Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:35, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Концепции модернизации Российского образования ставят главной задачей государственной образовательной политики - повышение качества современного российского образования. Качество образования понимается в большинстве случаев как степень удовлетворения различных участников процесса образования от предоставляемых образовательными учреждениями (организациями) образовательных услуг. Это вполне соответствует официальному определению понятия качества. Целью моей работы является теоретико-методическое обоснование и разработка механизмов внедрения системы менеджмента качества и сертификации организации оказывающих образовательные услуги.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА: ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ.
1.1. Понятие «образование» и «услуга».
1.2. Специфика образовательных услуг.
1.3. Отличительные черты образовательных услуг.
1.4. Классификация образовательных услуг.
ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.
2.1. Понятие «качество образования»
2.2. Внедрение системы менеджмента качества
2.2.1. Анализ существующей ситуации в организации и обучение персонала
2.2.2. Разработка документации и изменение работы сотрудников
2.2.3. Проведение внутреннего аудита системы качества
2.3. СМК в образовательном учреждении - особенности внедрения и преимущества
ГЛАВА 3. СЕРТИФИКАЦИЯ СМК В ОБРАЗОВАНИИ.
3.3 Перечень процессов СМК, подлежащих сертификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛОССАРИЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глоссарий
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Образовательные услуги - систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства.
Аудит качества: Процесс экспертизы УО, его подразделений, процессов или отдельных образовательных программ на основе предоставления документов и установление соответствия объекта проверки определенным критериям аудита, целям и задачам области качества.
Аудит соответствия (аудит «на месте»): Установление степени, с которой СМК понята, внедрена и соблюдается персоналом (фактическое исполнение персоналом установленных требований).
Аудит: профессиональная деятельность, направленная на проверку качества (в широком смысле) с помощью специально организованных процедур специально подготовленными специалистами (аудиторами – специалистами по оценочной деятельности).
Аудитор (эксперт внутренних проверок): Специалист УО или привлекаемое лицо, обладающее компетентностью для проведения аудитов, аттестованный и допущенный приказом.
Гарантия качества в образовании: Все виды скоординированной деятельности, направленные на выполнение требований к качеству и включающее планирование качества, управление качеством, обеспечение качества, улучшение качества и оценку качества.
Качество образования: а) Сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как системы) установленным целям, потребностям, требованиям основных потребителей – личности, общества, государства; б) Совокупность характеристик личности, относящихся к ее способности выполнять определенную функцию в обществе при заданных условиях.
Качество образовательной услуги (продукции): Степень совокупности соответствия присущих характеристик услуги (продукции) потребностям или ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, которые установлены в контрактах, обычно предполагаются или являются обязательными в соответствии с образовательными услугами Республики Беларусь и другими нормами, а также с законодательными актами.
Образовательная услуга (продукция): а) Процесс обучения, повышения уровня знаний и навыков, воспитание жизненных позиций и ценностей обучаемых на основе имеющихся в учреждении образования условий и ресурсов; б) Результат деятельности исполнителя образовательной услуги, направленный на удовлетворение потребностей потребителя образовательной услуги в получении образования.
Политика в области качества: Общее намерение и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Система менеджмента качества учебного заведения: Совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для обеспечения требуемого качества обучения и воспитания.
Система менеджмента качества учреждения образования: Система для разработки политики и целей гарантии качества и достижение этих целей в учреждении образования.
Приложение 1
Специфика образовательных услуг
Характеристика услуги |
Описание характеристики |
неосязаемость |
Низкая степень осязаемости образовательных услуг проявляется в невозможности оценки их качества и объема до полного приобретения. В образовании к параметрам услуг, которые можно наглядно представить, можно отнести образовательные стандарты учебные планы и программы, информацию о методах, формах и условиях обучения, сертификаты, лицензии, дипломы и т.п. |
неотделимость от источника |
Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: «сам этот товар «исчезает», поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается» [4]. В то же время, любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, и спрос. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления происходит одновременно с началом их оказания. |
непостоянство качества |
Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину – «изменчивость «исходного материала»» [4]. |
несохраняемость |
Свойство несохраняемости образовательных услуг проявляет себя двояко. С одной стороны, «невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании повышения спроса» [3], т.е. образовательные услуги, как и всякие другие нематериальные блага, не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя (обучающегося), не могут им и перепродаваться. Вместе с тем, эта черта образовательных услуг выглядит «смягченной», поскольку некоторая учебная информация может быть частично подготовлена и зафиксирована на материальных носителях (например, книгах, кассетах). Другой стороной несохраняемости образовательных услуг является естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогрессы. |
Приложение 2
Схема прохождения сертификации
Этап |
Виды работ |
Мероприятия |
I. Подготовка к созданию СМК |
1. Определение политики предприятия в области качества. |
Разработка и утверждение политики предприятия в области качества. Определение целей, обязательств и задач в области качества, способов их достижения |
2. Формирование оргструктуры СМК |
Назначение представителя руководства, ответственного за качество. Создание службы качества. Формирование команды по разработке СМК | |
3. Обучение персонала |
