Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 30 ответов на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

Менеджмент в вопр. и ответах.doc

— 394.50 Кб (Скачать)
 

   ВОПРОС 1.  Государственное управление и регулирование экономики.    

                        

   Вопросы для изучения:

   1. Сущность государственного  управления и регулирование  экономикой.

   2. Объекты государственного  регулирования. 

1. Сущность государственного управления и регулирование экономикой.

     Управление  – целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения её поведения в определенном направлении.

     Государственное управление экономикой осуществляется на основе государственного регулирования экономики, организации и эффективного функционирования государственных предприятий и организаций и их взаимосвязи.

     Регулирование экономики является важнейшей функцией  государства в условиях рыночного хозяйствования. Оно используется в интересах всего общества, обеспечивает правовые основы экономических решений, развивает все секторы экономики, формирует инфраструктуру, контролирует денежное обращение и содействует развитию человека, как главного фактора прогресса, культуры в широком смысле слова.

     Государственное регулирование базируется на выбранной хозяйственной стратегии, механизме правового принуждения, экономических интересах хозяйствующих субъектов и предполагает установление общих правил и порядка ответственности за их соблюдение.

     В переходный период государство остается самым крупным субъектом рынка, которое регулирует деятельность других субъектов хозяйствования, сохраняя некоторые распределительные функции.

     В настоящее время усиливается  глобализация экономических отношений  и в этих условиях, чтобы экономика развивалась в нужном направлении, укреплялась национальная безопасность государства, саморегулирование рынка недостаточно. Экономический рост нужно стимулировать, что под силу лишь государству.

2. Объекты государственного регулирования.

     Объектом  государственного регулирования являются все отрасли материального производства, товарный, фондовый, валютный рынки, ценообразование, денежное обращение, а также предприятия независимо от формы собственности и хозяйствования.

     Компетенция  республиканских  органов управления в сфере регулирования экономики включает вопросы формирования и преобразования экономических служб и институтов, замены устаревших - новыми.

     Главная роль в регулировании экономики  отводиться Государственному Комитету по экономике и планированию Республики Беларусь.

     Решающее  воздействие на развитие экономики  оказывают разрабатываемые параметры и направления деятельности государства. Среди них макроэкономические показатели: инвестиционная программа, целевые программы социально-экономического развития, объемы бюджетного финансирования и т.д.  На макроуровне большое значение имеет правильный выбор показателей, надежных социально-экономических критериев, индикаторов.

     Мощным  средством воздействия на экономику  является бюджетное регулирование. Бюджетная политика является ядром экономической политики государства. Регулирующее влияние на экономику оказывают механизм формирования доходной и расходной частей, размеры бюджетного дефицита.  Органом, обеспечивающим проведение бюджетной, налоговой, валютной политики и координирование в этой сфере среди других органов является Министерство финансов РБ.

     Государство также осуществляет регулирование отдельных направлений экономики: антимонопольную политику, регулирование естественных монополий, финансовое оздоровление предприятий, фондовый рынок и др.

     Центральным органом государственного управления и регулирования в Республике Беларусь является Кабинет Министров РБ, объединяющий около 20 министерств и республиканских ведомств, которые организуют и направляют деятельность предприятий, фирм и всех отраслей экономики государства. 

     ВОПРОС 2.  Менеджмент: сущность и задачи менеджмента.        

   Вопросы для изучения:

  1. Определение и сущность менеджмента.
  2. Цели и задачи менеджмента.
 

1. Определение и сущность менеджмента.

          Менеджмент  – это самостоятельный вид  профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем  рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма управления.

    Менеджмент, как управление в условиях рынка, предполагает:

  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка;
  • стремление к повышению эффективности производства;
  • хозяйственную самостоятельность, свободу принятия решений;
  • корректировку целей и программы деятельности в зависимости от состояния рынка;
  • использование информационной базы с компьютерной техникой.

          Термин  «Менеджмент» применяется лишь к  управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, производственного предприятия или торговли действующих в рыночных условиях, хотя его в последнее время стали применять и в отношении не предпринимательских организациях.

