Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:35, курсовая работа
Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности.
Психологи, занимающиеся теорией способности, различают специфиче-ские способности и общую способность личности. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от качеств личности.
Эффективность
управленческой деятельности руководителя
зависит от его способностей. По определению
психолога А.Н. Леонтьева, способности
- это такие свойства индивида, совокупность
которых обуславливает успешность выполнения
некоторой деятельности.
Психологи, занимающиеся теорией способности,
различают специфиче-ские способности
и общую способность личности. Но успешность
деятельности руководителя зависит еще
и от его опыта (знаний, навыков, умений),
а также от качеств личности.
Сильного руководителя отличает высокая
степень разнородности исполь-зуемых
приемов и методов управления, управленческих
умений. Общая спо-собность к управленческой
деятельности предполагает следующие
управленче-ские черты и умения, присущие
сильным руководителям:
Умение решать "нестандартные" управленческие
проблемы, не имеющие готовых рецептов
решения, связанные с конкретными, иногда
и конфликтными ситуациями. Решения должны
быть направлены на разрешение конфликтов.
Чем более сильным является руководитель,
тем менее он конфликтен.
Умение мыслить масштабно. Масштабность
мышления руководителя тес-но связана
с его должностным рангом и определяется
тем, над какими пробле-мами он работает
и какими категориями в соответствии со
своей должностью мыслит: одна из основных
психологических трудностей нового руководителя,
назначенного на должность, - это приведение
масштабов своего мышления в соответствии
с новым рангом должности. Степень легкости
и эффективности перестройки прежнего
масштаба мышления говорит о способности
личности к управленческой деятельности.
Чем способней руководитель, тем ему легче
из-менить масштаб своего мышления, а чем
он сильнее, тем лучше сумеет реали-зовать
свои способности. Чтобы стать хорошим
руководителем высокого ранга и приобрести
самосознание такого руководителя, нужно,
как правило, пройти все ступени должностной
лестницы. Сильный руководитель творчески
подхо-дит к распоряжениям вышестоящего
начальства, и если он не согласен с ним,
то свои контраргументы тщательно обосновывает.
Умение обеспечить положительную саморегуляцию
управленческой сис-темы. Руководителю
предоставлено право решать вопросы подбора
и расста-новки кадров в своем подразделении.
Эффективность этих решений находится
в прямой зависимости от управленческих
способностей руководителя. Сильный руководитель
подбирает сильных подчиненных, слабый
руководитель - слабых. В первом случае
можно говорить о положительной, во втором
- об отрицатель-ной саморегуляции управленческой
системы. Получается, что вред от слабого
руководителя двойной: прямой, от малой
эффективности его управленческой деятельности
и косвенный, связанный с отрицательной
саморегуляцией. Каж-дого руководителя
и специалиста может оценить по его деловым,
профессио-нальным качествам только руководитель
или специалист более высокой квали-фикации.
Коммуникативные способности руководителя
играют важную роль в управлении, т.к. эта
способность позволяет обеспечить эффективную
работу горизонтальных и вертикальных
в структуре организации.
Таким образом, целью данной работы является
рассмотрение коммуника-тивных качеств
руководителя.
Для достижения данной цели необходимо
решить следующие задачи:
Рассмотреть необходимые для эффективного
управления качества- руково-дителя;
Объяснить актуальность коммуникации
в управлении;-
-
Определить сущность коммуникативных
качеств руководителя;
Изучить правила- коммуникации
руководителя; Рассмотреть проблемы коммуникации.-
Необходимые качества руководителя
В последнее
десятилетие в нашей стране произошли
серьезные политиче-ские и экономические
перемены, приведшие к появлению новых
профессий. Так, прочно вошло в нашу жизнь
и обиходную речь слово и понятие “менед-жер”,
которое все чаще используется вместо
понятия “руководитель”. При этом понятия
“менеджер” и “руководитель” синонимичны
по сути, поскольку они выполняют одну
и ту же функцию: обозначение работы по
организации и управлению деятельностью
коллектива .
В условиях рыночной экономики меняются
требования к деловым качест-вам руководителя.
