Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель работы: описать виды маркетинга и их особенности.
Определить сущность и принципы маркетинга;
Выявить цели и виды маркетинга;
Изучить функции маркетинга в организации;
Охарактеризовать маркетинг в сфере образовательных услуг.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинга…………………………………...5
1.1 Сущность и принципы маркетинга…………………………………………..5
1.2 Цели и виды маркетинга……………………………………………………...9
1.3 Функции маркетинга в организации………………………………………..21
Глава 2. Маркетинг в сфере образовательных услуг…………………………23
2.1 Участники маркетинговых отношений в сфере образовательных услуг...23
2.2 Роль государства в маркетинге образовательных услуг…………………..28
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинга…………………………………...5
1.1 Сущность и принципы
1.2 Цели и виды маркетинга……………………
1.3 Функции маркетинга в
Глава 2. Маркетинг в сфере образовательных услуг…………………………23
2.1 Участники маркетинговых
2.2 Роль государства в маркетинге
образовательных услуг…………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...3
Маркетинг – эффективный инструмент
перестройки подхода
В условиях рыночной экономики маркетинг представляет собой систему организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту продукции. Основополагающие принципы в его деятельности – производить то, что продается, а не продавать то, что производится. В результате производство продукции предприятия перестраивается в соответствии со спросом на нее.
Успех на рынке может быть достигнут только в том случае, если предприятие изучает рынок, спрос, вкус и желания потребителей, выпускает товары, пользующиеся спросом; воздействует на рынок и спрос в своих интересах.
Маркетинг включает в себя множество
самых разнообразных видов
С течением времени все, кто занят
в процессе обмена, учатся его совершенствовать,
обретают больший профессионализм
в управлении своим маркетингом.
Управление маркетингом может
Любая организация существует для того, чтобы добиться чего-то в рамках окружающей среды. Конкретная цель или программа фирмы обычно ясна с самого начала. Однако с течением времени по мере роста организации и появления у нее новых товаров и рынков программа может потерять свою четкость.
Цель работы: описать виды маркетинга и их особенности.
1.1 Сущность и принципы маркетинга
Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг. Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов. Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием.
В мировой практике маркетинг появился не сразу. Он – результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития производства и сбыта. Еще в далеком прошлом сапожный мастер, вбивший в косяк двери своей мастерской гвоздь и повесивший на него пару отремонтированных сапог, начал использовать отдельные методы продвижения продукта, хотя термин «маркетинг», да и сама концепция маркетинга появились значительно позже.
Известный политэконом Адам Смит еще во второй половине XVIII века в своем труде «Богатство общества» писал о том, что у производителя нет большей заботы, чем удовлетворение запросов потребителей.
Термин «маркетинг» возник в США на рубеже XIX-XX веков, а как ведущая – функция управления маркетинг стал рассматриваться с 50-х годов.
Большое воздействие на формирование концепции маркетинга оказал научно-юридический прогресс, обеспечивающий громадное разнообразие товаров, высокие темпы их обновления, эффективное управление производством и маркетингом.
Эволюция маркетинга вписывается
в эволюцию развития управленческой
концепции, которая прошла через
следующие стадии: производственная
концепция, продуктовая концепция,
концепция продажи, концепция маркетинга
и концепция социально-
Продуктовая концепция исходит из того, что потребители благосклонны к продукту с наилучшими потребительскими свойствами, поэтому организация должна его непрерывно совершенствовать. Однако всегда надо помнить, что потребителям нужен не данный продукт как таковой, а решение своих проблем с помощью какого-то продукта. Более того, даже усовершенствованный продукт не пойдет на рынке, если производитель не предпримет мер, чтобы сделать его более привлекательным с помощью дизайна, упаковки и цены, если не организует товародвижение по удобным каналам распределения, не привлечет внимания тех, кому нужен данный продукт, и не убедит этих людей в превосходных качествах этого продукта. Иными словами, данная концепция может привести к «маркетинговой близорукости». Например, руководство железнодорожной компании может потерять клиентов, которые могут переключиться на использование других видов транспорта, если будет считать, что клиентам нужен поезд, а не перемещение в определенные населенные пункты.
Производственная концепция
Концепция продажи исходит из того, что потребитель не будет покупать продукты организации в достаточном объеме, если она не предпримет достаточных, порой агрессивных, усилий по их продвижению и продаже. Данная концепция обычно используется применительно к товарам пассивного спроса (страховки, энциклопедии, могильные участки и др.), т.е. к товарам, которые покупатель в нормальных условиях обычно приобретать не собирается. Применяют данную концепцию и в сфере некоммерческой деятельности. Например, политическая партия усиленно навязывает избирателям своего кандидата как блестяще подходящего именно на эту выборную должность. Но, как будет отмечено ниже, продажа – это не маркетинг и даже может ему противоречить. Одноразовая продажа может совсем не способствовать установлению долгосрочных контактов с потребителями.
Концепция маркетинга – система
основных идей, положений маркетинговой
деятельности, которая исходит из
того, что достижение целей организации
зависит от того, насколько она
успешно изучила запросы
Нельзя путать друг с другом концепцию маркетинга и концепцию продаж. Объект основного внимания первой – целевые клиенты с их потребностями. Организация производит то, что приносит наибольшую пользу потребителям; второй – продукт организации, на реализацию которого направляются главные усилия.
Каждая из этих концепций, соответствующая
определенной философии управления,
в зависимости от воззрений руководства,
специфики производственно-
Маркетинговая деятельность должна обеспечить:
В чем состоят основные принципы маркетинга?
В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требуют рынок, покупатель. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга предельно коротко состоит в следующем: следует производить только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю “несогласованную” предварительно с рынком продукцию.
Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые включают:
Нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара на рынке в намеченных количествах означает, по сути, овладение его определенной долей в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием.
Концентрацию
Направленность предприятия не
на сиюминутный, а на долговременный
результат маркетинговой
Применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с целенаправленным одновременным воздействием на них.
1.2 Цели и виды маркетинга
С точки зрения общественной значимости можно сформулировать четыре альтернативные цели маркетинга: максимизация потребления, максимизация степени удовлетворения потребителей, максимизация выбора потребителей, максимизация качества жизни.
Считается, что максимизация потребления максимизирует производство, уровень занятости, а, следовательно, и благосостояние общества.
Цель максимизации степени удовлетворения
потребителей исходит из того, что
более важным является не простое
увеличение потребления, а достижение
роста степени
Следуя максимизации выбора потребителей, необходимо обеспечить такое разнообразие товаров, чтобы потребители могли иметь возможность найти товары в точности удовлетворяющие их вкусы.
Максимизация качества жизни – одна из альтернативных общественных целей маркетинга, согласно которой маркетинг не только должен обеспечивать количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей.