Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 00:12, курсовая работа
Целью работы является оценка степени влияния наиболее значимых факторов на эффективность управления торговой компании «Поиск» и выработка рекомендаций по повышению эффективности данным субъектом хозяйствования.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить комплекс задач:
исследовать сущность и содержание эффективности менеджмента, как экономической категории;
установить и проанализировать показатели оценки эффективности управления организацией;
провести анализ системы управления ИП «Нестеренко» (торговой компании «Поиск»);
Введение
3
1. Исследование теоретических основ эффективности управления организацией
5
1.1 Сущность эффективности менеджмента
5
1.2. Показатели оценки эффективности управления организацией
15
1.3. Анализ факторов повышения эффективности управления организацией
27
2. Анализ системы управления организацией (ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск"))
2.1. Организационно-правовая характеристика деятельности предприятия
36
36
2.2. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия
43
2.3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов в ИП Нестеренко (торговой компании "Поиск")
52
2.4. Маркетинговый анализ хозяйственной деятельности в ИП Нестеренко (торговой компании "Поиск")
55
3. Рекомендации по повышению эффективности управления ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск")
3.1. Эффективное управление ассортиментом товарной группы – как средство увеличения продаж
62
62
3.2. Использование информационных технологий для повышения эффективности управления ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск")
66
3.3. Использование нефинансовых показателей для оценки эффективности управления ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск")
73
Заключение
81
Библиографический список используемых источников
Из таблицы 6 видно, что в связи с убытками от внереализационных операций как в 2009, так и в 2010 гг., уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности, исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Рост прибыли от реализации продукции в 2010 г. на 468,8 млн. руб. вызвал рост показателей рентабельности продаж.
Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации.
Таблица 6 - Расчет показателей рентабельности продаж ИП Нестеренко ( торговой компании «Поиск») (в сопоставимых ценах, млн. руб.)
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Выручка (нетто) от реализации товаров |
10525,8 |
18284,2 |
Себестоимость реализации товаров |
9177,2 |
15877,2 |
Коммерческие расходы |
999,0 |
1588,6 |
Прибыль от реализации |
349,6 |
818,4 |
Проценты к получению |
4,9 |
3,9 |
Прочие операционные доходы |
18,0 |
20,0 |
Прочие операционные расходы |
78,5 |
87,0 |
Прочие внереализационные доходы |
40,8 |
7,1 |
Прочие внереализационные расходы |
13,1 |
23,3 |
Прибыль отчетного периода |
321,7 |
739,0 |
Рентабельность продаж (%) - по прибыли от реализации товаров |
3,32 |
4,48 |
- по балансовой прибыли |
3,06 |
4,04 |
Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.
Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия составляет 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж торговой фирмы «Поиск» можно считать удовлетворительной (уровень рентабельности, исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2010 г. составил 4,48%). В Российском статистическом ежегоднике за 2010 г. средняя рентабельность продаж торгового предприятия оставляла 4,9 %; рентабельность активов – 3,0%.
С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (таблица 7).
Информация в таблицах 6 и 7 свидетельствует о том, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения выше рентабельности текущих расходов как в 2009 г., так и в 2010 г.
Таблица 7 - Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной деятельности фирмы «Поиск» (в сопоставимых ценах, млн. руб.)
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Издержки обращения |
999,0 |
1588,6 |
Затраты предприятия |
1090,6 |
1698,9 |
Прибыль от реализации |
349,6 |
818,4 |
Балансовая прибыль |
321,7 |
739,0 |
Рентабельность издержек обращения, % |
34,99 |
51,52 |
Рентабельность текущих расходов, % |
29,50 |
43,50 |
Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.
С точки зрения собственников предприятия основным показателем является рентабельность собственного капитала, который рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к собственному капиталу (таблица 8). Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.
Таблица 8 - Расчет рентабельности собственного капитала ИП Нестеренко ( торговой компании «Поиск») (в сопоставимых ценах, млн. руб.)
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Собственный капитал:
|
986,5 1110,4 |
1110,4 1308,6 |
Средняя величина собственного капитала в течение года |
1048,45 |
1209,5 |
Чистая прибыль |
225,2 |
517,3 |
Рентабельность собственного капитала, % |
21,48 |
42,77 |
Как видно, рентабельность собственного капитала в 2010 году (42,77%) выше, чем в 2009 г. (21,48%). Этому способствовало увеличение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала предприятия в 2010 г. изменилась незначительно по сравнению с 2009 г. (в 1,2 раза).
Структура выручки компании
весьма сбалансирована и претерпела слабые
изменения в последние несколько лет.
Наибольший удельный вес приходится на
ТВ-аудио продукцию (около 30 %), крупную
бытовую технику (около 23 %). В последние
несколько лет, наметился небольшой рост
доли цифровой техники, медианосителей
и заметный рост аксессуаров. В то же время,
совокупная доля базовых сегментов (ТВ-аудио,
крупной бытовой техники и цифровой техники)
снизилась до 73,8 % в 2010 году с 77,7 % в 2009
году.
