по которым организация существует. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общей философский смысл, тем не менее, всегда несет в себе что-то, что делает её уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Наиболее устойчивое и сильное влияние на миссию организации оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, и какой она стремится быть, а так же показывает отличие организации от других ей подобных. Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной сред, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности. Сейчас исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию предприятия к быстроменяющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции, появление новых достижений науки и техники, развитие информационных сетей, а так же ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Миссия, ориентированная на рынок, определяет деятельность компании с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей покупателей. Именно поэтому компания Rolls-Royce утверждает, что занимается мощностью, а не реактивными двигателями. Фирма Visa предоставляет не кредитные карточки, а возможность клиентам обменивать ценности, даже не выходя из дома, приобретать практически все и практически везде. 

22. Функции управления в системе менеджмента, их классификация.

Функция управления - это вид управленческой деятельности. Выделяют следующие функций: 1. Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены  ученым Анри Файолем. Последовательность выполнения данных функций обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием). 2. Конкретные функции (специфические) определяются объектом управления. Сейчас выделяют такие функции предприятия: планирование (используемый ресурс - время); маркетинг (используемый ресурс - потребитель); предпринимательство (используемый ресурс бизнес); финансы (используемый ресурс - деньги); организация (используемый ресурс - люди); производство (используемый ресурс - технологии); инновация (используемый ресурс - идеи); информация (используемый ресурс - данные); социальное развитие (используемый ресурс культура). В обще, сколько отделов, столько и функций на предприятии. Процесс реализации функции – это последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя. Процесс управления заключается в выполнении общих и специфических функций.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Основам менеджмента"