Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель работы: описать виды маркетинга и их особенности.
Определить сущность и принципы маркетинга;
Выявить цели и виды маркетинга;
Изучить функции маркетинга в организации;
Охарактеризовать маркетинг в сфере образовательных услуг.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинга…………………………………...5
1.1 Сущность и принципы маркетинга…………………………………………..5
1.2 Цели и виды маркетинга……………………………………………………...9
1.3 Функции маркетинга в организации………………………………………..21
Глава 2. Маркетинг в сфере образовательных услуг…………………………23
2.1 Участники маркетинговых отношений в сфере образовательных услуг...23
2.2 Роль государства в маркетинге образовательных услуг…………………..28
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………...35
С точки зрения маркетинга в функции образовательного учреждения входит:
Образовательные учреждения как субъекты, формирующие и осуществляющие предложение ОУ на рынок, играют решающую роль в становлении маркетинга в сфере образования.
Посреднические структуры на рынке ОУ пока еще находятся в стадии формирования, развертывания своей маркетинговой активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений (например, вузов или школ бизнеса) и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они содействуют эффективному продвижению ОУ на рынке и могут выполнять такие функции как:
В популярнейшем журнале «
Маркетинг образования развивается очень интенсивно. Он играет двоякую роль в современной экономике. Во-первых, это связано особой значимостью образования в экономическом развитии. Современные технологии обеспечивают высокий уровень и качество жизни в развитых странах. Они задают верхний предел экономического роста, темпы которого, по опыту новых индустриальных стран, могут быть очень велики. Современные технологии доступны всем, однако распространение зависит от системы и уровня образования населения. Эта общеизвестная идея, к сожалению, поддержана нашим государством формально и далеко не полностью воспринята обществом во многих странах. Таким образом, маркетинг образования связан с распространением идеи образования.
Во-вторых, учебные заведения в большинстве стран мира содержатся на средства бюджетов, пожертвования и средства, получаемые путем взимания платы за образовательные услуги. Разнообразие источников финансирования требует постоянного расширения комплекса маркетинга Для большинства организаций системы образования. Ограниченность возможностей федерального и региональных бюджетов в условиях глубокого кризиса российской экономики определяет интенсивное развитие маркетинга платных образовательных услуг на потребительском рынке и рынке организаций, а также маркетинга обмена со спонсорами и политиками.
Особенности маркетинга образования
обусловлены, кроме того, приверженностью
рынка формальному
Разнообразие видов, технологий и рынков образования определяет использование всего арсенала средств и методов комплекса маркетинга в этой сфере.
Роль государства и его
В сфере образования государство призвано выполнять достаточно специфические функции, по существу не выполнимые другими субъектами в потребном масштабе.В развитых странах (например, в США) первая обязанность федеральных органов образования - это инициация, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения ("public relations"), позитивного имиджа социальных институтов образования, в т.ч. как среди населения, так и в кругах работодателей.
Государство во всем мире финансирует образование (прежде всего в направлении его фундаментализации и гуманизации) и предоставляет гарантии для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу, применяет налоговые льготы и иные формы регулирования рынка с целью обеспечения развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, развития образования в целом.
В отечественных условиях, отказавшись от традиционных для нашей страны централизованных, "патерналистских" методов и форм управления образованием, государство продолжает нести обязанности гаранта гуманистичности образования, единства федерального культурного и образовательного пространства в условиях многонационального общества, общедоступности и адаптивности образования, его светского характера, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных учреждений. Это - суть государственной политики, закрепленная в законе Российской Федерации "Об образовании".
Государство устанавливает перечни
профессий и специальностей, по которым
ведется образование, формирует
базовые черты ассортимента образовательных
услуг. Оно проводит аттестацию и
государственную аккредитацию образовательных
учреждений, создает государственную
систему аттестационно-
В компетенцию федеральных
На федеральные органы государственной
власти и управления возложена также
организация федеральной
Немаловажно также отметить, что в последнее время происходит фактическое перераспределение функций от федеральных к региональным органам управления образованием.
