Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 00:12, курсовая работа
Целью работы является оценка степени влияния наиболее значимых факторов на эффективность управления торговой компании «Поиск» и выработка рекомендаций по повышению эффективности данным субъектом хозяйствования.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить комплекс задач:
исследовать сущность и содержание эффективности менеджмента, как экономической категории;
установить и проанализировать показатели оценки эффективности управления организацией;
провести анализ системы управления ИП «Нестеренко» (торговой компании «Поиск»);
Введение
3
1. Исследование теоретических основ эффективности управления организацией
5
1.1 Сущность эффективности менеджмента
5
1.2. Показатели оценки эффективности управления организацией
15
1.3. Анализ факторов повышения эффективности управления организацией
27
2. Анализ системы управления организацией (ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск"))
2.1. Организационно-правовая характеристика деятельности предприятия
36
36
2.2. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия
43
2.3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов в ИП Нестеренко (торговой компании "Поиск")
52
2.4. Маркетинговый анализ хозяйственной деятельности в ИП Нестеренко (торговой компании "Поиск")
55
3. Рекомендации по повышению эффективности управления ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск")
3.1. Эффективное управление ассортиментом товарной группы – как средство увеличения продаж
62
62
3.2. Использование информационных технологий для повышения эффективности управления ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск")
66
3.3. Использование нефинансовых показателей для оценки эффективности управления ИП Нестеренко (торговой компанией "Поиск")
73
Заключение
81
Библиографический список используемых источников
Основной задачей для компании - является удовлетворенность покупателя качеством и количеством предоставляемых услуг.
Политика компании состоит в том, чтобы предложить покупателю быстрое и достойное обслуживание, надежный выбор качественных товаров по самым приемлемым ценам, создать приятную атмосферу для покупок, сэкономить время и силы клиента предоставлением возможно полного спектра товаров и услуг под одной крышей.
Торговая сеть оперирует магазинами в самом эффективном формате современной розницы - магазинами самообслуживания. В каждом магазине сети созданы все необходимые условия для комфортной покупки - просторные залы, удобное торговое оборудование, удобная выкладка товара.
Система самообслуживания наряду с квалифицированным консультированием и полной предпродажной подготовкой товара позволяет покупателям значительно экономить их время.
«Поиск» помогает оформить кредиты на покупку. Совместно с ведущими банками-партнерами торговая сеть внедряет выгодные программы потребительского кредитования, благодаря которым вся техника становится еще доступнее для всех категорий покупателей.
Управление организацией должно осуществляться на базе определенной организационной структуры. Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Структура организации и ее подразделений определяется Генеральным директором. При разработке организационной структуры компании «Поиск» необходимо было обеспечить эффективное распределение функций по подразделениям. При этом требовалось выполнить следующие условия:
решение одних и тех же вопросов не должно находиться в ведении разных подразделений;
на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом подразделении.
Организационная структура управления компанией «Поиск» построена по линейно-функциональному принципу. Функции управления деятельностью организации реализуются подразделениями аппарата управления, которые вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения друг с другом. Нижестоящие подразделения административно подчинены вышестоящим и функционально подчинены ряду подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т.п. В этом случае нижестоящим подразделениям поступают более квалифицированные указания, а задача согласовать очередность их выполнения с вышестоящими подразделениями лежит на руководителях нижестоящих подразделений.
Организационная структура компании « Поиск» представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Организационная структура ИП Нестеренко (торговой компании «Поиск»)
Каждый сотрудник организации и каждое структурное подразделение имеют свои зоны ответственности.
Генеральный директор отвечает за стратегическое планирование развития бизнеса и оперативное управление организацией в целом.
Зоной ответственности бухгалтерии является правильный и оперативный учет хозяйственных операций организации, своевременная отчетность перед контролирующими органами; формирование и контроль исполнения бюджета; координация процесса аудита компании; управление бухгалтерской отчетностью. Линейное управление данным отделом осуществляет главный бухгалтер, функциональное – директор по маркетингу, исполнительный директор, коммерческий директор, генеральный директор.
В функции коммерческого директора входит развитие структуры продаж розницы; управление сетью розничных магазинов; обеспечение достижения ключевых показателей: оборота, прибыли, уровня сервиса и т.д.
Основные задачи коммерческого отдела - разработка стратегии закупок товара; разработка и внедрение ассортиментной стратегии, ценовой политики, стратегии продвижения товаров; осуществление поддержки и продвижения товарных категорий в розничных магазинах. Специалисты по продажам несут ответственность за принесение прибыли компании путем реализации клиентам товаров и услуг, предоставляемых организацией.
Основные задачи отдела сбыта и снабжения - разработка стратегии работы с поставщиками; разработка стратегии управления поставками товаров; координация деятельности отделов по планированию материальных потоков, обслуживанию клиентов, закупкам, таможенным вопросам, складской и транспортной логистике. Специалист по закупкам отвечает за правильный заказ товара у поставщиков.
Зона ответственности административно-хозяйственного отдела заключается обеспечении процесса доставки документов по компании; организации служебных командировок для сотрудников; снабжении структурных подразделений всеми видами расходных материалов; организация питания сотрудников компании;
Функции директора по маркетингу заключаются в разработке стратегии управления поставками товаров; координации деятельности отделов по планированию материальных потоков, обслуживанию клиентов, закупкам, таможенным вопросам, складской и транспортной логистике. Кроме того, директор по маркетингу осуществляет тактическое планирование деятельности отдела маркетинга и отдела рекламы и контроль их работы.
