Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 10:48, отчет по практике
Цель практики: закрепить теоретические знания, полученные в период обучения на факультете менеджмента АлтГТУ, а также сбор, анализ и обобщение данных о деятельности предприятия для разработки стратегии его дальнейшего развития.
Задачи: - изучить понятие и виды стратегии;
- исследовать методы при разработке стратегии;
- изучение общей характеристики предприятия;
- рассмотрение правового обеспечения и организационной структуры управления;
Введение..............................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты разработки стратегии развития организации
1.1 Сущность стратегии и стратегического планирования...................................5
1.2 Структура стратегического планирования......................................................11
1.3 Типы стратегий..................................................................................................17
1.4 Стратегии развития управляющих компаний.................................................29
2 Анализ деятельности управляющей организации ООО «Дом 1»
2.1 Характеристика организации и её деятельности............................................31
2.2 Показатели хозяйственно – экономической деятельности............................43
Заключение.........................................................................................................................51
Процесс стратегического управления (кроме стратегического планирования) включает также:
- реализацию стратегии;
- оценку и контроль выполнения стратегии.
Определение миссии организации
Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
Формулирование целей и задач
Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь, по крайней мере, четыре типа целей:
1) количественные цели;
2) качественные цели;
3) стратегические цели;
4) тактические цели.
Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.
В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. В принципе в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, – долгосрочные. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для достижения долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного-двух лет, и, соответственно, долгосрочными – цели, достигаемые через три - пять лет.
Разделение целей на долгосрочные и краткосрочные имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация (кто, что и когда должен выполнять). Иногда, если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными
Анализ и оценка внешней и внутренней среды
Анализ и оценка внешней среды предприятия достаточно сложная работа, поскольку необходимо произвести анализ большого количества факторов и выявить степень их влияния на организацию. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой.
Каждая организация вовлечена в три процесса:
1) получение ресурсов из внешней среды (вход);
2) превращение ресурсов в продукт (преобразование);
3) передача продукта во внешнюю среду (выход).
Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
- внешней среды: макроокружение и непосредственное окружение;
- внутренней среды организации.
Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.
Сюда относятся факторы, которые косвенно влияют на организацию:
1) политические;
2) экономические;
3) социальные;
4) технологические.
Политический фактор оценивается с точки зрения стабильности и изменения в законопроектах.
Анализ экономической ситуации позволяет получить данные о распределении и наличии ресурсов на рынке. Здесь важен анализ не только отечественной экономики, но и всего мирового рынка в целом.
Социальные факторы – это уровень доходов населения, уровень заработной платы, наличие в обществе тех или иных групп (бедный, средний, богатый слои населения) и т. д.
Оценка технологий необходима для создания соответствующего технологического уровня в производственных подразделениях организации.
К непосредственному окружению относятся субъекты экономики, оказывающие непосредственное влияние на деятельность организации:
1) государство;
2) поставщики;
3) потребители;
4) конкурентное окружение;
5) кадровые ресурсы.
Государство оказывает влияние на любую организацию в виде различных требований и законодательных актов (прямое воздействие) и налогообложения (косвенное воздействие).
Любая организация осуществляет свой производственный процесс на основе использования различных ресурсов. Они попадают в организацию через поставщиков. Поэтому организация может находиться в достаточно сильной зависимости от поставщиков, особенно при редкости и малом количестве предоставляемого ресурса.
Привлечение потребителя является основным средством достижения основной цели деятельности любой организации – получения прибыли.
Оценка конкурентного окружения в настоящее время даже выделяется в самостоятельную область. Это особенно актуально в современных рыночных условиях. При разработке стратегии очень важно произвести оценку всех возможных конкурентов. Это имеет такое большое значение еще и потому, что сейчас многие конкуренты прибегают к противозаконным действиям, что может привести организацию к кризису и даже банкротству. Основные трудности, которые могут возникнуть из-за конкурентной борьбы: кризис, вызванный нехваткой ресурсов; кризис, вызванный отсутствием спроса на продукцию; потеря имиджа организации.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы.
Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
- кадровый потенциал;
- организация управления;
- финансы;
- маркетинг;
- организационная структура.
Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль.
Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы:
1) ограниченный рост,
2) рост,
3) сокращение,
4) сочетание этих стратегий.
Ограниченного роста придерживается большинство организаций в развитых странах. Для данной стратегии характерно установление целей от достигнутого, скорректированных объединений фирм в никак не связанных отраслях.
Реже всего руководители выбирают стратегию сокращения. В ней уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих фирм сокращение может означать путь рационализации и переориентации операций.
В этом случае возможны несколько вариантов:
1) ликвидация (полная распродажа материальных запасов и активов организации);
2) отчисление лишнего (отделение фирмами некоторых своих подразделений или видов деятельности);
3) сокращение и переориентация (сокращение части своей деятельности в попытке увеличить прибыли).
К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации.
Стратегии сочетания всех альтернатив будут придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель – выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего.
На стратегический выбор влияют разнообразные факторы:
- риск (фактор жизни фирмы);
- знание прошлых стратегий;
- реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководства при выборе стратегии;
- фактор времени, зависящий от выбора нужного момента.
Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: «снизу вверх», «сверху вниз», во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями).
Реализация стратегии
Стратегия может включать в себя различные направления: уменьшение расходов, ликвидация некоторых отделов, сокращение объемов производства, привлечение дополнительных ресурсов и т. д. Но в любом случае это комплекс мероприятий, которые приводят к положительному результату только в случае грамотной реализации выбранной антикризисной стратегии.
Реализация стратегии включает в себя несколько этапов:
1) утверждение выбранной антикризисной стратегии, ее согласование с целями организации;
2) информирование сотрудников организации и проведение подготовительной работы с целью более быстрой и эффективной реализации антикризисной стратегии;
3) обеспечение необходимого для проведения изменений денежного уровня организации (заем средств, кредиты и т. д.);
4) приведение производственного и других процессов на уровень, соответствующий выбранной стратегии.
Выполнение стратегического плана является критическим процессом, поскольку в случае реального плана приводит фирму к успеху. Часто бывает и наоборот: хорошо проработанный стратегический план может "провалиться", если не принять мер по его реализации. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает потому, что, либо неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не осуществляется и потому, что управление не может должным образом привлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию человеческого потенциала.
Успешной реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований:
1) цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы, доведены до работников и восприняты ими;
2) необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.
Оценка и контроль стратегии
Оценка и контроль реализации стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.
Основные задачи любого контроля следующие:
1) определение того, что и по каким показателям проверять;
2) оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
3) выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
4) осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы.