Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 00:12, курсовая работа
Целью работы является оценка степени влияния наиболее значимых факторов на эффективность управления торговой компании «Поиск» и выработка рекомендаций по повышению эффективности данным субъектом хозяйствования.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить комплекс задач:
исследовать сущность и содержание эффективности менеджмента, как экономической категории;
установить и проанализировать показатели оценки эффективности управления организацией;
провести анализ системы управления ИП «Нестеренко» (торговой компании «Поиск»);
Введение
3
1. Исследование теоретических основ эффективности управления организацией
5
1.1 Сущность эффективности менеджмента
5
1.2. Показатели оценки эффективности управления организацией
15
1.3. Анализ факторов повышения эффективности управления организацией
27
2. Анализ системы управления организацией (ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск"))
2.1. Организационно-правовая характеристика деятельности предприятия
36
36
2.2. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия
43
2.3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов в ИП Нестеренко (торговой компании "Поиск")
52
2.4. Маркетинговый анализ хозяйственной деятельности в ИП Нестеренко (торговой компании "Поиск")
55
3. Рекомендации по повышению эффективности управления ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск")
3.1. Эффективное управление ассортиментом товарной группы – как средство увеличения продаж
62
62
3.2. Использование информационных технологий для повышения эффективности управления ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск")
66
3.3. Использование нефинансовых показателей для оценки эффективности управления ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск")
73
Заключение
81
Библиографический список используемых источников
На наш взгляд в наиболее общем смысле оценка эффективности управления должна включать совокупность различных методов, что позволит получить наиболее полную оценку эффективности управления объектом.
Для обеспечения эффективности управления фирмой, необходим следующий комплекс условий:
• способность правильно воспринимать, анализировать и прогнозировать внешние условия и своевременно распределять ресурсы;
• наличие обоснованных и хорошо сформулированных целей и информированность о них сотрудников фирмы;
• способность эффективно использовать ресурсы для достижения производственного результата;
• степень интеграции структурных подразделений фирмы, обеспечивающих согласованность их действий для достижения общих целей;
• гибкость и приспособляемость фирмы к изменяющимся условиям внешней среды.
Следует отметить, что важным условием эффективности является отказ от жестких и строго сформулированных структур и процедур управления, основанных на учете прошлого опыта деятельности, а не новых потребностей.
В результате понятие эффективности существенно расширяется и разделяется на ряд составляющих, каждая из которых имеет свой критерий и свою характеристику.
Эффективность управления можно рассматривать как двоякую способность: с одной стороны к поддерживанию эффективного производства, с другой, к осуществлению функций адаптации к изменениям. В связи с этим из понятия эффективности управления выделяется понятие производительности или продуктивности. Именно последнее понимается как достижение наилучшего соотношения между результатом и затратами и рассматривается как средство обеспечения показателей общей эффективности.
Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия. В настоящее время существует множество способов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых направлен или на самого руководителя, его личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности. Работа по повышению эффективности управления может начинаться с любого элемента, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом.
Рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления:
1. Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.
2. Выработка
стратегии развития
3. Разработка
информационной системы
4. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.
5. Система
постоянного повышения
6. Разработка
системы подбора, обучения, оценки
и перемещения руководящих
7. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.
8. Работа
по созданию культуры
1.2. Показатели оценки эффективности управления организацией
Оценка эффективности управления имеет первоочередное значение для многих аспектов менеджмента, поскольку с ее помощью определяется правильность, обоснованность, действенность работы руководителя.
Эффективность управления – это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающейся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления). Причем эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики.
Эффективность деятельности управляющей системы должна быть выражена через показатели эффективности управляемой системы, хотя может иметь и свои частные характеристики. Любые изменения в организации, осуществляемые аппаратом управления, должны отвечать определенным ее целям, достижения которых предопределяет, будет или нет эффективной работа организации. По словам П. Друкера, результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи», а эффективность – следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи» [13].
Важной количественной характеристикой эффективности является производительность. Производительность – это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Она отражает комплексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации). Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация смогла выжить и добиться успеха.