Согласно статистике, в нашей стране более
10 миллионов руководителей различных
статусных групп. Но руководитель - это
не профес-сия, а должность, которую можно
занимать, не имея для этого специальной
подготовки. Никому не придет в голову
доверить управление поездом или са-молетом
человеку, не имеющему соответствующего
образования, а руково-дство коллективом
часто поручают специалистам, но совершенно
некомпетент-ным в управлении людьми.
Профессии руководителя нужно учить так
же, как профессии врача или педагога.
Это и породило появление такой профессии,
как “менеджер”, подготовка к которой
ведется в высших учебных заведениях на-шей
страны.
Данной проблемой занимается ряд исследователей
как в нашей стране, так и за рубежом - Ю.Н.
Белокопытов, А.Г. Ковалев, Г.В. Панасенко,
А. Попов, Э.А. Уткин, М. Вудвок, Д. Фрэнсис,
Р. Марр, М.Мескон и другие. Различные ученые
по-разному смотрят на проблему. Так, например,
английские консуль-танты по психологии
управления М. Вудвок и Д. Фрэнсис отмечают,
что руко-водителям необходимы следующие
навыки и способности: способность управ-лять
собой, четкие личные цели, навык решать
проблемы, изобретательность, высокая
способность влиять на других, знание
современных управленческих подходов,
способность руководить, умение обучать
подчиненных и другие.
Ковалев А.Г. выделяет четыре блока среди
качеств, которыми должен об-ладать руководитель
(см. таблицу 1):
Таблица 1. Основные качества руководителя
1. Профессиональная подготовлен-ность:
знания, умения и- навыки по
про-филю деятельности
знание науки управления-
опыт работы- 2. Психологическая
подготовленность:
интерес к деятельности-
чувство- ответственности
коллективизм-
3. Организаторские способности:
-
способность к быстрой и четкой ориентировке
в психологии людей
-
практический склад ума
сила воли 4. Педагогические способности:-
-
специфическая наблюдательность
педагогическая изобретательность-
-
любовь к людям, интерес к их психологии
и духовному развитию
Уткин Э.А. считает, что современному руководителю
должны быть при-сущи следующие черты:
наличие комплекса специальных знаний,
высокая компетентность;-
-
предприимчивость, инициативность, способность
к риску;
гибкость и- рациональность
мышления и действий;
логичность поступков, динамичность-
поведения;
ориентация на конкуренцию;-
умение общаться с людьми,- способность
обеспечить хороший психологи-ческий
климат в коллективе;
и умения:
принимать правильные управленческие
решения;-
подбирать,- отбирать и
обучать работников;
находить выход из конфликтной ситуации;-
-
вести деловые переговоры.
Р. Марр подразделяет все умения и качества
на три блока :
1. Профессиональная компетентность, под
которой понимается специфиче-ские знания,
умения и навыки в определенной области.
2. Методическая компетентность, к которой
относятся способность к воспри-ятию и
интерпретации информации, к системному
мышлению.
3. Социальная компетентность, которая
включает в себя способность к обще-нию,
сотрудничеству, разрешению конфликтов,
то есть способность к руко-водству. При
этом к социальной компетентности Марр
относит также такие способности и качества,
как контактность, умение вести переговоры,
дости-гать поставленных целей, способность
к адаптации, обучению, личная ини-циатива,
готовность принимать на себя ответственность
и т.п.
Актуальность
коммуникации в управлении
Поскольку эту проблему давно изучают
за рубежом, накоплен достаточ-ный опыт
в подготовке менеджеров, который
можно использовать и в нашей
стране. Классификации Р. Марра наиболее
адекватно отражает все аспекты профессиональной
деятельности менеджера. В условиях рыночной
экономики происходит изменение профиля
необходимых руководителю качеств. Согласно
опыту зарубежных исследователей, если
ранее ведущее место занимала про-фессиональная
компетентность, то теперь в современных
условиях наряду с ней такое же, если не
большее значение имеют методическая
и социальная компетентность.
Согласно проведенным Р. Марром исследованиям,
чем выше положение руководителя, тем
меньше значение профессиональной компетентности
по сравнению с методической и социальной
квалификацией: распределение ком-петенции.
