Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 30 ответов на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

Менеджмент в вопр. и ответах.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

     1. Общие принципы  управления промышленными  фирмами.

     Как итог науки и практики человечество за свою историю выработало три принципиально разных инструмента управления:

     1. Иерархию (иерархическую организацию), при которой средством воздействия является отношение власти и подчинение, реализующее давление на человека сверху посредством принуждения и контроля над распределением благ.

     2. Культуру, которая включает вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

     3. Рынок – как сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии продавца и покупателя.

     Сущность  экономической организации общества определяется приоритетом этих инструментов в конкретной экономической системе.

     Перестройка хозяйственного уклада нашего общества состоит в кардинальном структурном изменении, при котором рынок как продукт правового государства и хозяйствования должен стать главным инструментом на уровне общественного производства в целом.

     С учетом этих тенденций  можно сформулировать принципы внутрифирменного управления в следующем виде:

    • Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении.
    • Принцип сбалансированного сочетания прав, обязанностей и ответственности.
    • Принцип демократизации управления.

     Централизация и децентрализация управления.

     Проблема  сочетания централизации и децентрализации  в менеджменте – это проблема распределения полномочий на практике конкретных (определенных) решений на каждом уровне иерархии.

     Оптимальным для практики считается подход, когда  централизовано принимаются решения, относящиеся к разработке целей в стратегии фирмы в целом, а децентрализовано – решения, относящиеся к оперативному управлению.

     Под децентрализацией понимается передача прав принятия решений более  низкому уровню управления. Передача прав осуществляется путем делегирования соответствующих организационных полномочий.

     Принцип сочетания централизации и децентрализации  в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности при принятии управленческих решений.

     Сочетание прав, обязанностей и ответственности. Демократизация управления.

     Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности  реализуется путем надлежащего делегирования организационных полномочий и предоставлении необходимой власти, а также созданием достаточных условий для реализации предоставленных полномочий.

     Каждая  должность в иерархии управления  наделяется конкретными предоставленными ей правами, и менеджер, занимающий эту должность, несет полную ответственность за возложенные на неё задачи и выполняет определенные, занимаемой им должности, функции. Ни один руководитель не может передавать задание по выполнению управленческого решения, минуя непосредственного подчиненного.  Каждый подчиненный отчитывается за проделанную работу.

     Демократизация управления вытекает из того, что в современных условиях в крупном производстве уровень квалификации и самосознания работников объективно требуют их участия в управлении и принятии решений.

     Поэтому развитие партнерских отношений  в производстве считается закономерным, объективно обусловленным процессом.

     Развитие  партнерских отношений  между предпринимателями и работниками предполагает:

     а) ослабление диктата менеджера;

     б) заинтересованность работников в успешной деятельности фирмы;

     в) улучшение трудовых отношений в процессе производства (сокращение текучести кадров, прогулок, забастовок и т.д.);

     г) государственную поддержку (издание  соответствующих законов, предоставление налоговых льгот, создание социальных фондов и т.д.).

     2. Функции внутрифирменного управления.

     Сложная структура современных промышленных фирм (корпораций) функционирует как  единое целое, благодаря целенаправленному управленческому воздействию на все ее основные процессы и связи.

     Функции управления (маркетинг, планирования, организация, контроль, мотивация) деятельностью промышленной фирмы и методы их решения постоянно развиваются и  модифицируются. Это в свою очередь приводит к изменению функций управления и содержания каждой функции.

     1. Понятие «маркетинг» было связано со сбором и анализом информации, относящейся к сфере обращения товаров и услуг. В дальнейшем функции,  связанные с анализом рынка, существенно расширились, и маркетинг превратился в специфическую функцию управления.

     2. Функция планирования в этих условиях качественно новые черты и особенности. Внутрифирменное планирование получило новое содержание в связи с возросшими масштабами обобществления производства. Это привело к тесной связи функций планирования и маркетинга.

     3. В связи с изменениями функций планирования и маркетинга и их интеграции произошли заметные изменения функции организации и функции контроля.

     4. Функция мотивации также приобретает новое качество, направленное на стимулирование повышения производительности и эффективности деятельности фирмы с учетом качества трудовой жизни.

     В связи с этим все большее значение придается разработке глобальной стратегии  фирмы, основанной на долговременной стабильной ориентации производства конкретных видов продукции на определенные рынки в различных странах и регионах. 

