Сертификация СМК организаций, оказывающих образовательные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Концепции модернизации Российского образования ставят главной задачей государственной образовательной политики - повышение качества современного российского образования. Качество образования понимается в большинстве случаев как степень удовлетворения различных участников процесса образования от предоставляемых образовательными учреждениями (организациями) образовательных услуг. Это вполне соответствует официальному определению понятия качества. Целью моей работы является теоретико-методическое обоснование и разработка механизмов внедрения системы менеджмента качества и сертификации организации оказывающих образовательные услуги.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА: ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ.
1.1. Понятие «образование» и «услуга».
1.2. Специфика образовательных услуг.
1.3. Отличительные черты образовательных услуг.
1.4. Классификация образовательных услуг.
ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.
2.1. Понятие «качество образования»
2.2. Внедрение системы менеджмента качества
2.2.1. Анализ существующей ситуации в организации и обучение персонала
2.2.2. Разработка документации и изменение работы сотрудников
2.2.3. Проведение внутреннего аудита системы качества
2.3. СМК в образовательном учреждении - особенности внедрения и преимущества
ГЛАВА 3. СЕРТИФИКАЦИЯ СМК В ОБРАЗОВАНИИ.
3.3 Перечень процессов СМК, подлежащих сертификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛОССАРИЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курс.р. Метрология 1 - копия.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

— Подготовить  вопросники для проведения аудита;

— Издать приказ по организации о проведении аудита.

Шаг 2. Проведение аудитных бесед. В ходе аудитных бесед аудиторы проверяют сотрудников организации на предмет их работы в соответствии с картами процессов и процедурами системы качества. Аудит проводится по программе аудита. Если в ходе аудита обнаруживаются несоответствия, то аудиторы должны оформлять протоколы регистрации несоответствий, в которых указываются выявленные несоответствия. При проведении аудита аудиторы проверяют наличие документации системы качества на рабочих местах, работу по этой документации, записи по качеству, требуемые системой.

Шаг 3. Подготовка отчета об аудите и плана корректирующих действий. После завершения аудита подразделений и оформления всех протоколов регистрации несоответствий ведущий аудитор должен подготовить отчет об аудите в котором указывается область проверки, требования по которым проводилась проверка и статистика по выявленным несоответствиям. Этот отчет должен быть подписан ведущим аудитором и предоставлен руководству организации (например, генеральному директору).

Также ведущий  аудитор совместно с представителями подразделений, в которых были выявлены несоответствия, должен подготовить план корректирующих мероприятий по исправлению выявленных несоответствий. Ответственными за выполнение корректирующих действий указанных в плане должны являться представители (руководители) подразделений в которых выявлены несоответствия, но никак не аудиторы, которые обнаружили эти несоответствия.

После устранения несоответствий представители подразделений  должны сообщить ведущему аудитору об устранении несоответствий, а ведущий аудитор или аудиторы команды внутренних аудиторов должны проверить реальность и эффективность предпринятых действий. Если корректирующие действия действительно были выполнены, то ведущий аудитор или аудиторы делают отметки о завершении корректирующих действий в протоколах регистрации несоответствий и в плане корректирующих действий.

Когда все корректирующие мероприятия завершены, организация  может подавать заявку в сертифицирующий  орган на прохождение сертификации по стандарту ИСО 9001:2008.

После того, как организация успешно пройдет сертификацию и получит сертификат соответствия требованиям ИСО 9001:2008 работы по системе качества на этом не заканчиваются, хотя их объем конечно уже может быть меньше. Система качества должна поддерживаться в рабочем состоянии и должна непрерывно совершенствоваться. Это означает что любые изменения в продуктах (услугах) организации, процессах или в самой системе должны оперативно анализироваться и фиксироваться в документации системы качества. Кроме того, для подтверждения результативности и эффективности работы системы качества организация должна проводить периодические внутренние аудиты. Такие аудиты должны проводиться в организации не реже чем будут проходить наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации. Как правило, наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации проводятся один раз в год.