Наибольший интерес для нас представляет
социальная компетентность. По Марру,
70 % своего времени руководители тратят
на общение. Следовательно, успех предприятия
или фирмы в значительной степени зависит
от способности руководителя общаться
с людьми внутри коллектива и вне его.
Когда в 90-х го-дах прошлого века в США
появились первые школы бизнеса, школы
подготов-ки менеджеров, в программе обучения
не было узкопрофессиональных пред-метов
по экономике, праву, политике. Учебное
время было посвящено разви-тию четырех
главных умений управляющих и бизнесменов:
-
умению слушать - полностью понимать собеседника,
вбирать главное, ценное из его слов;
умению говорить - кратко, ясно, вежливо,
убедительно;-
умению- читать - быстро,
избирательно, внимательно, запоминая
прочно и надолго;
-
умению писать - грамотно, точно, соблюдая
правила делового письма.
И сейчас во многих институтах и школах
в США и западной Европы чита-ется курс
“Процессы коммуникации”, где можно найти
такие разделы, как “Умение быть понятным
для собеседника”, “Умение убеждать и
уговаривать”. В этих курсах большое внимание
уделено процессу беседы. К сожалению,
дан-ному курсу уделяется еще недостаточное
внимание в планах подготовки ме-неджеров-руководителей
у нас. А ведь только через общение с людьми
можно добиться четкого понимания целей
работы коллектива, создавая тем самым
ос-нову мотивации сотрудников. При этом
неформальному общению нужно уде-лять
не меньше внимания, чем формальному.
Слово - один из важных инструментов воздействия
на подчиненных в про-цессе управления.
Речь руководителя может вызвать как положительные
(ра-дость, удовлетворение, гордость), так
и негативные эмоции (обиду, страх, недо-вольство),
в результате чего меняется и настроение,
и психологический климат в коллективе,
и работоспособность сотрудников, что
напрямую сказывается на эффективности
деятельности коллектива.
Значение словесного общения велико для
руководителя, будь то инструктаж с подчиненными,
публичное выступление на совещании или
собрании, по-становка целей и задач перед
коллективом, дружеская и воспитательная
беседа, анализ ошибок подчиненных, разговор
по телефону, деловые переговоры и многое
другое. М.И. Станкин, перефразируя В.А.
Сухомлинского, пишет: “Я твердо убежден,
что множество производственных конфликтов,
нередко оканчивающихся большой бедой,
имеют своим источником неумение управляющего
говорить со своими подчиненными”. Люди
часто теряют уважение к тем, кто не может
как следует говорить, и они, наоборот,
проникают уважением к тому, кто легко
манипулирует словами.
Ли Якокка писал по этому поводу: “Я знавал
хороших руководителей производства,
обладавших глубокими идеями, но ясно
изложить их другим людям затруднявшимся.
Но это же стыдно, когда человек больших
способностей не в состоянии внятно рассказать
о своих замыслах, выступая перед советом
директоров или соответствующим комитетом”.
Будучи назначенным или выбранным на должность
менеджера, молодой руководитель должен
владеть арсеналом знаний по взаимодействию
с людьми. Всю необходимую информацию
он может почерпнуть из справочной литературы
и учебников по управлению, психологии.
Но одно дело теория, другое - практическая
стажировка. Владение умениями и навыками
общения с людьми должно стать неотъемлемой
частью подготовки руководителей. Когда
молодой руководитель встанет во главе
коллектива, то в своей работе с людьми,
он будет воспроизводить ту культуру деловых
отношений, те навыки общения, которые
он видел, и которым его обучали в ВУЗе.
И даже если в свое время он относился
к этому критически, то, став руководителем,
берет их на вооружение.
В заключение следует подчеркнуть, что
формирование личности руководителя -
процесс длительный и постоянный. Меняются
условия деятельности, должен меняться
и руководитель. В связи с этим является
актуальным, на наш взгляд, выделение и
рассмотрение таких механизмов, которые
бы позволили любому руководителю (и опытному,
и начинающему) при минимальных временных
затратах оптимизировать свою коммуникативную
деятельность и добиться успеха при управлении
коллективом. Именно в этом, на наш взгляд,
должна заключаться зона ближайшего профессионального
и управленческого развития руководителя.