     ВОПРОС 11.  Классификация фирм по характеру хозяйственной деятельности и собственности.  

     Вопросы для изучения:

     1. Классификация фирм по  характеру хозяйственной деятельности.

     2. Фирмы по характеру собственности. 

     1. Классификация фирм по характеру хозяйственной деятельности.

       По характеру хозяйственной деятельности различают следующие виды фирм: промышленные, торговые, транспортные, страховые, туристические, арендные и др.

     Промышленные  фирмы в основе своей деятельности имеют производство товаров (более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции).

     В результате огромной концентрации и  интернационализации производства выпуск  подавляющей части продукции,  и значительная часть международной торговли сосредоточены в руках небольшой группы крупнейших промышленных фирм-гигантов, среди которых особо выделяются транснациональные корпорации (ТНК).

     Решающая  роль фирм-гигантов на мировом рынке  определяется тем, что они занимают господствующее положение не только в производстве, но также и в торговле патентами и лицензиями, предоставлении технических услуг, основными экспортерами производственного капитала, направленного на создание  за границей собственной сети филиалов и дочерних компаний.

     Для большинства крупных промышленных компаний характерно превращение их в сложные многоотраслевые комплексы.

     Образование многоотраслевых комплексов является следствием процесса диверсификации производства. Суть этого процесса состоит в соединении в рамках комплекса все более широкого круга отраслей промышленного производства путем проникновения одной компании в совершенно новые для неё отрасли.

     Торговые  фирмы занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо существовать независимо.

     Торговые  фирмы бывают либо узкоспециализированными, либо торгующими широкой номенклатурой изделий (универсальные).

     Среди узкоспециализированных выделяются объединения, занимающие господствующее положение на мировом рынке отдельных товаров или во внешнеторговом обороте отдельных стран (торговля сахаром, цветными металлами, зерном и т.д).

     Среди универсальных торговых фирм выделяются компании по масштабам деятельности и финансовой мощи находящиеся на уровне ТНК.

       Транспортные фирмы осуществляют международную перевозку грузов и пассажиров. Обычно транспортные компании специализируются на  отдельных видах перевозок, в связи с чем, среди них выделяются судоходные, автомобильные, авиационные, железнодорожные.

     Страховые фирмы, осуществляющие страхование грузов при международных перевозках, играют существенную роль на мировом рынке.

          Транспортно-экспедиторские фирмы специализируются на осуществление операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и др. фирм.

     В большинстве стран объединения  предпринимателей делятся на следующие  виды: полное товарищество, коммандитное товарищество, общества с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

     2. Фирмы по характеру собственности.

     По  характеру собственности различают следующие виды фирм: частные, государственные, кооперативные.

     Частные фирмы могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения.

     Сложились определенные типы объединений, которые  различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансовые группы. Основными формами объединений в современных условиях стали концерны, холдинги и финансовые группы.

     Государственные фирмы. Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные.

       В чисто государственных предприятиях  государству принадлежит весь  акционерный капитал, полученный  в результате национализации  или вновь созданный.  Государственные  промышленные фирмы занимают прочное положение в производстве развитых стран. Их удельный вес в выпуске промышленной продукции составляет 20-25% по странам.

     В смешанных государственно-частных  компаниях государство, в лице какого- либо министерства, может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно осуществляет контроль за их деятельностью.

     Кооперативные фирмы (союзы) в развитых странах представляют собой паевые объединения потребителей, фермеров или мелких производителей для осуществления хозяйственной деятельности, преследующей коммерческие цели.

     Одной из основных задач кооперативных  союзов является устранение посреднических звеньев на внутреннем и внешнем рынках. Сейчас они имеют не только потребительскую, но и производственную направленность (сельскохозяйственные, ремесленные). 

     ВОПРОС 12. Цели управления предприятиями. 

     Вопросы для изучения:

     1. Цели организации  по отношению к  предприятию. 

     2. Цели организации  по глобальности  и срокам действия. 

     1. Цели организации  по отношению к  предприятию.

     Основным  связующим звеном предприятия с  внешней средой являются его цели, которые можно разделить:

     1) по отношению к предприятию  – на внешние и внутренние;

     2) по глобальности и срокам действия  – на стратегические, тактические  и оперативные.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"