Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 00:10, реферат
Цель работы: на основе изучения работ и представителей разных областей наук, определить основные подходы к пониманию организационной культуры.
При написании работы рассматривались следующие задачи:
1. определить понятие организационной культуры, ее сущность;
2. указать, в уровни проявления, а также элементы уровней (механизмы формирования);
3. выяснить, как формируется организационная культура;
4. рассмотреть наиболее распространенную типологию организационных культур;
Введение…………………………………………………………………………3-4
Теоретическая часть………………………………………………………………5
1.Понятие организационной культуры…………………………………………. 5
1.1 Понятие организационной культуры……………………………………...5-8
1.2 Функции организационной культуры……………………………………8-11
1.3 Типы организационной культуры………………………………………11-15
2. Проявление организационной культуры……………………………………15
2.1 Механизмы формирования организационной культуры………………15-19
2.2 Структура культуры……………………………………………………...19-22
2.3 Национальное в организационной культуре…………………………...22-24
3.Сравнительная классификация подходов организационной культуры……25
3.1 Символический подход……………………………………………………..25
3.2 Когнитивный подход…………………………………………………….25-26
3.3 Систематический подход………………………………………………..26-30
Практическая часть…………………………………………………………..31-39
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………41
Содержание
Введение…………………………………………………………
Теоретическая часть………………………………………………………………5
1.Понятие организационной культуры…………………………………………. 5
1.1 Понятие организационной культуры……………………………………...5-8
1.2 Функции организационной культуры……………………………………8-11
1.3 Типы организационной культуры………………………………………11-15
2. Проявление организационной культуры……………………………………15
2.1 Механизмы формирования
организационной культуры………………
2.2 Структура культуры……………………………………………………..
2.3 Национальное в организационной культуре…………………………...22-24
3.Сравнительная классификация
подходов организационной
3.1 Символический подход…………………………
3.2 Когнитивный подход………………………………
3.3 Систематический подход……………………
Практическая часть………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В последнее время сильно возрос интерес к культуре организаций. Это связано с осознанием того влияния, которое организационная культура оказывает на успехи и эффективность организации.
В нашей стране актуальность исследований организационной культуры определяется некоторыми изменениями в политической и социально-экономической сферах, влияющими на характер отношений между организацией и человеком.
Человек составляет основу любой организации, в которую приносит широкий спектр культуры. Этот спектр определяется поведением людей в организации некоторыми культурными установками, убеждениями.
Под культурой принято понимать общепризнанные ценности и нормы поведения. Опираясь на базисное определение культуры, под понятием «организационной культуры» следует понимать не только совокупность представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор привычек, правил, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем, разделяемых большинством членов организации, но и существование чего-то целого.
Как культура базируется на общепризнанных ценностях и общепринятых нормах поведения, так и «организационная культура» формируется на основе признанных ценностей и принятых норм поведения в коллективе и организации.
В последнее время все больше возрастает интерес к организационной культуре. И это неслучайно, ведь организационная культура – неотъемлемая часть любой организации, она призвана обеспечить эффективность ее деятельности.
Цель работы: на основе изучения работ и представителей разных областей наук, определить основные подходы к пониманию организационной культуры.
При написании работы рассматривались следующие задачи:
1. определить понятие организационной культуры, ее сущность;
2. указать, в уровни проявления, а также элементы уровней (механизмы формирования);
3. выяснить, как формируется организационная культура;
4. рассмотреть наиболее распространенную типологию организационных культур;
Объектом данной работы является
область управления, а предметом:
подходы к пониманию
На организационную культуру
человека оказывают влияние привычки
и склонности, потребности и интересы,
политические взгляды, профессиональные
интересы, моральные ценности, темперамент.
Осознание руководителем
Теоретическая часть
1.Понятие организационной культуры
1.1 Понятие организационной культуры
В исследованиях организационной культуры значительное место отводится изучению понятия и условий, способствующих ее развитию.
Под организационной культурой
понимается исторически сложившаяся
система общих традиций, ценностей,
символов, убеждений, формальных и неформальных
правил поведения членов организации,
выдержавших испытание
Термин «организационная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива организации: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера одеваться и стандарты качества выпускаемого продукта и т.д.»
