Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:35, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Концепции модернизации Российского образования ставят главной задачей государственной образовательной политики - повышение качества современного российского образования. Качество образования понимается в большинстве случаев как степень удовлетворения различных участников процесса образования от предоставляемых образовательными учреждениями (организациями) образовательных услуг. Это вполне соответствует официальному определению понятия качества. Целью моей работы является теоретико-методическое обоснование и разработка механизмов внедрения системы менеджмента качества и сертификации организации оказывающих образовательные услуги.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА: ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ.
1.1. Понятие «образование» и «услуга».
1.2. Специфика образовательных услуг.
1.3. Отличительные черты образовательных услуг.
1.4. Классификация образовательных услуг.
ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.
2.1. Понятие «качество образования»
2.2. Внедрение системы менеджмента качества
2.2.1. Анализ существующей ситуации в организации и обучение персонала
2.2.2. Разработка документации и изменение работы сотрудников
2.2.3. Проведение внутреннего аудита системы качества
2.3. СМК в образовательном учреждении - особенности внедрения и преимущества
ГЛАВА 3. СЕРТИФИКАЦИЯ СМК В ОБРАЗОВАНИИ.
3.3 Перечень процессов СМК, подлежащих сертификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛОССАРИЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ
- документирование, контроль
и оценка результатов
- признание и поощрение
творческой инициативы и
- постоянное обучение (подготовка, повышение квалификации) сотрудников образовательного учреждения и обеспечение его необходимыми процедурами менеджмента качества;
- совершенствование
- постоянное улучшение действующей СМК и ее процессов по результатам систематически проводимых аудитов (проверок) и анализа со стороны руководства.
Руководство образовательного учреждения берет на себя обязательства выполнять требования потребителя и иные законодательно установленные и обязательные требования.
В процессе создания системы менеджмента качества разработаны и внедрены следующие документы СМК:
4.1. Управление внешними нормативными документами.
4.2. Управление документацией общего делопроизводства.
4.3. Управление записями по качеству.
4.4. Внутренний аудит.
4.5. Управление несоответствующими услугами.
4.6. Управление предупреждающими и корректирующими действиями.
5. Карта процессов.
6. Рабочие инструкции по процессам СМК:
6.1. Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов.
6.2. Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 класса.
6.3. Организация аттестации педагогических и руководящих кадров.
6.4. Организация и порядок
ведения учета обучающихся и
семей, находящихся в
7. Анализ СМК со стороны руководства.
8. План мероприятий по созданию и внедрению СМК в 2011-2012 учебном году.
9.Организационная структура образовательного учреждения в СМК.
10. Годовая циклограмма проведения внутренних аудитов СМК на 2011-2012 учебный год.
11. План реализации целей в области качества в 2011-2012 учебном году.
12. Должностные инструкции сотрудников:
12.1. Должностная инструкция ПРК.
12.2. Должностная инструкция внутреннего аудитора.
12.3. Должностная инструкция менеджера по качеству.
12.4. Должностная инструкция начальника отдела менеджмента качества.
12.5. Должностная инструкция руководителя процесса.
13. Материалы внутреннего
аудита «Учительский потенциал:
14. Отчеты о результатах внутренних аудитов СМК
15. Другие локальные акты:
15.1. Положение о Совете по качеству.
15.2. Положение о мониторинге качества.
15.3. Положение о рабочей группе.
15.4. Положение о группе внутренних аудиторов.
15.5. Положение об электронном документообороте.
15.6. Положение о системе оценки качества образования.
Приложение №
Система менеджмента качества Кемеровского института (филиала) ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»: особенности, опыт внедрения и перспективы развития
В январе 2007 года Кемеровским
институтом (филиалом) ГОУ ВПО «Российский
государственный торгово- |
- высшего профессионального образования; |
- научных исследований и разработок; |
- дополнительного |
Данный результат является уникальным, поскольку в Кемеровской области впервые были одновременно сертифицированы три области деятельности, что позволяет судить о комплексном подходе вуза к обеспечению качества предоставляемых образовательных услуг. |
Сертификации СМК |
Совет по качеству – коллегиальный орган, координирующий и экспертирующий качество подготовки специалистов, который возглавляет ректор института доктор экономических наук Юрий Николаевич Клещевский. |
Рабочая группа по формированию СМК на этапе разработки функционировала в составе ведущих специалистов и руководителей института и координировалась первым проректором кандидатом технических наук Сергеем Александровичем Муравьевым. |
Отдел менеджмента качества (ОМК) создан в апреле 2006 года, его задача – разработка и внедрение принципов и механизмов повышения качества образования, руководителем которого является Лариса Васильевна Хасбутдинова. |
Действует институт уполномоченных по качеству, то есть в каждом структурном подразделении – на кафедре, факультете, в отделе – конкретный специалист осуществляет деятельность по поддержанию, мониторингу и улучшению основных процессов подразделения. Взаимодействие звеньев этой структуры оказалось результативным, поскольку вуз был успешно сертифицирован. |
Группа внутренних аудиторов состоит из числа сотрудников ОМК, рабочей группы по формированию СМК, руководителей и ведущих преподавателей и сотрудников института. В современных условиях учебные заведения работают в среде повышенной конкуренции. Те из них, кто внедряет СМК, получают значительное преимущество, так как вся система управления вузом становится ориентированной на потребителя – работодателей, обучающихся, родителей, государство и общество в целом, а значит, способной быстрее и качественнее реагировать на их изменяющиеся потребности. |
Нам важно было правильно
понять и грамотно использовать требования
к СМК в вузе, определить те области,
где она применима – |
СМК института является
совокупностью элементов |
Деятельность института
рассматривается как |
При предоставлении образовательных
услуг высшего |
- прием; |
- довузовская подготовка; |
- проектирование и разработка; |
- учебно-организационная деятельность; |
- методическая деятельность; |
- основной образовательный процесс; |
- воспитательная работа; |
- дополнительный |
- научные исследования и разработки; |
- итоговая государственная аттестация. |
В процессе построения СМК
вуза была разработана необходимая
для построения системы документация.