Зона ответственности отдела маркетинга заключается в изучении мнений потребителей о товаре компании; разработке маркетинговых мероприятий с целью привлечения новых покупателей в магазины; формировании и внедрении программ лояльности. Руководитель отдела маркетинга осуществляет постановку планов продаж для своих подчиненных, сбор отчетности по продажам, решение ситуаций с клиентами, превышающих полномочия специалистов по продажам.
Отдел рекламы занимается планированием, разработкой и проведением рекламных мероприятий. Бренд-менеджер отвечает за продвижение новой для компании торговой марки путем подготовки рекламной продукции, участием в выставках, получением максимальной информации от производителя по данному продукту и проведением внутрифирменного обучения специалистов по продажам техническим характеристикам продукта.
Зоной ответственности отдела логистики является координация взаимодействия отделов в цепочке поставок товара; оптимизация бизнес-процессов логистических служб; повышение эффективности использования складских мощностей. Специалист по логистике отвечает за своевременную доставку товара (до склада организации или до клиентов). Кладовщик несет ответственность за прием, размещение на складе и отгрузку товара. Линейным руководителем для данного отдела является директор по маркетингу, функциональное руководство осуществляет коммерческий директор (по заказу и доставке товаров, проданных менеджерами).
Функции отдела по развитию бизнеса заключаются определении концепции и стратегии корпоративного развития компании; прогнозировании эффективности реализации проектов; формированию предложений по освоению новых видов бизнеса; подготовке программ реструктуризации; организации взаимодействия всех структур компании по реализации проектов развития. Кроме того в задачи специалистов отдела входит поиск новых объектов; организация проектов по открытию новых магазинов.
Исполнительный директор занимается разработкой, внедрением и развитием кадровой политики компании.
Отдел кадров обеспечивает компанию новыми сотрудниками, осуществляете процесс подбора персонал, ведет кадровое делопроизводство, осуществляет решение оперативных вопросов, возникающих у сотрудников. Кроме того, в задачи данного отдела входит обеспечение развития и обучения персонала компании; ведение кадрового учета сотрудников; расчет заработной платы; разработка систем мотивации и премирования персонала. Линейное управление данным отделом осуществляет исполнительный директор, функциональное – руководители всех остальных подразделений.
Функции отдела информационных технологий заключаются в разработке, внедрении и развитии информационной системы компании; управлении проектами автоматизации операционных процессов; организации технической поддержки информационных систем и программного обеспечения; реализации мер по защите информации.
Функции отдела строительства заключаются в поддержании рабочего состояния всех инженерных систем зданий и оборудований; планировании и организации проведения ремонтных работ, планировании и организации строительства новых торговых центров.
Юридическая служба компании выполняет функции по взаимодействию с государственными органами, общественными организациями, средствами массовой информации, клиентами. Задачей юридического отдела является представление информации и разъяснение деятельности, способствующей формированию имиджа компании; взаимодействие с представителями сертификационных и таможенных органов.
Таким образом, анализ организационной структуры управления компании «Поиск» показал, что между отдельными подразделениями компании существуют как вертикальные, так и горизонтальные связи. Однако компании свойственна разобщенность структурных подразделений аппарата управления. В организации четко налажены вертикальные связи, а горизонтальные между структурами затруднены и официально не прописаны.
2.2. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия
Торговая сеть «Поиск» - одна из наиболее быстрорастущих компаний в секторе бытовой техники электроники на российском рынке, которая одновременно с бурным ростом сохраняет на умеренном уровне долговую нагрузку и увеличивает рентабельность.
Целью анализа финансово - экономического состояния компании «Поиск», является оценка слабых и сильных сторон деятельности предприятия и определение перспектив его развития. Основой для анализа финансово - экономического состояния компании служит его финансовая и статистическая отчётность. Для проведения данного исследования были использованы отчет о прибылях и убытках, а также бухгалтерский баланс компании «Поиск» в г. Воронеже за период с 2008 по 2010 гг.
Финансовое состояние фирмы характеризует размещение и использование средств фирмы. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота оборотных средств. Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов деятельности фирмы, то финансовое состояние, определяемое всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающим критерием работы предприятия. Для оценки финансового состояния фирмы используют показатели платежеспособности и финансовой устойчивости (таблица 1 и 2).
Платежеспособность – это возможность компании наличными денежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства. Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается, как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам. Его значение признается достаточным, если он не ниже 0,2 – 0,5. Если предприятие в текущей момент может на 20 – 50% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Как видно из таблицы 1, абсолютный показатель ликвидности торговой фирмы «Поиск» 0,14 – 0,08, т.е. на текущий момент фирма может немедленно погасить краткосрочные обязательства только на 8%, что свидетельствует о низком уровне ее платежеспособности.
Таблица 1 - Оценка платежеспособности ИП Нестеренко ( торговой компании «Поиск»)
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1.Оборотные активы, млн. руб. в том числе: |
10677 |
12564 |
18440 |
- запасы |
5462 |
6944 |
11541 |
- НДС по приобретенным ценностям |
758 |
854 |
767 |
- дебиторская задолженность |
3125 |
3567 |
4791 |
- краткосрочные финансовые вложения |
415 |
335 |
- |
- денежные средства |
917 |
864 |
1337 |
2.Краткосрочные обязательства, млн. руб. |
9865 |
11202 |
16688 |
3.Коэффициент абсолютной ликвидности (не ниже 0,2 - 0,5) |
0,14 |
0,11 |
0,08 |
4.Коэффициент промежуточной ликвидности (не ниже 1,0) |
0,45 |
0,43 |
0,37 |
5. Коэффициент общей ликвидности (в пределах 1,0 - 2,0) |
1,08 |
1,12 |
1,10 |