Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 00:10, реферат
Цель работы: на основе изучения работ и представителей разных областей наук, определить основные подходы к пониманию организационной культуры.
При написании работы рассматривались следующие задачи:
1. определить понятие организационной культуры, ее сущность;
2. указать, в уровни проявления, а также элементы уровней (механизмы формирования);
3. выяснить, как формируется организационная культура;
4. рассмотреть наиболее распространенную типологию организационных культур;
Введение…………………………………………………………………………3-4
Теоретическая часть………………………………………………………………5
1.Понятие организационной культуры…………………………………………. 5
1.1 Понятие организационной культуры……………………………………...5-8
1.2 Функции организационной культуры……………………………………8-11
1.3 Типы организационной культуры………………………………………11-15
2. Проявление организационной культуры……………………………………15
2.1 Механизмы формирования организационной культуры………………15-19
2.2 Структура культуры……………………………………………………...19-22
2.3 Национальное в организационной культуре…………………………...22-24
3.Сравнительная классификация подходов организационной культуры……25
3.1 Символический подход……………………………………………………..25
3.2 Когнитивный подход…………………………………………………….25-26
3.3 Систематический подход………………………………………………..26-30
Практическая часть…………………………………………………………..31-39
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………41
Существует различные типы ритуалов, наблюдаемых в организациях.
Ритуалы поощрения призваны
показать одобрение компанией
Ритуалы порицания сигнализируют о неодобрении в отношении человека, наущающего нормы принятой организационной культуры. Официальными ритуалами порицания являются увольнение, понижение в должности, штраф, снижение заработной платы.
Ритуалы объединения помогают всем служащим осознать свою общность с компанией. Это конференции, семинары, деловые игры, различные светские мероприятия, вечеринки, совместные поездки, занятия спортом.
Легенды и мифы представляют собой образно-словесное отражение в нужном свете и в закодированной форме истории организации, унаследованных ценностей, портретов ее известных деятелей. Эти истории поддерживают жизнь главных ценностей организации и служат единству их понимания сотрудникам.)
Обычаи – форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, воспринятые из прошлого и передающиеся членами организации из поколения в поколение без каких бы то не было изменений. В роли обычаев и традиций могут выступать различные обряды, праздники. Устойчивость, преемственность, долговечность, прочность, стабильность – это качества, которые всегда внушали людям большое уважение, отсюда значимость данных проявлений организационной культуры.
Ценности, обычаи, обряды, ритуалы,
нормы поведения членов организации,
привнесенные из прошлого в настоящее,
получили название традиций, бывающих
как позитивными, так и негативными.
Так, в качестве позитивной традиции
можно рассматривать
Нормы и стиль поведения – это отношения друг к другу , способы осуществления управленческих действий, решения проблем.
Элементом организационной культуры являются лозунги, то есть призывы, в краткой форме отражают основные задачи организации.
Менталитет – образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, сознанием членов организации, имеющий огромное влияние на их повседневное поведение и отношение к своим обязанностям.
Вышеперечисленные элементы относятся к субъективным элементам культуры.
К объективным относятся эмблема, символика, товарные знаки, униформа, внешний вид и пр.
Анализ данных элементов организационной культуры дает возможность понять, что определяет восприятие, мышление и мотивацию работников организации на данный момент и как можно эффективно управлять этими процессами.
2.2 Структура культуры
Согласно Э. Шейну, познание
организационной культуры начинается
с первого, «поверхностного» или
«символического» уровня, включающего
артефакты – видимые внешние
организационные структуры и
процессы. В широком смысле артефакт
– это все созданное человеком
(от лат. artefactum – «искусственно сделанное»).
Организационная культура в целом
может быть представлена как артефакт,
поскольку является «искусственно
сделанным», т.е. продуктом человеческой
деятельности. Повседневная жизнь человека
наполнена символами, которые напоминают
ему что-либо, воздействуют на него,
разрешают и запрещают, покоряют.
Это конкретные видимые элементы
культуры, такие как язык, форма
приветствия, одежда, физическое расположение
(закрытое или открытое помещение).
Идентификация и понимание
Типичное и важное видимое
проявление культуры представляет собой
ритуалы, церемонии, истории, символы
и язык. К артефактам также относятся:
архитектура и мебель производственных
и служебных зданий и сооружений,
язык общения в организации и
другие наблюдаемые образцы поведения,
технология и продукты деятельности,
ее художественные произведения и стиль,
воплощаемый в одежде, манере общения,
эмоциональной атмосфере, мифах
и историях, связанных с организацией,
описание принятых ценностей – все
то, что можно ощущать и
Второй, подповерхностный уровень – образуют ценности, нормы и правила поведения. Это устойчивые образцы поведения, включая методы принятия решений индивидами, организацию командой работы и отношение к проблемам. Ценности, под которыми понимаются значимые явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям организации и ее членов, составляют на данном уровне культурный пласт. Они формируются в результате управленческого воздействия руководства и под влиянием индивидуальной культуры и совместного опыта членов организации. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Принятые в организации нормы и правила являются регуляторами поведения членов организации и непосредственно детерминируются сложившимися ценностями. Элементы данного уровня отражают идеологию организации.
