Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 00:10, реферат
Цель работы: на основе изучения работ и представителей разных областей наук, определить основные подходы к пониманию организационной культуры.
При написании работы рассматривались следующие задачи:
1. определить понятие организационной культуры, ее сущность;
2. указать, в уровни проявления, а также элементы уровней (механизмы формирования);
3. выяснить, как формируется организационная культура;
4. рассмотреть наиболее распространенную типологию организационных культур;
Введение…………………………………………………………………………3-4
Теоретическая часть………………………………………………………………5
1.Понятие организационной культуры…………………………………………. 5
1.1 Понятие организационной культуры……………………………………...5-8
1.2 Функции организационной культуры……………………………………8-11
1.3 Типы организационной культуры………………………………………11-15
2. Проявление организационной культуры……………………………………15
2.1 Механизмы формирования организационной культуры………………15-19
2.2 Структура культуры……………………………………………………...19-22
2.3 Национальное в организационной культуре…………………………...22-24
3.Сравнительная классификация подходов организационной культуры……25
3.1 Символический подход……………………………………………………..25
3.2 Когнитивный подход…………………………………………………….25-26
3.3 Систематический подход………………………………………………..26-30
Практическая часть…………………………………………………………..31-39
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………41
Охранная функция, которая
состоит в «создании барьера
от нежелательных внешних
Регулирующая функция (основная) создает «общий социально-психологический климат в организации, поддерживает необходимые правила и нормы поведения и взаимоотношений участников, контактов с внешним миром, уменьшает неопределенность в сложных ситуациях». То есть культура организации включает в себя неформальные правила поведения работников. Эти правила определяют последовательность выполнения работ, характер рабочих контактов, формы обмена информацией. Это является гарантией стабильности, снижает возможность нежелательных конфликтов.
Коммуникационная функция
культуры играет важную роль в установлении
контактов между людьми, осмыслении
ими наблюдений, событий и установлении
связи между ними, облегчении взаимопонимания.
Это ускоряет информационный обмен
и обеспечивает экономию управленческих
затрат. Через ценности, нормы поведения
осуществляется установление эффективных
коммуникационных потоков, обеспечивающих
взаимопонимание, взаимодействие в
анализе и оценке любого вида информации,
любого вида деятельности. Путем разработки
эффективных коммуникаций усиливается
вовлеченность каждого
Ориентирующая функция культуры направляет деятельность участников организации в требуемое направление, придает общий смысл их поведению.
Мотивационная функция создает
необходимые стимулы для
Воспитательная функция заключается в том, чтобы руководство заботилось об образовании своих работников. Результат таких усилий – приращение навыков и знаний работников, которые фирма может использовать для достижения своих целей.
Функция формирования имиджа
организации. «Этот образ является
результатом непроизвольного
Приведенные классификации
оказывают воздействие на организацию
в целом и в частности на
ее сотрудников. Таким образом, функции
организационной культуры определяют
способы объединения групп и
отдельных личностей в
1.3 Типы организационной культуры
Для характеристики организационной культуры существует очень много классификаций культур по разным основаниям. Мы рассмотрим самую развитую в настоящее время типологию организационной культуры, которая базируется на распределении власти и связанных с ней ценностных ориентациях личности, обусловливающих специфический характер отношений индивида и организации, структуру организации и характер деятельности на различных этапах эволюции, которая разработана американским ученым Чарльзом Хэнди и изложена в его книге «Боги менеджмента». Он выделяет четыре типа организационных культур:
· Культуру власти;
· Культуру роли;
· Культуру задачи;
· Культуру личности.
Отметим следующие характерные черты каждого типа культуры. Культура власти – культура организации, в которой существенную роль играет момент личной власти. Основными признаками культуры власти является быстрое принятие решений руководством организации. Главными критериями этой культуры являются «личная преданность, быстрая реакция на изменения в окружающей среде, исполнительность и достижение ожидаемого результата».
В данной культуре организации особую роль играет лидер, его личные качества и способности. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам, находящимся в распоряжении того или иного руководителя. Организации с такого рода культурой, как правило, имеют жесткую иерархическую структуру. Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы часто осуществляются по критериям личной преданности.
Данный тип культуры позволяет организации быстро реагировать на изменение ситуации, быстро принимать решения и организовывать их исполнение.
В этой культуре ценят личностей, предоставляют им свободу действий и вознаграждают их усилия.
Ролевая культура – классическая
форма организации, которая характеризуется
строгим функциональным распределением
ролей и специализацией участков.
Этот тип организаций функционирует
на основе системы правил, процедур
и стандартов деятельности, соблюдение
которых должно гарантировать эффективность
ее деятельности. Основным источником
власти являются не личные качества, а
положение в иерархической
Это тип организации
Отдельному служащему
ролевая культура дает защищенность
и возможность стать
Культура задачи – данный вид культуры направлен, в первую очередь, на решение задач, на реализацию проектов. Эффективность деятельности организаций с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников. Большими властными полномочиями в таких организациях обладают те, кто в данный момент «является экспертом в данной области деятельности кто обладает максимальным количеством информации». Эта культура эффективна в тех случаях, когда ситуативные требования рынка являются определяющими в деятельности организации.