3.1. Обучение
руководителей предприятия и
производственных 3.2. Обучение членов команды по разработке СМК требованиям МС ИСО 9001 :2000 и методологии создания СМК. 3.3. Обучение внутренних аудиторов. | |
4. Оценка сроков и стоимости разработки и внедрения СМК |
Разработка программы проведения работ. Составление сметы расходов на создание СМК (при необходимости) | |
5. Привлечение консультантов |
Выбор консультантов. Заключение договора на консультационные услуги | |
II. Проведение комплексного |
1 . Анализ существующей системы управления предприятием |
Выявление видов деятельности предприятия. Рассмотрение организационной структуры и функций управления. Составление матрицы ответственности. Анализ
сильных и слабых сторон деятельности
предприятия в области Анализ и оценка соответствия фактических результатов по качеству положениям политики в области качества и требованиям МС ИСО 900 1 :2000 |
2. Разработка концептуальной модели |
Определение функции СМК. Установление перечня бизнес-процессов | |
3. Разработка предложений по совершенствованию существующей системы управления |
Внесение изменений в оргсгруктуру. Рассмотрение и утверждение оргструктуры. Разработка плана мероприятий по повышению качества продукции (услуг). | |
III. Разработка документации |
1. Подготовка к разработке документации СМК |
Составление план-графика разработки документированных процедур. Подготовка заданий (при необходимости). Назначение ответственных за разработку процедур. |
2. Разработка документации СМК |
||
IV. Внедрение СМК |
1. Подготовка к внедрению СМК |
Ознакомление персонала с документацией СМК. ^р Обучение персонала работе в условиях функционирования СМК |
2. Внедрение СМК |
Апробация
документации СМК. Осуществление бизнес- | |
3. Проведение внутреннего аудита СМК. |
Разработка вопросника для оценки функционирования СМК. Проведение внутреннего аудита Проверка соответствия разработанной СМК требованиям МС ИСО 9001 :2000 | |
4. Анализ |
Выявление несоответствий, функционирования СМК Доработка СМК (внесение соответствующих изменений в документацию) | |
V. Сертификация СМК |
1. Выбор сертифицирующего органа |
Определение сертифицирующего органа. Подача заявки на проведение сертификации. Заключение договора |
2. Передача пакета документов |
Подготовка требуемого пакета документов. Передача документации в сертифицирующий орган | |
3. Внешний аудит |
Подготовка к внешнему аудиту. Проведение сертификационного аудита. Выявление несоответствий | |
4. Устранение несоответствий |
Анализ несоответствий. Внесение изменений в документацию СМК. Передача исправленного пакета документов в сертификационный орган. Получение сертификата. |
Приложение
Опыт внедрения СМК на МБОУ СОШ №30 г.Шахты
Система менеджмента качества муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №30 г.Шахты разработана в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2008 и является инструментом постоянного повышения результативности деятельности образовательного учреждения. Цель внедрения системы менеджмента качества - повышение качества оказания образовательных услуг, отвечающих требованиям потребителей и соответствующих обязательным требованиям, установленным государственным стандартом общего образования. Систему менеджмента качества строим по принципу «Планируй - выполняй - проверяй – корректируй» на всех этапах деятельности с четкой постановкой целей в количественном и качественном выражении, а также приверженности высшего руководства улучшению системы менеджмента качества. |
Внедрение и развитие системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2008 поможет нам повысить качество предоставляемых нами услуг, а нашим заказчикам даст уверенность, что, выбрав нас, они сделали правильный выбор.
Наш девиз: Служение России путем собственного совершенствования и развития!
Мы убеждены в том, что в перспективе МБОУ СОШ №30 - активный провайдер современных технологий и методов в области предоставления образовательных услуг, осуществляющий подготовку образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, обладающих развитым чувством ответственности.
МБОУ СОШ №30 г.Шахты видит свою миссию в:
- предоставлении качественных
образовательных услуг,
- удовлетворении потребностей
учащихся, педагогов в знаниях,
в формировании
- стремлении к удовлетворению
пожеланий и требований всех
групп потребителей
- активном участии учащихся, педагогов, всех сотрудников в жизнедеятельности образовательного учреждения, процессах её развития и совершенствования, их позитивное поведение;
- корпоративной солидарности,
гордости выпускников и
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
Высшим приоритетом деятельности образовательного учреждения и основой его Политики в области качества является качество результатов нашего труда, ориентация на потребителя и стремление превосходить его ожидания.
Для нас качество - один
из непреходящих принципов нашей
философии, нашего мышления, нашего образа
жизни, подхода к любой решаемой
проблеме, конечный результат коллективных
усилий всего персонала
Качество наших услуг не только ключ к удовлетворению запросов и ожиданий потребителя, но и гарантия репутации, конкурентоспособности и процветания нашего образовательного учреждения, гарантия нашего завтра.
В основе качества наших услуг лежит стройная система взаимодействия всех звеньев образовательного учреждения: заинтересованность, ведущая роль и непосредственное участие всех сотрудников в обеспечении качества, полная отдача сил каждым из сотрудников и профессионализм на каждом рабочем месте, постоянное повышение квалификации и компетенции персонала, так как проблемы качества касаются каждого.
Качество наших услуг наилучшим образом достигается путем предупреждения возникновения проблем, а не устранения последствий их проявления. При возникновении же проблем мы не ищем виновных, а оперативно решаем их.
Сохранение и улучшение достигнутого уровня качества наших услуг обеспечивается постоянным совершенствованием процессов системы менеджмента качества. Руководство образовательного учреждения контролирует, дает оценку эффективности СМК, постоянно работает над ее совершенствованием и берет на себя обязательство обеспечивать соответствие требованиям МС ИСО 9001:2008 и постоянно повышать ее результативность.
Поэтому основными направлениями нашей Политики в области качества являются:
- непрерывное изучение
требований, запросов и ожиданий
потребителя и других
- совершенствование в
процессе оказания услуг
- вовлечение всего
персонала организации в
Информация о работе Сертификация СМК организаций, оказывающих образовательные услуги