Сертификация услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:53, реферат

Краткое описание

Сертифика́ция услуг (работ) — это независимое подтверждение соответствия утвержденным требованиям с целью соблюдения «Закона о защите прав потребителей» поставщиком работ и услуг на территории Российской Федерации.

Правила сертификации услуг (работ) регламентируются Постановление Госстандарта РФ от 05.08.1997 N 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации»

Файлы: 1 файл

Цели и принципы сертификации.docx

— 22.88 Кб (Скачать)

Сертифика́ция услуг (работ) — это независимое подтверждение соответствия утвержденным требованиям с целью соблюдения «Закона о защите прав потребителей» поставщиком работ и услуг на территории Российской Федерации.

Правила сертификации услуг (работ) регламентируются Постановление  Госстандарта РФ от 05.08.1997 N 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации»

  В качестве требований при сертификации услуг (работ) могут являться:

  • законодательные акты Российской Федерации;
  • правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;
  • государственные стандарты,

Понятие сертификации

Сертификация - это процедура подтверждения  соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным  требованиям, посредством которой  третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или  услуга соответствует «заданным  требованиям». Таким образом, сертификация - основное средство в условиях рыночной экономики, позволяющее гарантировать  соответствие продукции требованиям  нормативной документации. С позиции  государственных интересов, такой  инструмент, как сертификация, должен, с одной стороны, обеспечить улучшение  качества продукции и услуг и  гарантию безопасности их для потребителя, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя процесс получения сертификата. Перед началом рассмотрения системы  подтверждения соответствия, созданной  в настоящее время в нашей  стране, и анализом законодательства в этой области необходимо привести используемые в последующем определения  терминов и понятий, введенных различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Сертификация - деятельность третьей стороны, независимой  от изготовителя (продавца) и потребителя  продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Цели  и принципы сертификации

Цели  сертификации.

Сертификация  направлена на достижение следующих  целей:

- содействие  потребителям в компетентном  выборе продукции (услуги);

- защита потребителя  от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроль безопасности  продукции (услуги, работы) для окружающей

среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждение  показателей качества продукции  (услуги, работы), заявленных изготовителем  (исполнителем);

- создание условий  для деятельности организаций  и предпринимателей на едином  товарном рынке России, а также  для участия в международном  экономическом, научно-техническом  сотрудничестве и международной  торговле.

Следующий пример свидетельствует о высоком социально-экономическом  эффекте сертификации: отказ в  сертификации и запрет реализации на рынке 100 т. бельгийской говядины спасли от острого пищевого отравления тысячи людей; затраты на их лечение составили  бы около 60 млн. руб., а потери из-за отсутствия людей на рабочих местах — еще 100 млн. руб.

Принципы  сертификации.

При проведении сертификации необходимо руководствоваться  следующими принципами.

1. Законодательная основа сертификации. (Деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и других нормативных актах.)

2. Открытость системы сертификации. (В работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности (в том числе других стран), признающие и выполняющие ее правила.)

3. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами. (Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран.)

4. Открытость и закрытость информации. (При сертификации должно осуществляться информирование всех ее участников — изготовителей, потребителей, органов по сертификации, а также всех других заинтересованных сторон — общественных организаций, предприятий, отдельных лиц — о правилах и результатах сертификации. С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.) 

Сертифицируемые услуги (работы).

Услуга представляет собой результат непосредственного  взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности по удовлетворению запросов потребителя. Услуги подразделяют на материальные, нематериальные (или социально-культурные) и производственные.

Материальная  услуга ? это деятельность её исполнителя по удовлетворению материальных нужд потребителя. Её результатом является, как правило, преобразованная продукция. Например, отремонтированный автомобиль (услуги по ремонту автомобилей), сшитая вещь (услуги пошива изделий), проданный товар (услуги торговли) и т.п.

Нематериальная  услуга ? это деятельность исполнителя услуги по удовлетворению социально-культурных нужд потребителя. Объектом такой услуги является потребитель. Например, пациент клиники (медицинские услуги), турист (туристические услуги); посетитель ресторана (услуги общественного питания), бассейна (услуги физической культуры).

Производственная  услуга ? это услуга по удовлетворению нужд предприятий и организаций. Понятие этой услуги выражается через термин «работа» (например, научно-исследовательская, опытно-конструкторская и технологическая работы; наладочные и пусковые, эксплуатационные работы).

В соответствии с Постановлением Правительства  РФ в Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены следующие группы бытовых услуг: ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов; техническое  обслуживание и ремонт автотранспортных средств; химическая чистка и крашение; транспортные услуги; жилищно-коммунальные услуги (гостиниц и прочих мест проживания); туристические и экскурсионные  услуги; услуги парикмахерских; услуги торговли и общественного питания.