Культура задачи отличается тем, что основное внимание в ней уделяется скорому завершению работы. Организация с такой культурой пытается соединить соответствующие ресурсы и подходящих сотрудников на нужном уровне и дать им возможность хорошо завершить работу. Культура задачи зависит от способности коллектива повысить эффективность работы и объединить личные цели сотрудника с целями организации. Это культура команды, где результат команды важнее индивидуальных целей, положения и стилевых различий. Влияние базируется больше на силе эксперта, специалиста, а не на силе положения или силе личности.
Культура задачи хорошо адаптируется. Группы создаются для определенных целей и могут быть переформированы, распущены или оставлены. Организация может быстро реагировать, так как каждая группа в идеале содержит все необходимые элементы, позволяющие принимать решения. Для этой культуры характерны высокая степень автономии, оценка работы по результатам и гибкие рабочие отношения внутри группы, причем обоюдное уважение основано на способностях, а не возрасте или положении. Поэтому культура задачи подходит там, где есть конкуренция и где важна скорость реакции.
Большинство руководителей предпочли бы работать в организации с культурой задачи, когда делается акцент на группы, возможности специалиста, вознаграждение по результату и объединение личных и групповых целей. Это хорошо согласуется с современными тенденциями к изменению и адаптации.
Культура личности – «организация объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей». Основу организации составляют творческие личности. В культуре личности организация существует для того, чтобы помогать индивидуумам в достижении из личных целей.
Власть основывается на близости к ресурсам, профессионализме и способности договариваться. «Власть и контроль носят координирующий характер».
В этой культуре личность находится в центре. Если и есть некоторая структура в организации, то она существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации. Например, адвокатские конторы, союз архитекторов и мелкие консультирующие фирмы часто сориентированы на «личность».
Эту культуру обычно предпочитают профессионалы, она позволяет им сохранить свою независимость, личную свободу и быть частью организации.
Завершая свою типологию культур, Ч. Хэнди считает нужным подчеркнуть, что «две или более этих культур могут существовать в одной организации наряду с субкультурами. Все они усложняют жизнь организации, являются источниками тревог и радостей, разочарований и возможностей для тех, кто там работает».
Следует отметить, что трудно найти организацию, где бы присутствовал один вид культуры. Даже в организациях небольших размеров можно обнаружить зачастую все виды. И только по преобладающему типу, учитывая все остальные типы культуры, дают характеристику организационной культуры.
Знание ведущего типа культуры
организации позволяет
2. Проявление организационной культуры
2.1 Механизмы формирования организационной культуры
Структуру организационной культуры составляют различные элементы, такие как истории, церемонии, обычаи и традиции, символы и язык. Они образуют поверхностный уровень. Подповерхностный уровень составляют образцы и стереотипы поведения, методы решения задач, стоящих перед организацией. Но основу всей организационной культуры составляет глубинный уровень, выражающий базовые ценности, верования, мысли организации. Все вышеперечисленные элементы являются механизмами формирования организационной культуры. Эти элементы бывают связанными с взаимоотношениями и поведением членов организации, и отражающие материальную сторону ее деятельности.
Рассмотрим эти элементы.
Организационные ценности (экономические, политические, технологические и пр.). Под ценностями понимаются свойства тех или иных материальных и духовных объектов, процессов или явлений, обладающие эмоциональной привлекательностью для членов организации. Это позволяет им служить образцами, ориентирами поведения вообще и в конкретных ситуациях.
Ценности формируются в результате осознания субъектами своих потребностей и соотнесения их с окружающим миром.
К ценностям относятся
цели, характер внутренних взаимоотношений,
ориентированность поведения
Философия – это система ключевых ценностей, которая отвечает на вопрос, что является для организации самым важным. Философия отражает восприятие ею себя и своего предназначения в совокупности важнейших принципов деятельности и качественных целей.
Философия задает главные направления функционирования и развития организации, определяет стиль руководства, основы мотивации, порядок разрешения конфликтов, правила поведения персонала, создает основу имиджа.
Обряд – стандартное повторяющееся мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу.
Ритуал – это совокупность мероприятий (обрядов), оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей (работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения гимнов), усиления сплоченности, создания психологического комфорта, обучения организационным ценностям и формирования необходимых убеждений. Типичными ритуалами являются : проведение переговоров, презентаций и др. Менеджеры могут использовать ритуалы для впечатляющих демонстраций ценностей компании. Это особые ситуации, подтверждающие ценности компании, создающие связь между одинаково мыслящими людьми, позволяющие провозглашать и прославлять тех, в ком воплощены важные убеждения и действия.