Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:55, контрольная работа
Данная контрольная работа посвящена актуальной для современной организации теме - организационная культура. Вопрос организационной культуры в компаниях на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке.
Введение………………………………………………………….3
Понятие организационной культуры ………………………......6
Роль организационной культуры………………………………..9
Структура организационной культуры ……………………….13
Многоуровневая модель организационной культуры ……….18
Заключение ……………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………….24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие организационной культуры ………………………......6
Роль организационной культуры………………………………..9
Структура организационной культуры ……………………….13
Многоуровневая модель организационной культуры ……….18
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы………………………….24
Введение
Время, в которое мы живем - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни - это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Очень важны эти изменения в организации. Организация составляет основу мира менеджеров, которые формируют ее культуру.
Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компании.
Термином "организационная
культура" охватывается большая
область явлений духовной и материальной
жизни коллектива: доминирующие в
нем моральные нормы и
Многие западные и российские предприниматели пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические перегородки, где каждый кровно заинтересован в общем успехе, ибо от этого зависит его материальное благополучие. Быстрее всех поднимается и развивается та фирма, коллектив которой имеет хорошо развитую организационную культуру.
Организационная культура - это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.
Основная цель организационного поведения - помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.
Данная контрольная работа посвящена актуальной для современной организации теме - организационная культура. Вопрос организационной культуры в компаниях на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке.
Организация функционирует и развивается, как сложный организм. Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды приспосабливаясь к изменениям, современная организация должна иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации. Этот "жизненный" потенциал деятельности организации обеспечивает организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними, какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности организации. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе. В любой организации существует диалог между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой.
Знание особенностей развития и формирования организационной культуры позволяет изучать организацию как единый живой организм, учитывать влияние человеческого фактора на эффективность деятельности организации. Практическая значимость данной темы состоит в том, что знание основ формирования организационной культуры дает возможность менеджеру формировать команду единомышленников, действующих в интересах организации.
Понятие организационной культуры
В современной литературе, как и многие другие термины организационно-управленческих дисциплин, организационная культура не имеет единственно верного толкования. Каждый из авторов стремится дать свое собственное определение этому понятию. Имеются очень узкие и очень широкие толкования того, что же представляет собой культура организации Виханский О. С., Наумов А. Н. Менеджмент. - М.: Экономист, 2003.-С. 420.
Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации. Организационная культура - это шаблонный образ мыслей, ощущений и реакций, присущих организации либо ее внутренним подразделениям. Это уникальная «духовная программа», отражающая «индивидуальность» организации Зайцев Л.А., Соколова М. И. Организационное поведение. - М.: Экономистъ, 2006. - С. 289.
Существуют и другие определения, например: "Разделяемая членами организации система оценок, позволяющая получить представление о ситуации", "набор разделяемых ценностей, образцов поведения, определяющих символов, установок и принятых способов целедостижения, которые отличают данную организацию от остальных", "разделяемая членами организации философия, идеология, ценности, нормы, которые связывают организацию в единое целое" или "базовый набор представлений, взглядов и внутренних правил, которые постоянно направляют поведение на рабочем месте".
Будет правильным определить культуру организации через те аспекты жизни и деятельности, с которыми она непосредственно связана. Так, можно выделить шесть ключевых измерений организационной культуры:
1) Важнейшие характеристики
организации. Культура
2) Общий стиль лидерства
в организации. Культура как
идеология организации, её
3) Управление наемными
работниками. Культура как
4) Связующая сущность организации. Культура как нечто общее, объединяющее отдельных индивидов в единое целое.
5) Стратегические цели.
Культура как средство
6) Критерии успеха. Культура как способ успешного ведения дел.
Ф. Харрис и Р. Моран определяют содержание организационной культуры через десять её основных характеристик - фактических элементов жизни компании:
1) Осознание себя и
своего места в организации
поощрение скрытости или
2) Коммуникационная система и язык общения.
3) Внешний вид, одежда
и представление себя на
4) Что и как едят люди, привычки и традиции в этой области.
5) Осознание времени отношение к нему и его использование.
6) Взаимоотношения между
людьми: по возрасту и полу; по
мудрости и интеллекту; по опыту
и знаниям; по рангу и
7) Ценности и нормы.
8) Вера во что-то
и отношение или расположение
к чему-то: вера в руководство;
вера в свои силы и успех;
вера во взаимопомощь и
9) Процесс развития работника и научение: бездумное или осознанное выполнение работы; полагается на интеллект или на силу; процедуры информирования работников; концептуализация в мышлении или заучивание; походы к объяснению причин.
10) Трудовая этика и
мотивирование:
Роль организационной культуры
Исследование признаков организации, ее внутренних переменных и взаимосвязи с внешним окружением показывает, что предприятия после их возникновения живут по определенным законам и закономерностям, обладают присущими только им отличительными признаками. Ряд из них носит объективный характер и обеспечивает жизнедеятельность всех без исключения организаций. Рассмотрим один из косвенных, формирующихся независимо, но, тем не менее, очень важных признаков организации - организационную культуру.
Под культурой принято понимать общепризнанные ценности и нормы поведения. Разумеется, это понятие шире и глубже приведенного здесь его краткого толкования. Социология представляет богатый материал исследований различных форм проявления культуры в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и многообразную типологию организационных культур. В то же время в обиходе часто смешивают два весьма общих, но все же разных понятия: "культура организации" (имеется в виду культура предприятия) и "организационная культура". Опираясь на базисное определение культуры, под культурой организации (предприятия) вообще следовало бы понимать совокупность общих ценностей и норм поведения, признанных работниками данного, предприятия. Соответственно под организационной культурой предприятия нужно понимать совокупность ценностей и норм организационного поведения, принятых на данном предприятии. Культура организации чаще всего ориентирована на внешнюю среду. Это культура поведения на рынке; культура поддержания внешних связей с поставщиками и заказчиками; культура обслуживания клиентов (потребителей услуг и продукции); динамичность, обязательность и устойчивость отношений.
Организационная
культура ориентирована на внутреннюю
среду и проявляется прежде всего
и главным образом в
Организационная культура предприятия
призвана как бы обеспечить адаптивное
поведение организации во внешней
среде. Она помогает предприятию
выжить, победить в конкурентной борьбе,
завоевать новые рынки и
Организационная культура по
определению, не может быть сконструирована
и внедрена. Она не может быть
даже заимствована. Заимствованы могут
быть лишь некоторые структуры и механизмы
связей, отражаемые в организационных
проектах. Пересадка же с одной почвы на
другую образа организационного поведения,
как правило, бывает безуспешной. Каждый
коллектив уникален: половозрастной состав,
профессионально-
На некоторых предприятиях основой для формирования особой культуры организационного поведения и воспитания в этом духе кадров провозглашается так называемое кредо фирмы. Вот некоторые выдержки из кредо компании "Джонсон и Джонсон" Из кн.: Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М., 1999.: "Мы несем ответственность перед врачами и пациентами (потребители продукции). Все, что мы делаем, - отличного качества. Наши поставщики и агенты сбыта должны иметь возможность для получения прибыли. Мы стремимся снижать себестоимость, чтобы держать цены на приемлемом уровне". Это, как говорится, для внешнего потребления, т.е. то, что ориентировано на интересы потребителей. А вот внутрифирменная часть кредо: "Мы несем ответственность перед нашими служащими. Мы уважаем каждого сотрудника как личность, отмечаем его достоинства и заслуги. Каждый сотрудник должен чувствовать себя уверенно. Вознаграждение должно быть справедливым и соразмерным. Условия труда должны обеспечивать чистоту, порядок, безопасность. Каждый может выступать с предложениями и жалобами. Все имеют равные права на получение работы, повышение квалификации, продвижение по службе. Руководители должны быть компетентными, а их решения - справедливыми и этичными. Мы обязаны поддерживать в образцовом порядке нашу собственность, заботиться об охране окружающей среды". И для акционеров и владельцев компании: "Мы несем ответственность перед нашими акционерами. Бизнес должен приносить прибыль. Мы обязаны стремиться к внедрению новых идей, использовать передовую технику и технологию и т.д."