Сертификация СМК организаций, оказывающих образовательные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Концепции модернизации Российского образования ставят главной задачей государственной образовательной политики - повышение качества современного российского образования. Качество образования понимается в большинстве случаев как степень удовлетворения различных участников процесса образования от предоставляемых образовательными учреждениями (организациями) образовательных услуг. Это вполне соответствует официальному определению понятия качества. Целью моей работы является теоретико-методическое обоснование и разработка механизмов внедрения системы менеджмента качества и сертификации организации оказывающих образовательные услуги.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА: ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ.
1.1. Понятие «образование» и «услуга».
1.2. Специфика образовательных услуг.
1.3. Отличительные черты образовательных услуг.
1.4. Классификация образовательных услуг.
ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.
2.1. Понятие «качество образования»
2.2. Внедрение системы менеджмента качества
2.2.1. Анализ существующей ситуации в организации и обучение персонала
2.2.2. Разработка документации и изменение работы сотрудников
2.2.3. Проведение внутреннего аудита системы качества
2.3. СМК в образовательном учреждении - особенности внедрения и преимущества
ГЛАВА 3. СЕРТИФИКАЦИЯ СМК В ОБРАЗОВАНИИ.
3.3 Перечень процессов СМК, подлежащих сертификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛОССАРИЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курс.р. Метрология 1 - копия.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

6. Образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находится под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических компаний, в которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.

Еще также перечислим ряд специфических особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:

● сезонность;

● высокая стоимость (образовательные услуги обладают высокой потребительной стоимостью, т.к. наращивают потенциал личности, специалиста, а на развитых рынках это выражается в признании высокой стоимости, правомерности высоких цен на них);

● относительная длительность оказания (в нашей стране получение первого высшего профессионального образования по различным специальностям может занимать от 4 до 6 лет);

● отсроченность выявления  результативности;

● зависимость результатов  от условий будущей работы и жизни  обучившегося;

● необходимость дальнейшего сопровождения услуг;

● зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места  проживания потенциальных обучающихся;

● невозможность перепродажи;

● необходимость лицензирования (п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)»);

● конкурсный характер (этот признак в основном проявляется  в большинстве государственных  высших учебных заведений);

● относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и другие.

1.4.Классификация образовательных услуг

Таблица 2

Классификационный

признак

Виды образовательных  услуг

Решаемые задачи

· общеобразовательные программы (направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.);

· профессиональные программы (направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию).

Длительность

предоставления

· долгосрочные (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.);

· среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п.);

краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).

Методы обучения

· традиционные;

· программы проблемного обучения;

· программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.

Способ оплаты

· платные;

· условно бесплатные.

Форма предоставления услуг

· очная;

· очно-заочная (вечерняя);

· заочная.


 

 

ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

2.1.Понятие «качество образования»

В настоящее  время в рамках модернизации образования  активно продолжает разрабатываться система менеджмента качества образовательных услуг. Изучая литературные источники можно обнаружить различные трактовки понятия «качество образования». Так Полонский В.М. качество образования истолковывает как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения [1]. С точки зрения С.Е. Шиловой качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [2].

2.2.Внедрение системы менеджмента качества

Внедрение системы  качества представляет собой комплекс работ, который затрагивает различные  аспекты деятельности организации  и ее подсистемы - подсистему стратегического  управления, производственную подсистему, подсистему логистики, управление персоналом, внутренние коммуникации, документооборот и др. В связи с этим, внедрение системы качества является достаточно трудной, длительной и трудоемкой задачей. Решение этой задачи, как правило, происходит в несколько этапов, основные из которых следующие:

— Первый этап – анализ существующей ситуации в  организации и обучение персонала.

— Второй этап – разработка документации и изменение  работы сотрудников.

— Третий этап – проведение внутреннего аудита системы качества.

Каждый из этих этапов состоит из определенного, достаточно большого набора работ. Наиболее сложным и трудоемким этапом является второй этап работ, а вот наиболее критическим для всего проекта внедрения СМК является первый. Рассмотрим, что нужно сделать, чтобы разработать и внедрить систему качества.