Уровень эффективности управленческой деятельности во многом определяется уровнем рациональной организации управляемой системы и процесса управления. Эффективность проявляется в различных показателях: эффективность труда работников аппарата управления; эффективность процесса управления; эффективность системы управления, эффективность механизма управления/
Для
определения эффективности управления
нужно, прежде всего, реально оценить его
результативность. Сначала необходимо
выяснить, что считать полезным результатом
управленческой деятельности, а затем
– как его измерить.
Принципиальное значение для оценок эффективности
системы управления имеет выбор базы для
сравнения или определение уровня эффективности,
который принимается за нормативный. Здесь
можно указать несколько подходов, которые
могут дифференцированно использоваться
применительно к конкретным случаям (рисунок
1).
Рисунок 1 - Подходы к оценке эффективности
Суть эталонного подхода сводится
к сравнению с показателями, характеризующими
эффективность организационной структуры
как эталонного варианта системы управления.
Характеристики такого варианта принимаются
в качестве нормативных.
В качестве эталонного варианта может
приниматься как проектируемая система,
так и реально функционирующий объект.
Тогда в первом случае сравнительная эффективность
анализируемой системы определяется на
основе сопоставления нормативных и фактических
(проектных) параметров системы, с использованием
преимущественно количественных методов
сравнения. Во втором случае сравнение
проводится с показателями эффективности
и характеристиками функционирующей системы
управления.
Экспертная оценка организационно-технического уровня может проводиться:
для комплексной оценки системы управления;
оценки отдельных подсистем;
оценки принимаемых проектных и плановых решений.
Экспертная оценка основана на использовании количественно-качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов. Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы (рисунок 2).
Рисунок 2 - Показатели оценки эффективности
В группу показателей, характеризующих эффективность системы управления и выражаемых через конечные результаты деятельности и затраты на управление, могут входить:
объем (увеличение объема) выпуска продукции;
прибыль (увеличение прибыли);
себестоимость (снижение себестоимости);
объем капитальных вложений (экономия на капитальных вложениях);
качество продукции.
В группу показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда, включаются две подгруппы. Это, так называемые, нормативные и затратные показатели, позволяющие оценивать как количественно, так и качественно процесс управления.
К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие:
производительность;
экономичность;
адаптивность;
гибкость;
оперативность;
надежность [12].
Производительность аппарата управления может определяться как количеством произведенной организацией конечной продукции или объемов выработанной в процессе управления информации, приходящихся на одного работника, занятого в аппарате управления.
Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование, соизмеренные с объемами или результатами деятельности. Для оценки анализа экономичности могут использоваться такие показатели:
удельный вес затрат на содержание аппарата управления в стоимости реализованной продукции;
удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала;
стоимость выполнения единицы объема отдельных видов работ.
Адаптивность системы управления определяется ее способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.
Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений. В принципе гибкость структуры управления может оцениваться по многообразию форм взаимодействия управленческих органов, по номенклатуре решаемых подразделениями задач, по уровню централизации ответственности и другим признакам.
Оперативность принятия управленческих решений характеризует своевременность выявления управленческих проблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.
Надежность аппарата управления в целом характеризуется его безотказным функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, то надежность аппарата управления может относительно полно характеризоваться его исполнительностью, т.е. способностью обеспечивать плановые задания в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем могут использоваться такие показатели, как уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утвержденных нормативов, отсутствие отклонений при исполнении директивных указаний, нарушений административно-правового и технологического регламента и т.п.
В качестве затрат на управление учитываются:
текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления;
расходы на исследовательские и проектные работы в области создания и совершенствования систем управления, на приобретение вычислительной техники других технических средств, используемых в управлении, затраты на строительство.
В группу показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, относятся показатели, которые условно можно разбить на две подгруппы: статические показатели и динамические. Статические характеризуют систему управления как организационную структуру в целом. К ним относятся:
звенность системы управления;
уровень централизации функций управления;
принятые нормы управляемости;
сбалансированность распределения прав и обязанностей;
уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т.п.
Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления. Это соответствие выражается показателями, отражающими ее динамику:
сбалансированность комплекса функций и целей управления;
содержательная полнота и целостность процессов управления;
соответствие численности и состава работников объему и сложности работ;
полнота обеспечения
производственно-
обеспеченность процессов управления технологическими средствами с учетом их номенклатуры, мощностей и быстродействия;
обеспечение структурно-иерархического соответствия показателей в системе целей организации;
способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей [21].