При этом основные документы (такие
как »Политика в области |
Иерархия документации СМК института представляет собой систему соподчиненных видов документов, описывающих основные требования к управляющим, основным и обеспечивающим процессам (деятельности) института |
I уровень – организационная документация СМК, включающая документы «Политика в области качества» и «Руководство по качеству», которые содержат общие намерения и требования в области качества к институту и его деятельности в целом. |
II уровень – организационная документация СМК, включающая документированные процедуры СМК, описывающие основные требования к процессам института. |
III уровень – организационная
документация СМК, включающая
внутренние нормативные |
IV уровень – информационно- |
Базовый уровень –
внешняя нормативная и |
«Оболочкой» системы документов СМК является распорядительная документация, легитимизирующая организационную документацию СМК I, II и III уровней и инициирующая информационно-справочную документацию СМК IV уровня. Распорядительная документация может включать зарегистрированные данные по качеству (записи). |
Понимая, что разработанная СМК на бумажном носителе малоэффективна, мы поставили перед собой задачу внедрения электронного варианта системы документации СМК, имеющего большое практическое значение. В результате была создана информационно-справочная модель СМК, при разработке которой использовался процессный подход. |
Информационно-справочная модель СМК института реализована с использованием современных средств информатизации и размещена в локальной сети института для организации доступа к ней руководителей, сотрудников и преподавателей. |
Мониторинг и измерение являются одними из наиболее значимых разделов стандарта ИСО 9001–2001: «… организация должна планировать и применять процесс мониторинга, измерения, анализа и улучшения... как одного из способов измерения работы системы менеджмента качества. Должны быть установлены методы получения и использования этой информации». В связи с этим в вузе для мониторинга и измерения процессов СМК используется информация о результатах работы структурных подразделений и должностных лиц института. |
Минимальные требования к результатам, процессам и продукции основных подразделений института представлены в «Декомпозиции результатов деятельности кафедр и критериев их оценки» [15,5 KB]. Мониторинг и измерение
процессов института Рис. 4 [10,3 KB]. Система показателей измерения процессов СМК института. Ход внедрения СМК
и состояние процессов |
По результатам аудита
формируются сведения о действенности
СМК института, выявляются возможности
для совершенствования |
Внутренний аудит проводится
при взаимодействии всех структурных
подразделений института в |
Для нашего вуза, работающего в условиях острой конкуренции, оценка удовлетворенности внутренних и внешних потребителей является залогом его успеха. Сегодня в образовательных учреждениях общепризнанной становится связь между удовлетворенностью потребителей и эффективностью работы организации, поэтому удовлетворенность внутренних и внешних потребителей стала постоянным объектом мониторинга в нашем вузе. |
Установлены следующие методы получения информации об удовлетворенности потребителей: |
- анкетирование и |
- социологические опросы,
анкетирование и |
- традиционные встречи обучающихся с ректоратом; |
- анкетирование и интервьюирован |
- маркетинговые исследования
удовлетворенности |
- определение показателей
спроса на выпускников |
- сбор и анализ официальных
отзывов и сведений о выпускник |
- сбор и анализ информации
о рейтинге РГТЭУ и выполнении
требований аккредитационных |
- социологические опросы персонала института. |
Полученная информация используется при анализе СМК со стороны руководства, обеспечении высшим руководством выполнения всех установленных требований, определении ресурсов, требуемых для повышения удовлетворенности потребителей, а также для улучшения деятельности института. |
Внедрение СМК в вузе позволило добиться: определенности звеньев «поставщик – потребитель», снижения коммуникационных барьеров, ускорения процессов принятия и реализации решений, всестороннего анализа проблем за счет применения матричного подхода, адресности, полноты, своевременности передачи информации и документации за счет ликвидации лишних звеньев и минимизации потерь, а в целом – повышения гибкости и прозрачности управления вузом. |
СМК вуза является основой для построения системы качества (СК) образовательных учреждений (ОУ) в соответствии с типовой моделью, рекомендуемой к внедрению Министерством образования и науки РФ с 2008 г. (показатель аккредитации 1.2.3 «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования» или «Системы управления и контроля качества для ссузов»), поскольку СК ОУ по типовой модели более чем на 80% соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001–2001. |
Надеемся, что сертифицированная
СМК вуза станет одним из преимуществ
института в контексте |
В апреле 2007 г. вуз получил серебряную медаль за разработку и внедрение системы менеджмента качества КемИ РГТЭУ, представленной на конкурс, проводившийся в рамках IX специализированной выставки «Образование. Карьера. Занятость» (г. Новокузнецк). |
С целью распространения опыта разработки, внедрения и совершенствования СМК ОУ Кемеровской области в феврале 2007 был создан Центр развития системы менеджмента (ЦРСМ) Кемеровского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ» как представительство Центра менеджмента качества ГОУ ВПО «СибГТУ» (г. Красноярск) с целью активизации создания и сертификации систем менеджмента качества учреждений профессионального образования Кемеровской области. |
Система менеджмента качества – гарант успеха образовательного учреждения в XXI веке. |
Информация о работе Сертификация СМК организаций, оказывающих образовательные услуги