2.2.1. Анализ существующей ситуации в организации и обучение персонала

Разработку  и внедрение системы качества необходимо оформить как проект, имеющий  свои цели, свои сроки, свои ресурсы. Поэтому  прежде чем начинать анализ существующей ситуации необходимо организовать работы по проекту внедрения системы качества. Для этого, во-первых, руководство организации должно хотеть и иметь возможность административно поддерживать проект системы качества, во-вторых, должно выделить на этот проект ресурсы.

Работы первого  этапа состоят из следующих основных шагов:

Шаг 1. Издается приказ по предприятию о начале работ по системе качества. В приказе указываются:

— цель начала работ;

— ответственный  за систему качества от руководства организации (лицо рангом не ниже зам. ген. директора);

— состав рабочей  группы по внедрению системы качества.

При выполнении этого шага необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1. При выборе  ответственного за систему качества  от руководства организации необходимо учесть, чтобы этот человек обладал реальными властными полномочиями, достаточными для воздействия на руководителей любых подразделений организации и имел свободное время для контроля за ходом проекта.

2. Состав рабочей  группы, непосредственно занимающейся системой качества должен быть не более 5-7 человек.

Для малого предприятия (до 100 человек) группа может выглядеть  следующим образом:

Руководитель  группы – руководитель службы качества организации (должен уделять не менее 50% рабочего времени вопросам построения системы качества, лучше, когда все 100%). Он же может являться и единственным сотрудником этой службы;

Участники рабочей  группы – ключевые сотрудники подразделений, знающие как работает подразделение (должны уделять не менее 5-10 % своего рабочего времени вопросам построения системы качества помимо основной работы).

Для крупного предприятия:

Руководитель  группы – руководитель службы качества организации, 100% рабочего времени уделяющий  вопросам системы качества;

Участники группы – сотрудники службы качества, 100% времени уделяющие вопросам построения системы качества.

Представители системы качества – в состав рабочей  группы не входят, а выполняют задания  руководителя и участников рабочей  группы. Представители системы качества это сотрудники подразделений организации. Для нормальной организации работ необходимо по одному сотруднику от каждого подразделения. Помимо основной работы они должны 5-10% своего рабочего времени уделять вопросам построения системы качества в своем подразделении.

Шаг 2. Так как анализ существующей ситуации в организации выполняется на предмет построения системы качества, то следующим шагом будет обучение участников рабочей группы менеджменту качества и требованиям стандартов ИСО серии 9000. Руководитель рабочей группы и ее участники должны быть обучены обязательно, т.к. анализ существующего положения дел и разработка системы качества будет являться их основной задачей.

Шаг 3. Для того, чтобы понять на сколько сильно существующая деятельность в организации отличается от требований стандарта ИСО 9001:2008 необходимо провести анализ текущей ситуации. Сбор исходных данных проводится, в основном, двумя методами - анкетированием и проведением интервью. Наиболее эффективно использовать оба метода, сначала провести анкетирование, а после этого уточнить необходимую информацию в ходе бесед с сотрудниками. Ответственными за анкетирование и проведение интервью являются участники рабочей группы.

Можно конечно  всего этого не делать, но в таком  случае участники рабочей группы должны на основании своих знаний о работе подразделений провести такой анализ.

Результатом анализа  может являться отчет, либо иной документ, в котором по каждому требованию стандарта будет указано, каким  образом оно реализовано и  какова глубина реализации этого требования в различных подразделениях организации.

Анализ текущей  ситуации должен выявить:

— основные производственные процессы организации;

— вспомогательные  процессы и процессы обеспечения;

— наиболее критические  бизнес-процессы с точки зрения системы качества;

— наличие и  актуальность регламентирующей документации (стандарты предприятия, инструкции, положения о подразделениях, должностные  инструкции и т.п.);

— существующее распределение ответственности, полномочий и ресурсов по процессам организации.

2.2.2. Разработка документации и изменение работы сотрудников

Данный этап является самым трудоемким и продолжительным. В ходе этого этапа осуществляется проектирование, разработка и внедрение  документации системы качества, а  также внедрение изменений в  порядок работы сотрудников.