          Сущность  менеджмента – это управление в условиях, рыночной экономики и означает:

      • целевую направленность организации (фирмы) на спрос и потребности рынка,  на удовлетворение спроса конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые могут быть реализованы и обеспечивают фирме планируемую прибыль;
      • постоянное повышение эффективности производства;
      • хозяйственную самостоятельность;
      • постоянную адаптацию управления к внешней среде;
      • объективную оценку деятельности фирмы рынком.
      • максимальное использование современной информационной базы и компьютерной техники.

          Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы в любой отрасли экономики, если она направлена на получение прибыли как конечного результата.

    4. Цели и задачи менеджмента.

    Конечная  цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, а также эффективности использования кадрового потенциала.

    Целью менеджмента, в условиях постоянно  меняющейся ситуации на рынке - это преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

    Основная  задача менеджмента  создание условий для успешного функционирование фирмы исходя из того, что прибыль – не причина существования фирмы, а результат ее деятельности. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему  функционированию фирмы. Поэтому важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. 

    ВОПРОС 3. Современный менеджмент: концепции и подходы к

               управлению. 

      Вопросы для изучения:

      1. Управленческие концепции современного менеджмента.

      2.Подходы в управлении фирмой. 

   1. Управленческие концепции современного менеджмента.

       Развитие научной мысли и практического менеджмента с 60-х годов по настоящее время принято называть современным менеджментом.

     Условно этот период можно разделить на два  этапа: 60-80-е годы и 80-2000 годы.

     Менеджмент 60-80-е г.г.

     Для этого периода характерно дальнейшее одновременное развитие различных подходов к управлению: процессный подход, системный и ситуационный подходы, а также использование количественных методов в управлении, зародившихся в 50 -х годах.

     Менеджмент  с 80-х г.г.

     Характеризуется развитием различных концепций, направленных на решение проблем адаптации и повышение эффективности современного менеджмента в высоко динамичных условиях развития современного общества. Важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия организации с внешней средой. Поиск решения указанных проблем привел к формированию ряда современных концепций менеджмента.

     Наиболее  известны следующие  концепции современного менеджмента:

    • Концепция адаптации. Суть концепции состоит в том, что в реальной хозяйственной деятельности стратегия фирмы – это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом  факторов внешней среды.
    • Концепция глобальной стратегии. Акцентирует внимание руководства на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей.
    • Концепция целевой ориентации. Ориентирует фирму на организацию деятельности при доминирующей роли целеполагания на всех стадиях процесса управления (в процессах планирования, организации, контроля и мотивации).

2.Подходы  в управлении фирмой.

     Процессный  подход.

       Данный подход возник в рамках школы административного управления в 20-е годы. Этот подход рассматривает управление как единый процесс, представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.

     Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных  функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

     Приведенные четыре функции управления имеют  две общие особенности:

    • Они требуют при своей реализации принятие конкретных управленческих решений;
    • Для подготовки, принятия и обеспечения реализации этих решений необходима соответствующая коммуникация.

     Поэтому при рассмотрении процесса управления организацией выделяют дополнительные его составляющие, называемые связующими процессами.

     Принятие  решений и коммуникации принято называть связующими процессами в менеджменте.

     Принятие  решений представляет ключевой элемент реализаций всех функций менеджмента. Процесс принятия решений, является главным в управленческой работе. Основным требованием для принятия эффективного решения или для понимания масштабов проблемы и принятия необходимого решения является наличие адекватной и точной информации. Способом получения информации является коммуникация.

     Коммуникация  – это процесс обмена  информацией, её осмысление. Если коммуникации не будут эффективными, то организация не сможет достигнуть успеха в своей деятельности. В развитии процессов коммуникации определяющую роль в современном менеджменте играют информационные технологии, средства телекоммуникаций.

     Системный подход.

     В теории систем система определяется как некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Составляющие части систем называются подсистемами. Все организации являются системами. Люди составляют социотехнические системы (подсистемы) организации.

     Системы бывают двух типов: открытые и закрытые.

     Закрытая  система  имеет жесткие фиксированные границы. Её действия относительно не зависят от среды, окружающей систему.

     Открытая  система  характеризуется взаимодействием с внешней средой. Открытая система  имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна это делать для обеспечения своего функционирования.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"