Ценности помогают индивиду понять то, что значимо в организации, задают ориентиры поведения, выполняя, таким образом, нормативную функцию. Ценность, воспринятая индивидом, выступает в качестве социальной установки. Социальная установка является основанием поведения сотрудника. Даже если человек принимает существующие ценности, его установки могут изменяться, отклоняясь от общепринятых норм. Это связано, во-первых, с формированием социальной установки и следование ей происходит под влиянием потребностей, преобразуемых в дальнейшем в интересы, мотивы, цели деятельности индивиды. Во-вторых, реализация установки зависит от ситуации удовлетворения. Э. Х. Шейн ввел понятие "организационная идеология". Он особо подчеркивает роль жизненного кредо лидера организации – создателя или преобразователя ее культуры. То есть на этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке.
Глубинный уровень – составляют
подсознательные убеждения, базовые
представления, система которых, по
Э. Шейну, составляет сущность организационной
культуры. «культура как набор
базовых представлений
Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей в организации, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.
Соответственно тому, на
каком из указанных уровней
Оба аспекта организационной культуры важны, однако субъективный аспект «дает больше возможностей для нахождения как общего, так и различного между людьми и между организациями».
Любое исследование организационной культуры должно происходить на всех выделенных уровнях, так как сущность организационной культуры можно установить лишь на глубинном уровне – уровне базовых представлений, лежащих в основе деятельности организации. Установив их, можно понять смысл более поверхностных проявлений данной культуры.
2.3 Национальное в организационной культуре
Культура организации находится под мощным воздействием национальной культуры, опирается на нее, воспринимает мир сквозь ее призму.
Культура – это явление коллективное, но это не значит, что все в определенной культуре думают и поступают одинаково.
Когда мы описываем культуры, мы говорим о «типичных» ценностях, убеждениях, взглядах и «нормах» поведения. Кроме того, могут существовать субкультуры, основанные на других критериях. В некоторых странах существуют субкультуры, связанные, например, с принадлежностью к общественному классу, полу, религии, профессии, возрастной или этнической группе.
«Убеждения и ценности, верования и взгляды, специфические элементы языка, которые являются общими для группы и регулируют взаимодействие людей в группе, можно назвать ее субкультурой».
Субкультуры создают особую, приближенную к личности, культурную надстройку, которая охватывает все сферы жизни человека в условиях производства. Они характеризуют конкретный облик групп и каждого их члена.
Любая национальная культура уникальна, так как складывается под влиянием огромного количества исторических, социальных, этнических, географических и других факторов. Из-за этого методы управления не могут автоматически переноситься из страны в страну.
Национальные культуры влияют
на большую часть аспектов индивидуального
поведения, включая то, как мы видим
людей из других культур. Люди, находящиеся
под влиянием культуры своей страны
и не имеющие контактов с культурами
других стран, склонны занимать точку
зрения, и все контакты с другими
культурами рассматриваются с позиции
собственной культуры и оцениваются
соответственно. Это может привести
к очень узкому взгляду на мир
с негативным отношением к другим
культурам и повлиять на поведение,
так как у индивидуума
Благодаря эффективной коммуникации
с людьми из разных культур можно
управлять культурными
Г. Хофстид предложил пять параметров, по которым можно идентифицировать национальные культуры.
1. Роль индивидуалистского начала, характеризующегося теснотой связи индивида и общества, готовностью людей действовать в одиночку.
2. Дистанция власти, определяемая отношением людей к проблеме неравенства, его допустимой степенью .
3. Степень неприятия неопределенности, стремления ее избежать с помощью правил, традиций, законов, идеологии, религии и др.
4. Степень ориентированности на будущее, выживаемость в перспективе, обеспечиваемая сбережениями, накоплением богатств и пр.
5. Уровень мужественности, выражающийся в национальном типе распределения социальных ролей между полами.
Липатов С.А. в своей работе
«Организационная культура: концептуальные
модели и методы диагностики» отмечает,
что «культура с жестким
Люди с разной национальной культурой рассматривают все окружающее сквозь ее призму, поэтому неодинаково воспринимают реальность.
Например, для западной культуры в целом характерны: индивидуализм, предприимчивость, инициатива, традиции политической демократии, участие работников в управлении, взятие ими на себя ответственности.
Восточной культуре, напротив, свойственны: покорность власти, авторитаризм, значительное влияние национальных и этических факторов, устойчивость.
Серьезной проблемой, с которой
мы сталкиваемся в настоящее время
в сфере взаимодействия культур,
заключается в проблеме взаимного
непонимания. Пытаясь навязать представителю
другой культуры некую модель поведения,
мы рискуем оскорбить его. Неэффективная
работа многих объединений и совместных
предприятий зачастую объясняется
неспособностью руководства осознать
всю глубину существующего
Задачей руководителя является его способность понять культуру и работать с ней.
3.Сравнительная
классификация подходов
3.1 Символический подход
Б. Вильперт – исследователь
в области организационного поведения,
отмечает, что символическое направление
в изучении организаций пользуется
широкой популярностью. Проблема символического
менеджмента анализируется в
работах конца 70-х годов. Основные
посылки данного подхода: «1) смысл
или интерпретации