Работы второго  этапа состоят из следующих основных шагов:

Шаг 1. На данном шаге необходимо спланировать, как будет строиться система качества, какова будет область ее применения, какие процессы войдут в систему качества, как она будет расширяться. Например, организация предоставляет своим потребителям несколько видов различных услуг. Эти услуги предоставляются различными отделами. Тогда на данном этапе может быть принято решение первоначально включить в область действия системы качества все процессы и подразделения, задействованные в предоставлении какой-то одной услуги, а процессы и подразделения, задействованные в предоставлении других услуг, могут быть задействованы позднее, после того как система качества полностью заработает при управлении качеством первой услуги. В данном случае построение системы качества будет происходить по принципу наращивания сферы ее распространения.

Шаг 2. Основным принципом стандарта ИСО 9001:2008 является процессный подход. Для того чтобы можно было реализовать процессный подход, стандарт требует определить и документировать процессы организации. Чтобы выполнить это требование рабочая группа должна сначала формализовать процессы, которые были включены в область действия системы качества в том виде, как они есть, а затем внести в эти процессы изменения в соответствии с требованиями, которые указаны в стандарте.

При выполнении этого шага необходимо обратить внимание на следующие моменты:

Внедрение системы  качества связано с изменениями  в деятельности организации. Проведение любых изменений всегда затрагивает  интересы работников, которых данные изменения касаются. В результате люди либо сопротивляются изменениям, либо поддерживают их, нейтральное отношение встречается редко. Для того чтобы можно было эффективно проводить изменения процессов на уровне исполнителей, необходима административная поддержка со стороны руководства организации (для снижения уровня сопротивления) и получение достаточно быстрых результатов от изменений (для сохранения поддержки, со стороны тех, кто принимает изменения). Для осуществления этого принципа необходимо правильно определить порядок документирования и изменения процессов. В первую очередь рекомендуется формализовать и корректировать наиболее важные процессы.

Шаг 3. Документирование и внедрение процедур системы менеджмента качества.

Стандарт ИСО 9001:2008 требует, чтобы процессы организации были определены и документированы. Документирование процессов может выполняться в виде карт процессов, на которых указывается последовательность операций процесса, входные и выходные данные (информация, ресурсы) каждой операции и ответственные за выполнение операции. Документирование процессов в виде карт заметно уменьшает объем документирования. Кроме того, при документировании процессов важно соблюдать баланс в детальности представления процесса. Процесс должен представляться с такой степенью детализации, чтобы персонал, задействованный в процессе, мог понять порядок хода операций процесса и определить свое «место» в этом процессе.

В соответствии с требованиями стандарта должны быть разработаны 6 обязательных процедур и руководство по качеству, а также документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими (карты процессов, регламенты, инструкции).

Внедрение карт процессов и процедур системы качества лучше осуществлять параллельно с их разработкой, т.е. разработав карту процесса и внеся в процесс изменения необходимо вводить ее в действие.

Внедрение процедур и новых карт процессов необходимо сопровождать тренингом персонала  и контролем работы по процедуре (карте процесса).

После того, как  разработаны все необходимые  карты процессов и процедуры  системы качества необходимо чтобы  организация некоторый период времени  работала по этим картам и процедурам. Это время необходимо для «доводки»  системы качества. В этот период обычно осуществляются незначительные изменения документации системы качества.

2.2.3. Проведение внутреннего аудита системы качества

Основная цель этого этапа – проверить работу системы качества предприятия перед  сертификационным аудитом. Дополнительными целями данного этапа будут являться – обучение на практике внутренних аудиторов проведению аудитов, тренинг персонала организации перед сертификационным аудитом.

Работы этапа  состоят из следующих основных шагов:

Шаг 1. Для проведения внутреннего аудита системы качества его необходимо подготовить и спланировать. Соответственно на данном шаге необходимо:

— Официально (приказом по организации) назначить команду  аудиторов (ведущего аудитора и аудиторов). Команда аудиторов назначается из числа сотрудников обученных проведению внутренних аудитов;

— Подготовить  план и программу проведения аудита в подразделениях. Так как внутренний аудит проводится с целью подготовки к сертификационному аудиту, то в  план и график внутреннего аудита надо включать все подразделения предприятия, деятельность которых подпадает под действие системы качества;

Информация о работе Сертификация СМК организаций, оказывающих образовательные услуги