Рекомендации по улучшению организационной культуры ООО «ИКЕА ДОМ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении организационной культуры и влияния ее на управление персоналом.
Задачи курсовой работы:
· Дать характеристику ООО «ИКЕА ДОМ»
· Оценить финансово-экономическую деятельность предприятия
· Проанализировать систему управления
· Изучить организационную культуру ООО "ИКЕА ДОМ"· Предложить рекомендации по улучшению организационной культуры компании.

Оглавление

Введение 3
1. Характеристика организации ООО «ИКЕА ДОМ» 4
1.1. Краткая история «ИКЕА». Основные направления деятельности 4
1.2. Организационно-правовая форма ООО «ИКЕА» и ее организационная структура 7
1.3. Бизнес-идея ООО «ИКЕА ДОМ» 11
2. Организационная культура ООО «ИКЕА ДОМ» 12
2.1. Особенности организационной культуры ООО «ИКЕА ДОМ» и ее влияние на деятельность компании 12
2.2. Социально-психологический климат организации 16
2.3. Ценности ООО «ИКЕА ДОМ» 22
2.4. Опрос руководителя магазина и выявленные проблемы 24
3. Рекомендации по улучшению организационной культуры ООО «ИКЕА ДОМ» 27
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Организационная культура и ее влияние на практику управления компанией.doc

— 966.00 Кб (Скачать)

     Результаты  ответов, характеризующих уровень  сплоченности, отображены на рисунке  9.

     

     Рисунок 9.– Сплоченность коллектива

     Как видно из представленной диаграммы, по мнению 4 сотрудников (16%), уровень  сплоченности находится на среднем  уровне; 2 человека (8%) считают его  идеальным и 1 человек (4%) – оптимальным; 14 человек или 56% опрошенных отметили низкий уровень сплоченности коллектива и 4 человека (16%) – очень низким. Таким образом, коллектив ООО «ИКЕА ДОМ» является не очень дружным и единодушным. В большей степени это проявляется в различных убеждениях и различных занятиях вне рабочего времени.

     Показатели уровня контактности сотрудников данной организации также не очень высокие (Рисунок 10).

     

     Рисунок 10. – Контактность сотрудников

     По данным диаграммы 10 человек (20%) считают уровень контактности оптимальным, 8 человек или 32% – средним, 9 человек или 36% опрошенных – низким и 3 сотрудника (12%) – очень низким. Таким образом, большинство действий работников компании будут несогласованными, так как многие сотрудники не доверяют друг другу, относятся к своим коллегам невнимательно.

     Ответы сотрудников, характеризующие уровень организованности, представлены наглядно на рисунке 11:

     

     Рисунок 11. – Организованность сотрудников

     Как видно из представленной диаграммы, большинство сотрудников (9 человек или 36%) определили уровень организованности коллектива средним. 4 человека (16%) – идеальным, по 20% опрощенных – оптимальным и низким и 2 человека (8%) – очень низким. Работники компании в трудной ситуации смогут самостоятельно продумать действия, составить план работы, исправить недостатки в работе. Таким образом, дальнейшее развитие данного параметра будет способствовать увеличению производительности и эффективности работы организации в целом, что позволит повысить прибыль предприятия.

     Результаты тестирования показали, что в коллективе ООО «ИКЕА ДОМ» действительно имеются некоторые проблемы, связанные с таким элементом организационной культуры как социально-психологический климат. Неудовлетворительные показатели сплоченности, открытости, контактности и коллективизма способствуют ухудшению развития как деловых, так и личных отношений между сотрудниками предприятия. 

2.3. Ценности ООО «ИКЕА ДОМ»

 

     Еще одним важным элементом организационной  культуры, несомненно, являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации. Кроме того, важно знать, в какой степени образ, созданный компанией, совпадает с реальным представлением работников компании о положении дел в ней и насколько предлагаемые ценности разделяются работниками.

     Чтобы это выяснить, провели исследование систем ценностей среди сотрудников ООО «ИКЕА ДОМ», занимающих не руководящие должности (16 человек). Для данного анкетирования был использован перечень высказываний, разработанный Соломанидиной Т.О. 

     Если сотрудник разделяет предложенную ценность, то он должен был ответить «Да», в противном случае «Нет». По результатам исследования составим таблицу (прил. 2.)