В Номенклатуру вошли виды услуг, по которым имеются  утверждённые системы сертификации. Вне сферы обязательной сертификации из-за отсутствия нормативной базы остаются такие важнейшие услуги, как услуги рынков и медицинских  центров.

IV. Участники  обязательной сертификации

 
Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики — продавцы (первая либо вторая сторона), а также  организации, представляющие третью сторону, — органы по сертификации, испытательные  лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. 
Основные участники — заявители, органы по сертификации (далее — ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.

Изготовители (продавцы, исполнители) при проведении сертификации обязаны: реализовывать продукцию, исполнять услугу только при наличии  сертификата, выданного или признанного  уполномоченным на то органом или  декларации о соответствии (принятой в установленном порядке); обеспечивать соответствие реализуемой продукции (услуги) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия; указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и НД, которым она должна соответствовать, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя 
(покупателя, заказчика); обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами ОС и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией (услугой); приостанавливать или прекращать реализацию продукции (предоставление услуг): если она не отвечает требованиям НД; после истечения срока действия сертификата; в случае приостановки его действия или отмены решением ОС; по истечении срока действия декларации о соответствии; по истечении срока годности или срока службы продукции; извещать ОС о тех изменениях, которые влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

Орган по сертификации выполняет следующие функции: сертифицирует  продукцию (услуги), выдает сертификат и лицензии на применение знака соответствия; осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией 
(услугой); приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов; представляет заявителю необходимую информацию. 
ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции  или конкретные виды испытании и  выдают протоколы испытании для  целей сертификации. 
ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов. 
Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность 
Российского центра испытаний и сертификации «Ростест— Москва». 
Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются центральные органы систем сертификации 
(ЦОС). 
Например, Департамент маркетинга потребительского рынка Министерства торговли Российской Федерации выполняет функции ЦОС услуг общественного питания и услуг розничной торговли. Функции ЦОС в системе сертификации систем качества и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре Госстандарта России. Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие требований государственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации.

В обязанности  ЦОС входит: организация, координация  работы и установление правил процедуры  в возглавляемой системе сертификации; рассмотрение апелляций заявителей по поводу действия ОС, ИЛ (центров).

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (в  России — Госстандарт) выполняет  следующие функции: формирует и  реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает  общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них; проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации; опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской 
Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации; готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации; представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных 
(региональных) организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерации по сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации. 
Главным участником работ по сертификации является эксперт — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата. 
В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Госстандарт как национальный орган по сертификации осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и пр. 
В соответствии с соглашением федеральный орган может: 
1) проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответствия; 
2) входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в полном соответствии с ее правилами.

V. Правила и  документы по проведению работ  в области сертификации

5.1. Правила сертификации

 
1. В качестве ОС или ИЛ допускаются  организации независимо от их  организационно-правовых форм и  форм собственности, если они  не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями  (покупателями) сертифицируемой ими  продукции, при условии их аккредитации  в установленном порядке и  наличии лицензии на проведение  работ по сертификации.

2. Аккредитацию  ОС и ИЛ организует и осуществляет  Госстандарт России, федеральные  органы исполнительной власти  в пределах своей компетенции  на основе результатов их аттестации, как правило, комиссиями. Результаты  аккредитации оформляют аттестатом  аккредитации.

3. Если в системе  аккредитации несколько ОС одной  и той же продукции 
(услуги), то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.

4. Сертификация  отечественной и импортируемой  продукции проводится по одним  и тем же правилам.

5. Сертификаты  и аттестаты аккредитации в  системах обязательной сертификации  вступают в силу с даты их  регистрации в Государственном  реестре. Государственный реестр  содержит сведения о ЦОС, ОС, ИЛ, утвержденных системах сертификации  однородной продукции (группы  услуг), знаках соответствия, аттестованных  экспертах, документах, содержащих  правила и рекомендации по  сертификации.

6. Официальным  языком является русский. Все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются на русском языке.

7. При возникновении  спорных вопросов в деятельности  участников сертификации заинтересованная  сторона может подавать апелляцию  в ОС, ЦОС, 
Госстандарт России, другие федеральные органы, проводящие работы по сертификации. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ по сертификации, применению знаков соответствия, выдачи и отмены сертификатов и аттестатов аккредитации.

8. Сертификация  проводится по схемам, установленным  системами сертификации однородной  продукции или группы услуг.


Информация о работе Сертификация услуг