Говоря о субъектах маркетинга, есть необходимость выявить и обсудить стереотипы отношений к ним и связанные с ними стереотипы осмысления возможностей маркетинга в целом, получившие распространение в отечественной учебной и даже научной литературе.
Бытует мнение, что маркетинг - это
дело лишь крупных корпораций, рыночных
лидеров. При таком понимании
маркетингу в средней школе практически
не остается места. Применительно к
маркетингу ОУ в сфере высшей школы
крупные лидеры возможны - это университеты,
академии, крупные учебные институты
(чаще всего - Москвы и Санкт-Петербурга).
Безусловно, что масштабные рыночные
исследования, крупные мероприятия
в области рекламы и в
Еще один распространенный стереотип
- убежденность в том, что в условиях
монополизации рынка (в частности,
крупными специализированными
Что касается участия государства в маркетинговой деятельности и в ее организации и обеспечении,то и здесь существует стереотип - предубеждение против вовлечения государства как субъекта власти, традиционно подавлявшего свободную инициативу других участников рыночных отношений, к строительству этих отношений. Это предубеждение будет разрушено, если органы управления сумеют отказаться от соблазна диктовать сверху прямолинейные и однозначные решения и перейти к квалифицированному, объективному ориентированию всех заинтересованных организаций и лиц в многофакторных и поливариантных зависимостях, которые присущи рыночным отношениям спроса и предложения столь деликатного товара, как ОУ.
И еще об одном стереотипе, существенно сужающем сферу развертывания потенциала маркетинга в образовании, нельзя не упомянуть. Это весьма распространенное мнение, что маркетинг необходим лишь коммерческим организациям, ориентированным на прибыль. Таковыми в сфере ОУ могут выступать только образовательные учреждения и их подразделения, осуществляющие платные ОУ или даже вообще занимающиеся побочным бизнесом. Между тем в мире хорошо известен т.н. некоммерческий маркетинг, чье функциональное содержание не менее богато, чем у коммерческого маркетинга. Более того, некоммерческий успех у потребителя, который может быть достигнут только с использованием потенциала маркетинга, впрямую ведет и к благоприятному имиджу образовательного учреждения в целом, и к росту государственной поддержки, и к собственным коммерческим успехам учреждения.
Если не принять маркетинг в равной степени необходимым и для государственного и для т.н. частного (коммерческого) образования, то это грозит негативными последствиями для обоих его слоев.
Во-первых, государственные
Во-вторых, частное образование, оказавшись
без спонсорской поддержки
Маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Маркетинг связан со всеми сферами нашей деятельности, и, следовательно, нам необходимо знать как можно больше о его законах и специфике. В России маркетинг еще не получил достаточного распространения, но все большее число предприятий и организаций начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе. Появляются специализированные маркетинговые компании, предоставляющие широкий спектр услуг на российском рынке.
Руководители подавляющего большинства
предприятий уже осознали необходимость
маркетинговых подходов к управлению
предприятиями и продукцией. К
сожалению, маркетинговая деятельность
требует больших денежных расходов,
что в нашей пока нестабильной
экономической ситуации практически
невозможно. Ведь даже крупным зарубежным
компаниям не всегда под силу самостоятельно
заниматься всеми маркетинговыми вопросами
и им приходится обращаться к услугам
исследовательских центров, рекламных
агентств и т. д. Маркетинг затрагивает
жизнь каждого из нас. Это процесс,
в ходе которого разрабатываются
и предоставляются в
Важным показателем
Качество продукции - характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
Надо подчеркнуть что качество,
понимаемое как мера степени удовлетворения
запросов потребителя, есть понятие
всеобъемлющее. Необходимо принимать
в расчет также степень устаревания
произведенной продукции, поскольку
вышедший из употребления продукт не
может иметь высокое качество
по сравнению с конкурирующим
товаром. Качество также не может
быть связано с производственными
функциями: все функции предприятия
способствуют определению качества.
Один тот факт, что продукция должна
бы быть продана без дефектов, без
задержки, в соответствии со всеми
нормами, требует безупречной