     Таким образом, можно выделить несколько ценностей, по которым отмечается единодушие сотрудников исследуемого предприятия: «Исполнительность – основа наших достижений», «Каждый информирован о состоянии дел на фирме», «Мы ценим и уважаем наших клиентов», «Мы не боимся ответственности», «Мы умеем хранить конфиденциальную информацию». Таким образом, у сотрудников ООО «ИКЕА ДОМ» действительно есть общие ценности, которые также будут являться ценностями компаниями.

     Но для того, чтобы проверить являются ли данные ценности значимыми и непротиворечивыми, проведем некоторые расчеты: вычислим коэффициент совпадения каждой из ценностей по приведенной ниже формуле (1).

      Кц = ∑ положительных ответов * 100% (1)

     ∑ опрошенных работников

     Результаты  расчетов приведены в прил. 3.

     Исходя  из данных таблицы, 13 ценностей являются значимыми и непротиворечивыми (коэффициент  ≥75%). В группу этих ценностей входят: ответственность, исполнительность, информированность, забота о подчиненных, умение хранить конфиденциальную информацию. Работники, имеющие такие ценности, являются людьми, на которых можно положиться, т. к. вероятность того, что они подведут или не выполнят порученную им работу очень маленькая. 10 предложенных ценностей, коэффициент которых находится в промежутке от 40 до 60%, являются значимыми для членов коллектива, но противоречат организационной культуре компании. 14 ценностей (коэффициент от 0 до 40%), к которым относятся: авторитет, сила власти, творческий подход и продвижение по службе как символы успеха и др. не имеют значения для членов коллектива и противоречат сложившейся в компании культуре.

     Также среди ценностей есть и такие, которые постепенно становятся более  значимыми (отношение к сотрудникам  как к партнерам, материальное вознаграждение за каждое достижение). Становление данных ценностей более значимыми, позволит повысить организационную культуру компании, что сделает организацию еще более отличающейся от других предприятий.

     По  данным анкетирования видно, что ООО «ИКЕА ДОМ» имеет свои ценности, но большое количество ценностей либо не имеют значения для членов коллектива, либо являются противоречивыми. Таким образом, организационная культура компании не может быть признана сформировавшейся и непротиворечивой.

     Немаловажную  роль в организационной культуре предприятия имеют внешний вид  работников и дизайн помещения, в  котором они работают. Чтобы выяснить особенности исследуемой организации  по данным вопросам, нами бал проведен устный опрос сотрудников, занимающих не руководящие позиции. Цель опроса – выяснить положительные и отрицательные моменты в отношении обстановки, в которой работают сотрудники ООО «ИКЕА ДОМ» и особенности их внешнего вида.

     В ходе опроса удалось выяснить, что сотрудники не очень довольны той обстановкой, в которой они работают. Работники компании, которые работают в главном офисе, отметили тусклость окраски стен, которые покрашены в цвет, имеющий желтоватый оттенок. По словам сотрудников, данная расцветка символизирует болезнь, что заставляет их делать частые перерывы, покидая свое рабочее место.

     Но сотрудники компании имеют особенность, которая помогает им не замечать и не обращать внимания на данный отрицательный фактор. Каждый работник пытается украсить свое рабочее место, вешая различные картинки с природой над своим столом.

2.4. Опрос руководителя магазина и выявленные проблемы

 

     Для того чтобы узнать мнение руководителя по поводу особенностей организационной ООО «ИКЕА ДОМ» и выявить проблемы связанные с ней, было задано несколько вопросов директору магазина ИКЕА.

     При оценке уровня организационной культуры предприятия руководитель отметил, что организационная культура компании находится на высоком уровне. Но существует и проблема – в компании мало проводится корпоративных мероприятий, которые благоприятно бы воздействовали на культуру компании.

     Для создания доброжелательной атмосферы в компании, по мнению руководителя, ничего специально не предпринимается. При приеме на работу стараются принимать открытых, любознательных, инициативных и знающих сотрудников, для которых ценности компании не являются пустым звуком. Многое зависит от высшего руководства. Принципы, на которых генеральный директор и директора по направлениям строят свою работу, являются основополагающими для всех остальных сотрудников.

     При характеристике политики в отношении  заработной платы руководитель отметил, что если размер заработной платы  не удовлетворяет работника, то сохранить  сотрудников помогает именно корпоративная  культура. Т.к. корпоративная культура – это даже не кодекс, а состояние души. Состояние души предприятия и сотрудников, которые на нем работают. Если человеку хорошо, комфортно на работе – он никогда не уйдет.