2.3.СМК в образовательном учреждении - особенности внедрения и преимущества

СМК в образовательном учреждении имеет ряд специфических особенностей. Необходимость внедрения СМК – системы менеджмента качества обусловлена изменчивостью требований рынка образовательных услуг. Чтобы держаться на плаву, необходимо вписаться в рыночные условия. Необходимо открывать новые, востребованные специальности, повышать качество обучения, выбирать наиболее эффективные формы обучения, обновлять учебную и лабораторную базу. Рынок обязывает повышать компетентность преподавателей, бороться за каждого потенциального учащегося или студента. Необходимость идти в ногу со временем заставила учреждения образования неукоснительно соблюдать требования государственных стандартов образования. Периодическое лицензирование и аттестация – обычное дело для образовательных учреждений. Ответственность за все эти направления полностью лежит на плечах руководителя учебного заведения. И чтобы легче было справляться и успешно работать во всех этих направлениях образовательное учреждение должно функционировать в рамках эффективной и гибкой системы управления, которая чётко распределяет ответственность и полномочия персонала, и, в которой установлены единые правила выполнения процессов, критерии оценки.

Основные направления  обучения в образовательных учреждениях  определяются учебными планами. Но факт наличия учебного плана еще не означает полного удовлетворения потребностей и ожиданий учащихся. Если процессы внутри образовательного учреждения далеки от совершенства, то качественного обучения ожидать не приходится. Чтобы таких недостатков не было, и был разработан государственный стандарт СМК - ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 в сфере образования».

СМК в образовательном учреждении (техникуме, лицее, вузе, колледже) даст следующие преимущества:

  • Улучшение качества набора абитуриентов;
  • Рост уровня посещаемости и успеваемости студентов;
  • Преимущества при лицензировании и аттестации;
  • Измеримость показателей, по которым оценивается преподавательская работа;
  • Рост уровня компетентности преподавателей, повышения уровня квалификации при ведении дисциплин;
  • Четкое планирование расписания занятий, заблаговременное информирование об изменениях в расписании и заменах преподавателей;
  • Упорядочение управления документацией, внешней и внутренней, в том числе, в случаях изменений, вносимых в документацию, и ознакомлению с ними специалистов.

Небольшой набор  задач, специфических для образовательных  учреждений, решается при внедрении  СМК – системы менеджмента качества. Внедрение СМК в сфере образования, как и любой другой вид деятельности, имеет стандартные этапы:

  • Предварительный аудит анализ деятельности образовательного учреждения;
  • Разработка документации СМК;
  • Пробный внутренний аудит на предмет готовности учреждения к внедрению СМК, выявление несоответствий, слабых мест в менеджменте качества;
  • Подготовка к сертификационному аудиту, обучение;
  • Внедрение СМК;
  • Сертификация.

Система менеджмента  качества (СМК) в образовательном учреждении охватывает всю его деятельность, не только учебную. СМК в учреждении образования, как и система менеджмента качества в любой другой организации, рассматривает всю технологическую цепочку деятельности по процессам. Процессный подход, присущий международному стандарту СМК, четко регламентирует научно-исследовательские и аналитические работы, планирование и контроль качества образовательных услуг, внутренние аудиты, воспитательную работу, анализ рынка и оценку удовлетворенности потребителей, и управление жалобами. СМК регулирует также такие направления деятельности образовательного учреждения, как управление кадрами, инфраструктурой, которая включает не только учебные корпуса, но и объекты социально-бытового назначения, управление профессиональной образовательной средой. Важнейшим элементом СМК образовательного учреждения является отчётность по установленным параметрам качества и результативности.

 

ГЛАВА 3. СЕРТИФИКАЦИЯ СМК В ОБРАЗОВАНИИ

Сертификация  системы качества это независимая  проверка системы качества организации  третьей стороной (Органом по сертификации) и выдача сертификата на основании  положительных результатов проверки.

Необходимо различать  собственно сертификацию и подготовку к сертификации.

Сертификация – процесс по времени короткий. Сертификация проводится уже построенной и функционирующей системы качества, в которой реализованы все требования стандарта ИСО 9001:2008. Если система качества еще не построена, или в ней реализованы не все требования стандарта ИСО 9001:2008, то сертифицировать систему качества нельзя. Вернее, попытку сделать можно, но результат будет отрицательным.

Подготовка к сертификации – процесс продолжительный (в сравнении с сертификацией). В ходе этого процесса организация определяет и внедряет методы по реализации требований стандарта ИСО 9001:2008, т.е. подготовка к сертификации включает в себя все этапы по внедрению системы качества.

Сертификация  системы качества является добровольной, поэтому организация сама вправе принимать решение о необходимости такой сертификации, а также о выборе органа по сертификации.