2.3. Анализ эффективности использования
трудовых ресурсов
в ИП Нестеренко ( торговой компании «Поиск»)
Основными показателями, характеризующими эффективность использования трудовых ресурсов в торговой фирме являются темпы роста производительности труда и заработной платы. Производительность труда – главный показатель экономической эффективности использования трудовых ресурсов. Она выражает плодотворность и рациональность использования живого труда. Анализ производительности труда в торговой фирме «Поиск» проведен в таблице 9.
Таблица 9 - Анализ показателей по труду и заработной плате в ИП Нестеренко (торговой компании «Поиск») за 2009 – 2010 гг. (в сопоставимых ценах)
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонения |
Темп роста, % |
1. Товарооборот, млн. руб. |
10525,8 |
18284,2 |
7758,4 |
173,7 |
2. Среднесписочная численность работников, человек |
365 |
363 |
-2 |
99,45 |
3. Производительность труда, млн. руб./чел. |
28,838 |
50,37 |
21,53 |
174,6 |
4. Прибыль от реализации, млн. руб. |
349,6 |
818,4 |
468,8 |
234,1 |
5. Прибыль от реализации на одного работника, тыс. руб. |
957,8 |
2254,6 |
1296,8 |
235,4 |
6. ФОТ, млн. руб. |
294,0 |
305,0 |
11,0 |
103,7 |
7. Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб. |
805,479 |
840,22 |
34,741 |
104,3 |
8. Уровень ФОТ к товарообороту |
35,8 |
59,95 |
24,15 |
167,5 |
Исходя из данных таблицы 9, можно сделать вывод, что, несмотря на сокращение численности персонала на 2 человека в 2010 году, товарооборот компании «Поиск» увеличился на 173,7%. При этом величина фонда заработной платы также возросла на 103,7 %, что в сумме составляет 11,0 млн. руб. Существенный рост товарооборота при небольшом росте заработной платы вызвал значительный рост производительности труда. Темп роста производительности труда составил 174,6% или 468,8 млн. руб. Превышение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы свидетельствует об эффективности использования персонала в компании «Поиск».
Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (таблица 10).
Таблица 10 - Расчет рентабельности трудовых ресурсов ИП Нестеренко ( торговой компании «Поиск»)» (в сопоставимых ценах, млн. руб.)
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Балансовая прибыль |
321,7 |
739,0 |
Затраты на персонал, (ФОТ) |
294,0 |
305,0 |
Численность работников |
365 |
363 |
Рентабельность расходов на оплату труда, % |
109,4 |
242,3 |
Прибыль на одного работника |
0,88 |
2,04 |
Данные таблицы 10 свидетельствуют, что в 2010 г. по сравнению с 2009 г. сумма прибыли в расчете на одного работника увеличилась в 2,3 раза; балансовая прибыль увеличилась также в 2,3 раза. При этом затраты на оплату труда увеличились незначительно (3,7%), сокращение работников также было незначительным – 2 человека (0,5%). Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 2,2 раза.
Для управления персоналом в компании «Поиск» применяется комплекс методов: административные, экономические, социально-психологические методы повышения эффективности управления.
В организации разработаны чёткие Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Это позволяет формализовать корпоративную культуру, привести к единому стандарту форму одежды сотрудников (деловой стиль для офисных работников и спецодежда для сервисных инженеров и кладовщика, сменная обувь зимой).
Каждый сотрудник при приеме на работу в обязательном порядке (до подписания трудового договора) изучает ПВТР, что дает ему подробную информацию об организации, в которую он пришел работать, правилах поведения в коллективе и с клиентами, информацию о поощрениях и взысканиях, применяемых в организации, правилах проведения корпоративных мероприятий и т.п. ПВТР позволяют поддерживать наиболее комфортную обстановку в организации.
Наличие чёткой штатной структуры и её регулярная корректировка в связи с изменениями условий деятельности организации позволяет чётко распределить функциональные обязанности между подразделениями (отдельными сотрудниками): чтобы избежать дублирования в выполнении одной и той же работы; чтобы все функции, необходимые для нормальной работы организации, были распределены между сотрудниками, и ни одна функция не оказалась «ничьей». Этому же способствует наличие чётких должностных инструкций с определением функциональных особенностей работника, его полномочий и ответственности за выполняемую работу.
Наличие должностной инструкции позволяет сотруднику чётко понимать свою роль в работе компнии, зону своей ответственности, правильно распределить рабочее время на выполнение своих функциональных обязанностей. Так же должностные инструкции позволяют избежать «сваливания друг на друга» вины за допущенные ошибки в работе. Четко прописанные зоны ответственности, закрепленные за каждым работником, позволяют быстро найти виновного и провести с ним разъяснительную работу или подвергнуть взысканию, чтобы данная ошибка впредь не повторялась. И, соответственно, возложить на него обязанности по устранению последствий данной ошибки.
В компании «Поиск» регламентируется применение и издание чётких приказов с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных за их исполнение. В обязательном порядке с данными приказами ознакамливают всех сотрудников (кого они непосредственно касаются), под роспись с рассылкой копии приказа по e-mail. Вследствие этого устраняется «человеческий фактор» («я забыл», «мне никто не говорил» и т.п.) в выполнении работниками распоряжений руководителей.
Увольнение работников в фирме «Поиск» по инициативе администрации происходит только в случае грубого нарушения внутренних нормативных документов: прогулов, нахождения на работе в нетрезвом виде, несоблюдения техники безопасности и т.п.