Рекомендации по повышению эффективности управления ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск")

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является оценка степени влияния наиболее значимых факторов на эффективность управления торговой компании «Поиск» и выработка рекомендаций по повышению эффективности данным субъектом хозяйствования.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить комплекс задач:
исследовать сущность и содержание эффективности менеджмента, как экономической категории;
установить и проанализировать показатели оценки эффективности управления организацией;
провести анализ системы управления ИП «Нестеренко» (торговой компании «Поиск»);

Оглавление

Введение
3
1. Исследование теоретических основ эффективности управления организацией
5
1.1 Сущность эффективности менеджмента
5
1.2. Показатели оценки эффективности управления организацией
15
1.3. Анализ факторов повышения эффективности управления организацией
27
2. Анализ системы управления организацией (ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск"))
2.1. Организационно-правовая характеристика деятельности предприятия
36
36
2.2. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия
43
2.3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов в ИП Нестеренко (торговой компании "Поиск")
52
2.4. Маркетинговый анализ хозяйственной деятельности в ИП Нестеренко (торговой компании "Поиск")
55
3. Рекомендации по повышению эффективности управления ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск")
3.1. Эффективное управление ассортиментом товарной группы – как средство увеличения продаж
62

62
3.2. Использование информационных технологий для повышения эффективности управления ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск")
66
3.3. Использование нефинансовых показателей для оценки эффективности управления ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск")
73
Заключение
81
Библиографический список используемых источников

Файлы: 1 файл

диплом поиск3.docx

— 589.25 Кб (Скачать)

 

Коэффициент промежуточной ликвидности определяется как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам. Этот показатель характеризует, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, оказанные услуги. Из таблицы 1 видно, что коэффициент промежуточной ликвидности 0,45 – 0,37. Это говорит о том, что предприятие неплатежеспособно даже при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.

Коэффициент общей ликвидности представляет собой отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам. Он позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Из таблицы 1 видно, что отношение текущих активов и краткосрочных обязательств выше, чем соотношение 1:1 (2008г. – 1,08; 2009г. – 1,112; 2010г. – 1,10). Это говорит о том, что  фирма «Поиск» в общем, располагает оборотными средствами для погашения краткосрочных обязательств.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами не должен превышать 1. Этот расчетный показатель зависит как от структуры активов, так и от структуры источников средств.

Данные таблицы 2.2 показывают, что только 9 – 11% оборотных активов фирмы «Поиск»  финансируются за счет собственных источников (коэффициент обеспеченности оборотных активов в 2008 г. – 0,11; в 2009 г. – 0,11; в 2010 г. – 0,09).

Таблица 2 -  Оценка финансовой устойчивости ИП Нестеренко (торговой компании  «Поиск»)

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1. Инвестированный капитал, млн. руб.

1556,5

1870,9

2977,5

2. Собственный капитал, млн. руб.

977,7

1110,4

1308,6

3. Внеоборотные активы, млн. руб.

896,5

974,2

1133,4

4. Собственные оборотные средства, млн. руб.

121,1

136,4

175,2

5. Оборотные активы, млн. руб.

1067,7

1256,4

1844,0

6. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (не ниже 0,5…0,8)

0,11

0,11

0,09

7. Коэффициент маневренности собственных средств (в пределах 0…1,0)

0,12

0,12

0,13

8. Коэффициент автономии предприятия (не ниже 0,5)

0,63

0,59

0,44


 

Коэффициент маневренности собственных средств характеризует степень мобильности (гибкость) использования собственных средств предприятия и определяется как частное от деления собственных оборотных средств на сумму собственных средств (собственного капитала). Коэффициент маневренности собственных средств в 2008 г. и 2009 г. составил 0,12, т.е. 12% собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности предприятия; в 2010 г. данный коэффициент составил 0,13.

Для нормально функционирующего предприятия этот показатель меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается положительно. Из таблицы 2.2 видно, что за 3 года коэффициент маневренности вырос на 0,01. Это говорит об улучшении финансовой стабильности предприятия.

