Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 10:48, отчет по практике
Цель практики: закрепить теоретические знания, полученные в период обучения на факультете менеджмента АлтГТУ, а также сбор, анализ и обобщение данных о деятельности предприятия для разработки стратегии его дальнейшего развития.
Задачи: - изучить понятие и виды стратегии;
- исследовать методы при разработке стратегии;
- изучение общей характеристики предприятия;
- рассмотрение правового обеспечения и организационной структуры управления;
Введение..............................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты разработки стратегии развития организации
1.1 Сущность стратегии и стратегического планирования...................................5
1.2 Структура стратегического планирования......................................................11
1.3 Типы стратегий..................................................................................................17
1.4 Стратегии развития управляющих компаний.................................................29
2 Анализ деятельности управляющей организации ООО «Дом 1»
2.1 Характеристика организации и её деятельности............................................31
2.2 Показатели хозяйственно – экономической деятельности............................43
Заключение.........................................................................................................................51
Содержание
Введение......................
1 Теоретические аспекты разработки стратегии развития организации
1.1 Сущность стратегии и стратегического
планирования..................
1.2 Структура стратегического планирования..................
1.3 Типы стратегий.....................
1.4 Стратегии развития управляющих компаний......................
2 Анализ деятельности управляющей организации ООО «Дом 1»
2.1 Характеристика организации и её деятельности..................
2.2 Показатели хозяйственно – экономической
деятельности..................
Заключение....................
Введение
Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшим сектором экономики – это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимосвязанные, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы. Их деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребности населения в коммунальных услугах. Учитывая, что процент городского населения в России в 2013 году составила 73,86%, можно с уверенностью говорить о том, что проблемы жилищно-коммунального хозяйства волнуют абсолютное большинство россиян.
В течение многих лет ЖКХ формировалось как сложная, многоотраслевая система в условиях централизованного управления.
Управление ЖКХ – это организация содержания и ремонта жилья, а также предоставления коммунальных услуг самостоятельно или по договорам с подрядными жилищно-эксплуатационными организациями.
В состав жилищного хозяйства входят жилые и нежилые здания с сетью эксплуатирующих и обслуживающих их предприятий и организаций. Коммунальный комплекс включает в себя системы инженерного обеспечения поселений (электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение) и общегородское коммунальное хозяйство (дороги, благоустройство и озеленение территории, вывоз и переработка бытовых отходов и ряд других хозяйств) [8].
Современное состояние предприятий ЖКХ, вызвано не только неудовлетворительным состоянием отрасли в целом, но и сопутствующими проблемами.
Основными факторами убыточности деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства являются перекрестное субсидирование тарифов; снижение объемов реализации услуг за счет установки приборов учета потребления энергоресурсов, индивидуальных котлов; низкий уровень загрузки оборудования (котельных, насосов); большие потери ресурсов из-за износа основных фондов.
Препятствуют реформированию жилищно-коммунального хозяйства и значительный объем дебиторской и кредиторской задолженности, а также рост неплатежей.
Опережающий рост дебиторской задолженности над кредиторской свидетельствует о необходимости повышения эффективности претензионно-исковой работы, а значительные объемы дебиторской задолженности во многом обусловлены накопившимися долгами населения за жилищно-коммунальные услуги. Но зачастую, получение исполнительного листа не гарантирует выплату долга, а иногда сопровождается дополнительными потерями для управляющей организации в виде судебных издержек [6].
Негативно сказывается на эффективности работы управляющих компаний невысокий уровень заработной платы в жилищно-коммунальном хозяйстве, который значительно выше по экономике, что сдерживает приток квалифицированных кадров в эту сферу, обуславливает высокую текучесть кадров. Рынок жилищно-коммунальных услуг характеризуется низким уровнем конкуренции и, как следствие, отсутствие мотивации к повышению качества предоставляемых услуг [6].
Очевидно, что конкуренция на рынке жилищно-коммунальных услуг невозможна без развития в этой сфере малого и среднего бизнеса. Однако в связи с рядом обстоятельств (отсутствие квалифицированных кадров, монополия действующих предприятий ЖКХ в небольших муниципальных образованиях, необходимость серьезных финансовых вложений и пр.) создание такого бизнеса в жилищно-коммунальном хозяйстве города крайне затруднительно.
При этом большинство исследователей проблем предприятий ЖКХ отмечают, что кризисное состояние предприятий ЖКХ зачастую связано не с низкими тарифами, а с неумением и нежеланием чиновников местных администраций управлять жилищно-коммунальным комплексом города в интересах потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Управляющие организации, являясь составным звеном в комплексе ЖКХ, не являются исключением, и имеют довольно типичные проблемы для всей сферы ЖКХ, которые требуют определенных решений [4].
Перед любой организацией всегда стоит вопрос «Что делать дальше? Как развиваться?» – это и есть вопрос стратегического развития. Значит, на любом этапе развития экономической системы государства всегда будут оставаться актуальными вопросы стратегического развития организации. С другой стороны, чем, как ни внешней и внутренней средой может определяться стратегия фирмы? Все это позволяет говорить о высокой степени актуальности стратегии развития организации в результате анализа её внешней и внутренней среды.
Местом прохождения моей преддипломной практики является управляющая компания ООО «Дом 1» города Славгорода.
Адрес предприятия: 658823, Алтайский край, г. Славгород, мкр-н 3, дом 25, тел. (385 68) 5-09-15, slavgorod-dom1@yandex.ru [14].
Цель практики: закрепить теоретические знания, полученные в период обучения на факультете менеджмента АлтГТУ, а также сбор, анализ и обобщение данных о деятельности предприятия для разработки стратегии его дальнейшего развития.
Задачи: - изучить понятие и виды стратегии;
- исследовать методы при
- изучение общей характеристики предприятия;
- рассмотрение правового
- провести оценку эффективности системы управления;
- рассмотреть основные виды работ;
- провести анализ издержек;
- ознакомиться с персоналом;
- изучение финансового состояния предприятия;
- изучить применение
Объект: ООО «Дом 1»
Предмет исследования: разработка стратегии развития организации
1 Теоретические аспекты разработки стратегии развития организации
1.1 Сущность стратегии и стратегического планирования
Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение.
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении [7].
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.
По своему существу стратегия есть свод правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности, дополненный набором реальных действий, который способен привести эту деловую стратегию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время.
Существует четыре различные группы правил:
1) Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание – заданием.
2) Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.
3) Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.
4) Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.
Стратегии имеют несколько отличительных черт:
1) Процесс выработки стратегии
не завершается каким-либо
2) Сформулированная стратегия
3) Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития приведет организацию к желаемым результатам.
4) В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
5) Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.
6) Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которой стремится достичь фирма, а стратегия – средство для достижения цели. Ориентиры – это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.
7) Наконец, стратегия и ориентиры
взаимозаменяемы как в
Стратегическое планирование развития организации является одним из основных условий успешности бизнеса в перспективе. Новые поколения специалистов должны полноценно владеть методическими основами стратегического планирования, с тем, чтобы в своей будущей практической деятельности применять существующие методы эффективного управления организацией. Стратегическое планирование следует понимать как комплекс решений, принимаемых руководством предприятия с целью разработки специфических стратегий, предназначенных для достижения целей фирмы. Таким образом, стратегическое планирование является инструментом, направленным на повышение эффективности функционирования предприятия.
В основе стратегического планирования лежит понятие стратегии. В ней отражены основные цели компании, такие как расширение доли рынка, рост прибыли, проведение передовых научно-технических исследований, обеспечивающих высокую конкурентоспособность и т. д. [18].
Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей. Его можно также рассматривать как элемент управленческого процесса, направленного на создание и поддержание стратегического равновесия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и вероятными перспективами развития.
Стратегическое планирование как обособившийся вид управленческой деятельности предъявляет к работникам аппарата управления ряд требований, предполагает наличие пяти элементов:
Первый элемент – умение смоделировать ситуацию. В основе этого процесса лежит целостное представление ситуации, которое включает способность понять закономерности взаимодействия потребностей и потребительского спроса покупателей, конкурентов с качеством их продукции и потребностей собственной фирмы, т.е. ее способности удовлетворять потребности клиентов. Таким образом, важнейшей частью стратегического планирования является анализ. Однако сложность и противоречивость исходных данных порождают сложность и изменчивость аналитической работы, выполняемой в рамках стратегического планирования, затрудняют возможность моделирования ситуации. В этой связи роль аналитика трудно переоценить: чем больше его способность к абстракции, тем яснее выявляются связи между компонентами, породившими ситуацию. Способность двигаться от конкретного, к абстрактному, и в обратном направлении является важным условием компетентности в вопросах стратегии. Используя эту способность при выработке стратегического плана, можно выявить необходимость и возможность изменений в фирме.