Сертификация  системы качества организации проводится в три этапа:

— Первый этап – анализ документации системы качества организации. На данном этапе орган  по сертификации проверяет документацию организации на предмет отражения в ней реализации всех требований стандарта.

— Второй этап – аудит системы качества организации. На данном этапе аудиторы органа по сертификации приезжают на предприятие  и на месте проверяют, во-первых, соответствие документации реальной практике деятельности организации, во-вторых, результативность и эффективность работы системы качества.

— Третий этап – принятие решения по аудиту и  выдача сертификата. На данном этапе  орган по сертификации проводит анализ результатов аудита и в случае положительных результатов принимает решение о выдаче сертификата.

Представленный  порядок и состав этапов является общим для сертификации систем качества как Российскими органами по сертификации, так и международными. В деталях, в зависимости от органа по сертификации, порядок может немного отличаться.

Схема прохождения  сертификации на соответствие требованиям  стандарта ИСО 9001 через Российский орган по сертификации выглядит следующим  образом. Приложение 2.

После прохождения сертификации, орган по сертификации выдает сертификат на систему качества. Срок действия такого сертификата, как правило, составляет 3 года. Сертификат системы качества требует подтверждения в течение всего его срока действия. Для подтверждения действия сертификата орган по сертификации проводит наблюдательные аудиты. Обычно, периодичность таких аудитов составляет один раз в год. Конкретные сроки действия сертификата и периодичность наблюдательных аудитов устанавливаются правилами системы сертификации в которой аккредитован орган по сертификации (например, в системе ГОСТ Р для Российских органов по сертификации).

На территории Российской Федерации действуют  представительства практически  всех известных компаний, занимающихся сертификацией систем качества, чьи сертификаты признаются в Европе, Америке и Азии. Список наиболее известных из них представлен на странице - "Полезные ссылки".

Российских  органов по сертификации существует большое множество. Информацию по аккредитованным Российским органам по сертификации можно посмотреть на сайте Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии. Органы по сертификации сгруппированы по регионам, в которых они работают.

 

 

 

Заключение

Система менеджмента  качества уникальна для каждой образовательной  организации и может эффективно функционировать только тогда, когда  четко определены присущие ей цели и политика в области качества, а также виды деятельности и ответственность. Разработанный комплекс мероприятий, рекомендаций и предложений по формированию системы менеджмента качества образовательной организации позволит повысить уровень качества подготовки специалистов и выйти на мировой рынок образовательных услуг.

Сам процесс подготовки к сертификации системы менеджмента  качества способствует улучшению качества образовательных услуг, уменьшает вероятность появления несоответствий (дефектов) в процессах предоставления образовательных услуг.

Наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества образовательных услуг требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 упрощает процесс лицензирования новых образовательных услуг, взаимодействие (взаимное признание) с другими организациями, имеющими аналогичные сертификаты, повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда, укрепляет доверие как российских, так и зарубежных потребителей (учащихся, работодателей, общества) к образовательному учреждению, способствует успешному вхождению и закреплению на российском и международном рынке образовательных услуг.

Таким образом, цель и задачи исследования получили свое логическое завершение в развитии и обосновании методических и практических положений формирования системы менеджмента качества образовательной организации.

 

Список литературы

  1. Астанина, Л.А. Построение СМК образовательного учреждения/ Л.А. Астанина. Новосибирск, НГУ, 2007, С. 2.
  2. Браверманн А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. – М.: Экономика. – 1997.
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга: Перевод с англ. - М.: "Ростинтэр", 1996. - 704 с.
  4. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 1997. - № 7-8
  5. Поздняк, Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением/ Л.В. Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. М.: «Творческий центр Сфера», 2006, № 3 (29), С. 8.
  6. Полонский, В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании/ В.М. Полонский, М., 1995, С. 20.
  7. Попов Е.Н. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. – 1992. - № 6.
  8. Поташник, М.М. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000, С. 34-35.
  9. Потеев М.И. Основы маркетинга в сфере образования. Уч. пособие. - СПб.: ЛИТМО, 1992.
  10. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. - №1
  11. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам/ П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. М.: Новая школа, 2001, С. 290.
  12. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.)
  13. Ченцов А.А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. – 1999. - №2. с.120-123.
  14. Шилова, С.Е. Мониторинг качества образования в школе/ С.Е. Шилова, В.А. Кальней, М.: 1998, С. 78.
  15. Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа. – 1997. -№3.

Информация о работе Сертификация СМК организаций, оказывающих образовательные услуги