Коэффициент автономии предприятия показывает долю собственников в общей сумме капитала, инвестированного в деятельность предприятия, т.е. характеризует его независимость от внешних источников финансирования. Данные таблицы 2.2 характеризуют достаточную независимость предприятия от внешних источников финансирования в 2008 и 2009 гг. (коэффициент автономии выше 0,5). В 2010 г. наметилась негативная тенденция, т.е. доля собственников в общей сумме капитала составляет лишь 44%.

Фирма  «Поиск»  - предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются:

  • удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;
  • организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

Цель коммерческой деятельности торгового предприятия – получение прибыли.

По масштабу деятельности фирму «Поиск»  можно отнести к крупным розничным торговым предприятиям (среднесписочная численность работников 363 человека).

По товарной специализации фирма «Поиск»  – универсальное торговое предприятие, располагает универсальным ассортиментом товаров. По методу обслуживания покупателей предприятие применяет как самообслуживание, так и торговлю через прилавок.

Основные показатели хозяйственной деятельности фирмы «Поиск» за 2008 – 2010 гг. представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ИП Нестеренко ( торговой компании  «Поиск») за 2008 – 2010 гг. (в сопоставимых ценах)

Показатели

2008

2009

2010

Отклонение по годам (+;-)

Темп роста  по годам (%)

2009

2010

2009

2010

1.Товарооборот, млн. руб.

9925,8

10525,8

18284,2

600,0

7758,4

106

173,7

2. Валовой доход, млн. руб.

1229,8

1348,6

2407,0

118,8

1058,4

109,6

178,4

3. Уровень валового дохода, %

12,39

12,81

13,16

0,42

0,35

4. Издержки обращения,  млн. руб.

908,9

999,0

1588,6

90,1

589,6

109,9

109,9

5. Уровень издержек обращения, %

9,16

9,49

8,69

0,33

-0,8

6. Товарные запасы, млн. руб.

456,0

620,3

924,25

164,3

303,9

136

149

7. Товарооборачиваемость дн.

17

21

18

4

-3

123,5

85,71

8. Среднесписочная численность работников, человек

357

365

363

8

-2

102,2

99,45

9. Затраты на оплату труда, млн. руб.

224,5

294,0

305,0

69,5

11,0

130,9

103,7

10. Производительность труда, млн. руб.

27,8

28,838

50,37

1,035

21,53

103,7

174,6

11. Торговая площадь, м²

3598,7

3598,7

3598,7

0

0

12.Товарооборот на 1 м² торговой площади, млн. руб.

2,758

2,925

5,081

0,167

2,156

106

173,7

13.Прибыль от реализации, млн. руб.

320,9

349,6

818,4

28,7

468,8

108,9

234,1

14.Балансовая прибыль, млн. руб.

293,8

321,7

739,0

27,9

417,3

109,5

229,7

15.Рентабельность продаж по прибыли от реализации, %

3,23

3,32

4,48

0,09

1,16

16. Рентабельность продаж по балансовой прибыли, %

2,96

3,06

4,04

0,1

0,98


В фирме «Поиск»» основным источником прибыли является прибыль от реализации. В 2010 г. торговая фирма «Поиск» заработала прибыль в размере 739,0 млн. руб.  Прибыль от реализации товаров составила  818,4 млн. руб., но часть  ее, 79,4 млн. руб. - пошла на покрытие убытков. В результате балансовая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации. Таким образом, источники прибыли от внереализационных операций не только не дали прибыли, но и образовали убыток, сформировавшийся  в результате недостачи материальных ценностей, уплаты штрафов за невыполнение договоров поставки и  штрафов за несвоевременные платежи  в сумме 23,3 млн. руб. (см. таблицу 4).

Часть операционных доходов в сумме 20, млн. руб.  были получены в качестве пени за просрочку платежей и дохода за предоставление в аренду торговых помещений.

 

Таблица 4 -  Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ИП Нестеренко ( торговой компании  «Поиск»)  за 2010 г. (в сопоставимых ценах, млн. руб.)

Показатели

2009 г.

2010 г.

Изменения по сравнению

Сумма, млн. руб.

