Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 00:10, реферат
Цель работы: на основе изучения работ и представителей разных областей наук, определить основные подходы к пониманию организационной культуры.
При написании работы рассматривались следующие задачи:
1. определить понятие организационной культуры, ее сущность;
2. указать, в уровни проявления, а также элементы уровней (механизмы формирования);
3. выяснить, как формируется организационная культура;
4. рассмотреть наиболее распространенную типологию организационных культур;
Введение…………………………………………………………………………3-4
Теоретическая часть………………………………………………………………5
1.Понятие организационной культуры…………………………………………. 5
1.1 Понятие организационной культуры……………………………………...5-8
1.2 Функции организационной культуры……………………………………8-11
1.3 Типы организационной культуры………………………………………11-15
2. Проявление организационной культуры……………………………………15
2.1 Механизмы формирования организационной культуры………………15-19
2.2 Структура культуры……………………………………………………...19-22
2.3 Национальное в организационной культуре…………………………...22-24
3.Сравнительная классификация подходов организационной культуры……25
3.1 Символический подход……………………………………………………..25
3.2 Когнитивный подход…………………………………………………….25-26
3.3 Систематический подход………………………………………………..26-30
Практическая часть…………………………………………………………..31-39
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………41
3.2 Когнитивный подход
Исследование когнитивных
и символических аспектов деятельности
организации, рассматриваемых как
коллективные формы сознания, чрезвычайно
важно при анализе современных
организационных культур. Многие исследователи
указывают на возрастающую необходимость
рассмотрения организаций как систем,
сознательно координируемых коллективных
действий, в ходе которых их участники
вовлечены в непрерывный
Понимаемая таким образом
организационная культура представляет
собой приобретенные смысловые
системы, передаваемые посредством
естественного языка и других
символических средств, выполняющих
репрезентативные, директивные и
аффективные функции и
3.3 Систематический подход
Есть два главных подхода к определению культуры: 1) это наблюдаемые образцы поведения членов сообщества, речь и способы использования материальных объектов; 2) это то, что распространено в умах членов сообщества, т.е. верования, ценности и идеи, объединяющие людей.
Систематический подход имеет
свои истоки в рассмотрении климата
организации как интегральной характеристики
ее среды. Понимание социально-
Использование системного подхода позволяет сделать вывод, что в действительности организационная культура – это сложное пересечение и наложение субкультур, которые сосуществуют на основе гармонии, безразличия или конфликта. В качестве таковых можно обозначить субкультуры основателя бизнеса, различных религиозных, этнических, профессиональных, социальных прослоек работников организации. Кроме того, на формирование организационной культуры может влиять целый комплекс внешних и внутренних факторов, которые традиционно рассматриваются в теории управления как ключевые в развитии организации в целом.
П. Харрис и Р. Моран, в
концепции, которых целостный подход
находит современное
Наиболее популярен подход,
развитый Э.Шейном на основе концепции
культурологов Ф.Р. Клакхон Ф.Л. Стродбека:
«организационную культуру можно охарактеризовать
как набор приемов и правил
решения проблем внешней
Сторонники
Д.Сильверман утверждает, что
«к человеческим институтам нельзя подходить
как к физическим объектам и социальным
фактам, так как это приводит к
поведенческому детерминизму и принижению
индивидов до «марионеток культуры».
Правила поведения
Эти теоретические положения Сильвермана были применены А. Петтигрю. Он рассматривает индивида «как носителя представлений, символов, реальности и так далее». Он также утверждает, что при рассмотрении организационной культуры следует сосредотачиваться не на личностях членов организации, а на контексте организационной среды и прошлого опыта организации, в которой эти личности себя реализуют. Если принять позицию А. Петтигрю, то задача управления сводится к «совмещению целей индивидуумов и организации, причем первые приоритетны и фактически формируют вторые, которые, в свою очередь, становятся их границами в пространстве корпоративной культуры как смысловой сферы, объединяющей людей».
Систему для описания организационной культуры применили также М.Луи и С.Роббинс. Они использовали здесь «парадигму социальной определенности, согласно которой индивиды сами творят социальную реальность, определенным образом интерпретируя ее». То есть выходит, что прямое управление организационной культурой невозможно – между управляющим и управляемым находится механизм интерпретации.
В качестве основного метода изучения организационной культуры с феноменологических позиций предлагается этнографический метод близкий включенному наблюдению. Он позволяет наблюдать уникальные факты реальной жизни организации и получать нетривиальные методы, но поскольку их анализ требует много времени и хорошей теоретической базы, такого рода исследования практически не проводятся.
Ряд концепций организационной культуры лишен крайностей предыдущих подходов. Дж. Хассард и С. Шерфи, опираясь на базовое положение, разработанное Э. Шейном, предложили свой взгляд на проблему стратегических изменений. Любое изменение в организации, в первую очередь, скрыто отражается на ее базовых ценностях. И контролировать такие трансформации сложно. Во всяком случае, чтобы это сделать, следует знать историю организации, условия формирования существующей организационной культуры. Основной же вывод Хассарда и Шерфи в том, что изменить организационную культуру возможно путем влияния на ее глубинные ценности. Однако, описывать «глубинность» и варианты влияния на нее никто из исследователей до настоящего момента не указал.
Поскольку, организационная культура – многомерное явление, подвергается анализу и такие ее составляющие, как ценности, верования, а также церемонии, истории, символы и лозунги.
Ценности, чаще всего, полагают той самой базой, на которой формируется культура. А отношение к ним принимает вид социальной нормы. В определенном смысле организационная культура возникает как результат устойчивой, повторяющейся практики следования исторически обусловленным общественным бытием требованиям к деятельности, поведению и отношениям индивидов социальных групп, классов и общественных институтов.
Заключение
Теоретики и практики современного
менеджмента определяют значение организационной
культуры как одного из мощных факторов
прибыли и
До сих пор понятие организационной культуры не имеет универсального определения. Существующее множество формулировок организационной культуры не отражает различные ее стороны. Изучая организационную культуру, различные исследователи, в зависимости от критериев, выделяют множество типов организационной культуры, ее структур и подходов. Такое многообразие говорит о том, что организационная культура – это сложное всеобъемлющее явление.
В данной работе определены основные подходы организационной культуры:
1. Рассмотрено понятие организационной культуры, определена сущность этого понятия;
2. Рассмотрены функции культуры по отношению к организации;
3. Приведена типология организационных культур;
4. Проанализирована структура организационной культуры
5. Изучены механизмы формирования организационной культуры;
6. Рассмотрены основные подходы исследователей организационной культуры.
Не существует организаций
без организационной культуры, потому
что «организационная культура»
охватывает большую область явлений
духовной и материальной жизни коллектива:
поведенческие нормы, ценности, представления
и понятия, которые формируются
создателями организации и
Для понимания организационной культуры необходимо учитывать широкий опыт деятельности как внутри, так и вне организации. Важно помнить, что она создается людьми, на которых влияют как внутренние , так и внешние факторы.
Организационная культура – это то, чем является организация как социальный феномен. Она создает систему социальной стабильности в организации, помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие ей стандарты поведения. Она вызывает чувство общности всех членов организации, усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей. Организационная культура является средством, с помощью которого формируются и контролируются нормы поведения и восприятия данной организации. Организационная культура постоянно меняется по мере изменения людей и событий в организации.
Все в большей степени организационная культура становится предметом пристального внимания исследователей, поскольку является комплексной характеристикой организации.
Практическая часть
1 |
Важнейшие характеристики |
Теперь |
Предпочтительно |
А |
Организация уникальна по своим особенностям, подобна большой семье; люди имеют много общего |
20% |
50% |
B |
Организация очень динамична и проникнута предпринимательством; люди готовы жертвовать собой и идти на риск |
10% |
10% |
С |
Организация ориентирована на результат, на выполнение заданий; люди ориентированы на соперничество и достижение цели |
40% |
25% |
D |
Организация жестко структурирована и строго контролируется; действии людей определяются правилами, инструкциями, процедурами |
30% |
15% |
Всего |
100% |
100% | |
2 |
Общий стиль лидерства в организации |
Теперь |
Предпочтительно |
А |
Представляет пример мониторинга, стремления помочь и научить |
15% |
30% |
B |
Служит примером предпринимательства, новаторства, склонности к риску |
25% |
10% |
С |
Служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результат |
40% |
10% |
D |
Является примером координации, четкой организации, плавного ведения дел в русле рентабельности |
20% |
50% |
Всего |
100% |
100% | |
3 |
Управление наемными работниками |
Теперь |
Предпочтительно |
А |
Поощрение командной работы, единодушие и участие в принятии решений |
10% |
40% |
В |
Поощрение индивидуального риска, новаторства, свободы и самобытности |
15% |
10% |
С |
Высокая требовательность, жесткое стремление к конкурентоспособности, поощрение достижений |
50% |
30% |
D |
Гарантия занятости, требования подчинения, предсказуемость и стабильность в отношениях |
25% |
20% |
Всего |
100% |
100% | |
4 |
Связующая сущность организации |
Теперь |
Предпочтительно |
А |
Организацию связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязательность организации находится на высоком уровне |
5% |
20% |
В |
Организацию связывают воедино
приверженность новаторству и |
30% |
20% |
С |
Организацию связывает воедино акцент на достижении цели и выполнении задач. Общепринятые темы для обсуждений — агрессивность и победа |
50% |
50% |
D |
Организацию связывают воедино формальные правила и официальная политика. Плановый ход деятельности организации |
15% |
10% |
Всего |
100% |
100% | |
5 |
Стратегические цели |
Теперь |
Предпочтительно |
A |
Гуманное развитие, высокое доверие. Открытость и соучастие |
5% |
30% |
B |
Обретение новых ресурсов, решение новых проблем, апробация всего нового |
15% |
40% |
C |
Конкурентное действие, стремление к победе на рынке, целевая концентрация сил |
50% |
20% |
D |
Неизменность, стабильность, рентабельность, контроль, плавность всех операций |
30% |
10% |
Всего |
100% |
100% | |
6 |
Критерии успеха |
Теперь |
Предпочтительно |
A |
Развитие человеческих ресурсов, бригадная работа, увлеченность работников делом, забота о людях |
5% |
30% |
B |
Обладание уникальной или новейшей продукцией, лидерство, новаторство |
40% |
10% |
C |
Победа на рынке, опережение конкурентов, лидерство |
35% |
50% |
D |
Рентабельность, плавные планы- графики, низкие производственные затраты |
20% |
10% |
Всего |
100% |
100% |