     Перечисляя  ценности, руководитель указал, что  общечеловеческие ценности, которые  приветствуются в работниках, – энтузиазм, открытость, любопытство, желание познавать. По мнению исполнительного директора, важно, чтобы человек был открыт для новых знаний, интересовался окружением и не стеснялся делать ошибки – их не делает только тот, кто не работает.

     В ходе интервью руководитель указал, что  одна из традиций компании – большое  собрание трудового коллектива, на котором обычно подводятся итоги  работы, обсуждаются насущные вопросы, удачи, проблемы.

     Также существует такая традиция, что каждый новый специалист должен быть представлен всем сотрудникам. Кроме того, каждому специалисту вручается буклет о компании – ее истории, особенностях, приоритетах. Сотрудники постоянно информируются о мероприятиях внутри компании и за ее пределами.

     Руководитель  назвал документ, который регламентирует отношения между сотрудниками компании. Таким документом являются «Правила внутреннего распорядка», в которых зафиксированы графики работы и требования к поведению сотрудников на рабочем месте.

     Определенного набора действий для изменения организационной культуры директор не указал. По его мнению, менять организационную культуру не имеет смысла. Ее надо просто поддерживать и сделать более структурной.

     При сопоставлении ответов подчиненных  и руководителей наблюдаются  как сходство, так и различие их точек зрения на характеристики и существующие проблемы, связанные с организационной культурой компании.

     По  мнению подчиненных, одной из главных  особенностей организационной культуры является отношение к ответственности. Готовность выполнять ответственные решения является также ценностью организации. Руководители же главными ценностями компании считают энтузиазм, открытость и желание познавать.

     По  мнению подчиненных, в организации  существует проблема: сотрудники предприятия  недоброжелательны и закрыты по отношению друг к другу. Руководители также считают эту проблему главной, следовательно, вовремя принятые меры по решению данной проблемы помогут избежать негативных последствий: различных конфликтов, стрессов, снижение производительности и прибыли, понижение эффективности работы предприятия в целом. Кроме того, подчиненные считают необходимым изменить внутренний облик здания, в котором они работают.

     Таким образом ООО «ИКЕА ДОМ» – организация, которая имеет свою организационную культуру. Возможно, еще не достаточно развитую, но имеющую свои особенности, которые отличают компанию от других организаций.

     При исследовании организационной культуры ООО «ИКЕА ДОМ» было выявлено несколько проблем. Социально-психологический климат организации находится на невысоком уровне, т. к. низки сплоченность, открытость и контактность сотрудников. Кроме того, работников компании не устраивает внутренний облик здания. Также несовместимость ценностей сотрудников с ценностями организации, могут негативно отразиться на деятельности компании.

3. Рекомендации по улучшению организационной культуры ООО «ИКЕА ДОМ»

 

     Как показывают проведенные исследования, работники компании хотят получить от организации нечто большее, чем  только заработную плату: они рассчитывают не только на то, что будут материально преуспевать, но и также предпочитают психологически комфортно себя чувствовать в организации, культурные ценности которой соответствуют их личностным ценностным ориентациям.

     Для эффективного функционирования ООО  «ИКЕА ДОМ» должно осуществлять свою деятельность в соответствии с теми ценностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников: ответственность, исполнительность, забота о подчиненных. Кроме того, для более полного понимания и усвоения ценностей сотрудниками организации, важно обеспечить различное проявление корпоративных ценностей в рамках организации. Постепенное принятие этих ценностей членами организации позволит добиваться стабильности и больших успехов в развитии компании.

     Чтобы сотрудников компании окраска стен здания не заставляла покидать свои рабочие места, руководству фирмы следует не экономить деньги на труд дизайнера, чтобы он помог создать корпоративную символику и сменить внутренний облик здания.

     Корпоративная символика – важнейшая составляющая организационной культуры. Красиво выполненные календари, сувениры, одежда, элементы оформления интерьера обычно являются предметом гордости сотрудников и поводом для популяризации корпоративной культуры фирмы во внешней среде.

     Чтобы улучшить социально-психологический климат в коллективе, а именно повысить сплоченность, открытость и коллективизм сотрудников, руководству следует организовать корпоративные мероприятия. Проведение мероприятий, праздников – важная часть корпоративной культуры.

Информация о работе Рекомендации по улучшению организационной культуры ООО «ИКЕА ДОМ»