Уд. вес в бал. прибыли

  • План

Факт

с планом

с  2009 г.

Сумма, млн. руб.

структура, %

Сумма, млн. руб.

структура, %

В сумме, млн. руб.

По уровню, %

В сумме, млн. руб.

По уровню, %

Балансовая прибыль

321,7

100

578,4

100

739,0

100

160,6

27,77

417,3

129.82

Прибыль от реализации

349,6

108,6

664,8

114,9

818,4

110,7

153,6

-4,2

468,8

-6,32

Прибыль от внереализационных операций

-27,9

-8,6

-86,4

-14,9

-79,4

-10,7

-3,8

0,05

-43,9

2,07


 

В 2010 г. прибыль от реализации продукции увеличилась 417,3 млн. руб. по сравнению с  2008 г. Общая сумма прибыли от реализации – 818,4 млн. руб. составила 4,48% к обороту при плановом значении -  3,67 %.

В 2010 г. сумма валового дохода составила  2407,0 млн. руб., что на 154,2 млн. руб. больше, чем по плану. Перевыполнение плана по доходам было достигнуто за счет повышения уровня валового дохода на 0,73 % (13,16 % – 12,43 %) (см. таблицу 5).

 

 

 

Таблица 5 - Анализ прибыли от реализации ИП Нестеренко ( торговой компании  «Поиск») в 2010 г.  (млн. руб.)

Показатели

План

факт

% выполнения

отклонение (+;-)

на 2010 г.

за 2010 г.

1. Товарооборот

18130,0

18284,2

100,85

1542

2. Валовой доход

       

2.1. в сумме

2252,8

2407,0

106,84

154,2

2.2. в % к обороту

12,43

13,16

105,87

0,73

3. Издержки обращения

       

3.1. в сумме

1588,0

1588,6

100,04

6

3.2. в % к обороту

8,76

8,69

-

-0,07

4. Прибыль от реализации

664,8

818,4

133,63

1536

5. Рентабельность по прибыли от реализации, %

3,67

4,48

122,07

0,81


 

Сумма издержек обращения в 2010 г. составила 1588,6 млн. руб., уровень издержек обращения к обороту -  8,69 %. Это ниже запланированного уровня на 0,07 %. По сравнению с  2009 г.  сумма издержек увеличились на 589,6 млн. руб., а их уровень к обороту снизился на 0,8 %.  Абсолютный перерасход издержек обращения в 2010 г. составил 0,6 млн. руб. за счет незапланированных расходов на содержание зданий и  ремонт основных средств.

Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2010 г. как по сравнению с 2009 г., так и по сравнению  с 2008 г. В 2010 г. величина прибыли увеличилась на 468,8 млн. руб., т.е. более чем в два раза от уровня 2009 года. Сверхплановая сумма прибыли в размере 153,6 млн. руб.  получена за счет трех источников (смотри таблицу 5):

за счет перевыполнения плана по доходам получено 133,47 млн. руб.,

за счет экономии издержек обращения -  12,72 млн. руб.,

за счет перевыполнения плана товарооборота на 154,2 млн. руб.  получено прибыли 6,81 млн. руб.

При этом уровень рентабельности повысился на 0,98 % и составил 4,04 %. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2010 г. по сравнению с 2009 г. В сравнении с 2008 г., в 2009 г. балансовая прибыль увеличилась на 27,9 млн. руб.,  при этом уровень рентабельности повысился на 0,1 %.

Необходимо отметить, что за период с 2008 г. по 2010 г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1 м² торговой площади. Так, производительность труда в 2010 г. увеличилась на 21,53 млн. руб.  (в 2009 г.  -  на 1,035 млн. руб.); товарооборот на 1 м² торговой площади в 2010 г. вырос на 2, 16 илн. руб. (в 2009 г. соответственно на 0,167 млн. руб.). Это является прямым следствием роста объема товарооборота.

Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть системой  показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.

Основные показателями рентабельности торговых предприятий являются: рентабельность продаж, рентабельность деятельности, рентабельность капитала, рентабельность используемых ресурсов.

Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте. Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 6.

Информация о работе Рекомендации по повышению эффективности управления ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск")