Имущественные право образовательных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 14:06, реферат

Краткое описание

Стратегия развития российского образования ставит задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов образовательных организаций. Усилия направлены на стимулирование инноваций за счет стремления образовательных организаций к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности, расширение спектра возможностей образовательного выбора для учащихся, повышение автономии образовательных учреждений и оптимизации бюджетных расходов.
Реализация этих задач предполагает высокую степень автономии образовательных организаций в вопросах управления имущественным комплексом. Одновременно с этим необходима эффективная защита имущественного комплекса образовательных учреждений от возможной утраты по различным причинам.

Оглавление

Введение_____________________________________________________3
1.Понятие образовательной организации__________________________4
2.Имущественные права образовательной организации______________7
Заключение__________________________________________________13
Список литературы____________________________________________15

Файлы: 1 файл

Образовательное право.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение_____________________________________________________3

1.Понятие образовательной  организации__________________________4

2.Имущественные права  образовательной организации______________7

Заключение__________________________________________________13

Список литературы____________________________________________15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Стратегия развития российского образования ставит задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов образовательных организаций. Усилия направлены на стимулирование инноваций за счет стремления образовательных организаций  к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности, расширение спектра возможностей образовательного выбора для учащихся, повышение автономии образовательных учреждений и оптимизации бюджетных расходов.

      Реализация этих задач предполагает высокую степень автономии образовательных организаций в вопросах управления имущественным комплексом. Одновременно с этим необходима эффективная защита имущественного комплекса образовательных учреждений от возможной утраты по различным причинам.

Цель данной работы: исследовать имущественные права образовательной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие образовательной  организации.

      Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

      Образовательное  учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Образовательные  учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

      Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (далее - федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации (далее - государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации).

      Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.

      Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

      Действие  законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

 

      К образовательным относятся  учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального  профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и  послевузовского профессионального  образования;

4) учреждения дополнительного  образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья;

7) учреждения для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного  образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие  образовательный процесс.

      Образовательные  учреждения одного типа подразделяются  на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.

      Типовые  положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

      Типовые  положения об образовательных  учреждениях, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются Правительством Российской Федерации.

      Для негосударственных  образовательных учреждений типовые  положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

      Тип и  вид образовательного учреждения  устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного  учреждения и изменяются по  решению учредителя (учредителей).

      Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании требований типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации.

      Образовательные  учреждения вправе образовывать  образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

       Права  и обязанности учреждений дополнительного  образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

 

2.Имущественные  права образовательной организации

     Общими нормами, регулирующими вопросы имущества образовательных организаций, являются статьи  296-298 ГК РФ.

     Согласно данной статье, образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности. Это требование вытекает из факта лицензирования образовательной деятельности – образовательная организация, не обладающая необходимым имуществом, не сможет получить лицензию и не сможет вести образовательную деятельность.

      Законные основания могут быть различных типов. Имущество может находиться у организации на вещном праве – это не только собственность, но и оперативное управление.

      Возможности образовательной организации в отношении ее имущества ключевым образом зависят от организационно-правовой формы данной организации. Можно выделить организации-собственники своего имущества (например, образовательные фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации). Данные организации обладают всей полнотой полномочий в отношении имущества, решения свободно принимаются органами управления образовательной организации, которым, в соответствии с учредительными документами предоставлено такое право (на практике, решения принимаются руководителем, а ключевые решения могут требовать определенного участия коллегиальных органов управления).

      С другой стороны, имеются организации – не собственники своего имущества, это государственное или муниципальное учреждение. Они существенным образом ограничены в распоряжении имуществом, поскольку не являются собственниками, а обладают имуществом на праве оперативного управления.

       Согласно статье 296 ГК РФ, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

       Таким образом, в ходе владения и пользования имуществом все три типа учреждения должны учитывать цели деятельности учреждения, закрепленные в уставе учреждения, а также назначение имущества. Распоряжение же имуществом по общему правилу требует согласия собственника имущества.

       При этом под распоряжением понимается не только отчуждение (продажа) имущества. Распоряжением является определение юридической либо фактической судьбы имущества, что включает в себя как продажу (либо иное отчуждение) имущества, так и передача имущества в аренду либо безвозмездное пользование, в том числе и в рамках договоров, регулирующих совместное осуществление некоммерческой по своему характеру деятельности.    Все это также является распоряжением имуществом, для чего необходимо согласие собственника. При этом длительность передачи имущества в аренду или пользование не играет никакой роли при оценке данных действий как распоряжения имуществом. В этом смысле согласие собственника требуется как в ситуации, когда имущество передается в аренду на год, так и в ситуации, когда имущество передается в безвозмездное пользование на один час.

       Возможности различных типов учреждений по распоряжению имуществом определяются статьей 298 ГК РФ.

       Казенное учреждение не вправе отчуждать имущество либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

       Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

       Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

      Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

      Имущество может находиться у образовательной организации на обязательственном праве – например, на праве аренды, безвозмездного пользования, вытекающем из соответствующих договоров (аренды, безвозмездного пользования, совместной деятельности). В такой ситуации права образовательной организации в отношении данного имущества определены гражданско-правовыми требованиями к договорам соответствующего типа, и, в большей степени, положениями конкретного договора.

      Достаточно частой является ситуация, когда учредитель размещает одно образовательное учреждение на площадях, закрепленных на праве оперативного управления за иным подведомственным ему учреждением. Довольно часто такое размещение оформляется договором аренды. Наиболее болезненными вопросами в такой ситуации являются проблемы распределения расходов на содержание имущества – они не могут быть профинансированы для учреждения, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, поскольку имущество передано в аренду. Финансирование же их для арендующего подведомственного учреждения создает излишнюю налоговую  нагрузку. В связи с этим наиболее оптимальным в такой ситуации является заключение договора безвозмездного пользования, что позволит осуществлять содержание имущества в составе субсидии подведомственному учреждению, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления.

     В более редких случаях речь идет о заключении учредителем договора аренды площадей с третьим лицом, при этом выгодоприобретателем по договору является образовательное учреждение, подведомственное учредителю. Условия таких договоров могут быть любыми, и описание ситуации зависит от конкретного договора аренды.

     Государственные  и муниципальные образовательные  организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.

Информация о работе Имущественные право образовательных организаций