Концепция организационной культуры была разработана в начале 1980-х гг. в США под влиянием исследований в области стратегического управления, теории организации и индивидуального поведения.
В ряде исследований отмечается,
что вплоть до начала 80-х годов
ученые не уделяли серьезного внимания
концепции организационной
Действительно, в работах специалистов конца 70-х годов: М. Портер, П.Друкер, Г.Минцберг социально-культурным фактам мало уделяли внимания. Ситуация начинает меняться к 90-м годам, когда оказалось, что самые преуспевшие фирмы США и Великобритании не обладают ни одной из необходимых предпосылок успеха для победы в конкурентной борьбе. Это привело к формированию нескольких подходов к объяснению успеха ведущих западных компаний ХХ столетия.
Представители практически всех новых взглядов начинают акцентировать свое внимание на организационной культуре. Таким образом, точкой становления концепции организационной культуры является начало 80-х годов, а период явного общественного и научного интереса приходится на 90-е годы. Причинами такой популярности являются «обострение конкурентной борьбы на международных рынках, социально-экономический «скачок» некоторых азиатских стран Тихоокеанского региона, существование различного уровня инновационности фирм, взаимосвязь между базовыми ценностями организации и ее успехами на рынке».
Подчас понятие
Нельзя забывать и о вкладе в развитие концепции организационной культуры, внесенном представителями административной школы управления. Так, А. Файоль среди 14 ключевых принципов управления прямо говорит о принципе корпоративного духа, суть которого заключалась в создании на предприятии атмосферы единения всех работников.
Работы представителей школы человеческих отношений обращают внимание на коллективные ценности организационных групп.
Последующие исследования характеризуются все более возрастающим интересом к социально-культурным факторам, формирующим поведение отдельно взятого сотрудника, групп работников и компании в целом.
Природа и содержание организационной культуры привлекла внимание многих исследователей. И относительно содержания понятия «организационная культура» среди исследователей нет единого мнения.
А.Ч. Бернард и Г. Саймон
ввели понятие «организационная
мораль», по сути своей похожее на
определение организационной
Культура может воздействовать
на организацию как
В отечественной теории использовались
понятия «культура
Э.Шейн рассматривает «организационную культуру как комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем».
То есть, Э.Шейн видит ее как устойчивую совокупность коллективных представлений, формирующихся в ходе адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграцию. Причем она должна быть достаточно внятной и функциональной, чтобы как ценная и правильная система поведения и восприятия могла передаваться новым членам коллектива.
Д.Элдридж и А. Кромби: «Под »культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей».
Е.Н. Штейн: «Организационная культура есть набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность»
Несмотря на очевидное
разнообразие определений, и толкований
организационной культуры, в них
есть общие моменты. Так, авторы ссылаются
на образцы базовых предположений,
которых придерживаются члены организации
в своем поведении и действиях.
Ценности – являются второй общей
категорией, включаемой авторами в
определение организационной
В теоретическом представлении культура является продуктом поведения и деятельности общества и представляет собой одновременно и процесс и результат.
1.2 Функции организационной культуры
Организационная культура является сложной и многофункциональной системой, поэтому анализировать ее следует по совокупности функций, которые она выполняет или способна выполнять. Значимость функций может меняться в зависимости от типа организационной культуры, её целей, этапа развития, влияния параметров внешней среды.
Ведущий представитель рационально-
Интегративную функцию Э.Шейн связывает с установлением и поддержанием эффективных отношений сотрудничества и солидарности между членами организации.
Процесс внутренней интеграции начинается с «определения себя», что относится как к отдельным группам, так и к организации в целом, и завершается объединением людей, формированием у них чувства принадлежности к организации, отождествления с ней, гордости».
Интегративная функция создает у работников ощущение равенства всех членов коллектива, что позволяет каждому из них: осознать цели фирмы; приобрести благоприятное впечатление о фирме, в которой он работает; ощутить себя членом единого коллектива и определить свою ответственность перед ним. А это, в свою очередь, вызывает стремление посторонних лиц включиться в нее, что чрезвычайно важно для решения кадровых проблем.
В работах отечественных специалистов мы можем встретить и другие классификации функций организационной культуры.
Начнем с того, что классификация, предложенная В. Весниным помимо адаптивной и интегративной функций, содержит ряд других функций. К ним относятся: