Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:15, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в определении путей успешного развития ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» в дальнейшем, повышения уровня его конкурентоспособности с помощью разработки и внедрения программы мероприятий стратегического планирования на предприятии.
Эта программа должна быть связана с выделением важнейших целей и стратегий, а также с обозначением миссии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на рынке.
Содержание
Введение……………………………………………..……………………………….....2
1. Определение миссии (философии) бизнеса…………………….……….……5
2. Определение общих долгосрочных целей предприятия……………….…….7
3. Управленческий анализ……………………………………………………10
4. Стратегический анализ внешней среды………………………………………..…29
5. SWOT-анализ деятельности предприятия………………….………………41
6. Формирование стратегии предприятия………………………………………..…44
Заключение………………………………………..…………………………53
Список использованной литературы…………………………………………56
Приложение……………………………………………………………………...……59
Кафедра
«Экономика и менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Стратегический менеджмент»
Разработка
системы стратегического
Выполнила: студентка гр. 07-МНТ 2
Трофимова Л.
Преподаватель: к.э.н., доцент
Бабич О.В.
Брянск 2010
Содержание
В связи с постоянными изменениями, происходящими в экономике и требующими от организаций значительной гибкости в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в современном мире роли менеджменте отводится все больше внимания. Из-за перемен во внешней среде на первый план выдвигаются потребность приведения целей, стратегий и общей политики предприятия в соответствие с ними.
Одна из важных частей происходящих изменений – это постижение науки и искусства менеджмента. Менеджмент – наука и практика управления коммерческой фирмой в условиях рыночной системы хозяйствования, способствующая повышению эффективности работы фирмы.
Менеджер – специалист-профессионал по управлению, которого собственник или команда собственников нанимают для осуществления эффективного хозяйствования в пределах выделенных ему ресурсов. [9, с.4]
Стратегическое управление – набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации. [20, с.11]
Положение предприятия ОАО «Брянский хлебкомбинат КАРАВАЙ» на рынке хлебобулочных изделий и то, насколько это положение соответствует намерениям фирмы, во многом зависит от эффективности разработки и применения управленческих решений.
Стратегические планы предприятия должны быть ориентироваться на долгосрочную перспективу, которая определяется конкретными целями и задачами и заключается в конечном итоге в обеспечении успешной деятельности фирмы.
Цель курсового исследования состоит в определении путей успешного развития ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» в дальнейшем, повышения уровня его конкурентоспособности с помощью разработки и внедрения программы мероприятий стратегического планирования на предприятии.
Эта программа должна быть связана с выделением важнейших целей и стратегий, а также с обозначением миссии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на рынке.
Задачи данной курсовой работы тесно связаны с ее целью и состоят в следующем:
- определение миссии (философии) бизнеса;
- определение общих долгосрочных целей предприятия;
- рассмотрение общекорпоративной структуры, существующей на предприятии, потребностей и вариантов ее изменения;
- определение ситуационного положения предприятия, характеристика основных элементов его микросреды;
- проведение отраслевого анализа;
- формирование стратегии предприятия и определение конкретных рекомендаций ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» для реализации предложенных стратегий.
Объектом исследования в данной курсовой работе является предприятие ОАО «Брянский хлебокомбинат».
Предмет исследования – это управленческая деятельность данного предприятия на рынке хлебобулочных изделий.
В процессе курсового исследования и решения поставленных задач будут использоваться методики PEST(E) и SWOT-анализа, анализ пяти конкурентных сил Портера, помимо этого, будут применены различные статистические, математические, маркетинговые модели, финансовые и балансовые методы анализа.
Информационная
база данного исследования – научная
литература, статистические данные, данные
интернет-сайтов и СМИ.
Стратегическое планирование – это совокупность действий и решений руководства, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных достижения целей организации. Стратегическое планирование предполагает постановку стратегических целей, которые должны быть достаточно конкретными и измеряемыми с помощью определенных критериев. [9, с.64]
Миссия – это предназначение организации, основная цель ее существования. [9, с.58] предприятие разрабатывает миссию в трех вариантах: расширенный, сокращенный и лозунговый.
Лозунговый вариант миссии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»:
«Превосходный вкус, высокое качество, широкий ассортимент – только лучшее для наших покупателей».
Расширенный вариант миссии ОАО «Брянский хлебокомбиат КАРАВАЙ»:
«Оптимальный способ удовлетворения потребностей покупателей посредством выпуска и реализации на территории Брянской и соседних областей хлебобулочной продукции высокого качества на любой вкус по доступным ценам;
Реализация не имеющего аналогов по своей широте ассортиментного ряда продукции;
Избегание зависимости от конкретных предприятий, рынков и территорий, расширение горизонтов бизнеса;
Создание стабильной благоприятной рабочей обстановки, обеспечение справедливого вознаграждения труда и достойного уровня жизни работников предприятия; поддержка творческой инициативы и стремление к инновациям;
Внедрение
новой техники и технологий с
целью повышения качества продукции
и совершенствования
Проведение политики устойчивого улучшения и повышения эффективности рабочего процесса и разных уровней управления с целью увеличения производственных мощностей и объемов производства в перспективе».
Сокращенный вариант миссии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВЙ»:
«Оптимальный способ удовлетворения потребностей покупателей посредством выпуска и реализации на территории Брянской и соседних областей широкого ассортимента хлебобулочной продукции высокого качества на любой вкус по доступным ценам;
Ответственность и надежность в деловых отношениях, сотрудничестве с акционерами, поставщиками и посредниками;
Создание стабильной благоприятной рабочей обстановки, обеспечение достойного уровня жизни, возможности для развития и роста работников предприятия;
Внедрение новой техники и технологий с целью повышения качества продукции и совершенствования производственного процесса;
Проведение
политики повышения эффективности рабочего
процесса и управления для дальнейшего
развития предприятия».
Следующим этапом стратегического менеджмента на предприятии является разработка долгосрочных целей ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ».
Для разработки целей на 2010-2011 гг. необходимо проанализировать развитие основных показателей деятельности предприятия в 2007-2009 гг. (см. табл.1).
Таблица 1
Динамика основных показателей деятельности ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРААЙ»
в 2007-2009 гг.
№ | Наименование | 2007г. | 2008г. | 2008г. в % к 2007г. | 2009г. | 2009г. в % к 2008г. |
1 | Выручка, тыс. руб. | 285244 | 350130 | 122,7 | 407585 | 116,4 |
2 | Доля рынка, % | 29 | 31 | 106,8 | 32 | 103,2 |
3 | Объем производства, т. | 12760 | 14290 | 112 | 15050 | 105,3 |
4 | Средняя заработная плата, руб. | 8677 | 9271 | 106,8 | 12500 | 134,8 |
Производительность труда в 2009 г. составила 1345,2 тыс. руб./чел, темп ее роста относительно 2008г. составил 17%, т.е. с учетом прогнозируемого увеличения, в 2010г. производительность труда составит 1573,9 тыс.руб/чел. При такой производительности труда для достижения планируемого уровня выработки необходимо, чтобы численность работников составила 305 человек, следовательно, нужно нанять двух производственных рабочих.
По
результатам таблицы можно
В 2010 г. руководство ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ приняло решение о приобретении склада готовой продукции в Москве. Появление склада должно способствовать проникновению продукции комбината на рынок хлебобулочных изделий Московской области.
Долгосрочные цели предприятия ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» приведены в таблице 2.
Таблица 2
Цели ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на 2010-2012гг.
Цели ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» | 2010г. | 2011г. | 2012г. |
Корпоративная цель: увеличение выручки на 16% каждый год | |||
Выручка | На 18% | На 20% | На 22% |
1. Рыночные цели | |||
1.1 Увеличение
доли брянского рынка
- развитие рекламной компании -увеличение рекламного бюджета 1.2 Освоение новых рынков (московский регион) |
До 33% |
До 34% |
До 35% |
2. Производственные цели | |||
Увеличение
объема производства
-замена устаревающего оборудования новым |
На 7% | На 9% | На 11% |
3. Финансовая цель | |||
3.1 Увеличение
чистой прибыли
3.2 Снижение издержек |
На 39,1%
На 2% |
На 37%
На 2% |
На 35,42%
На 2% |
4. Организационные цели | |||
4.1 Мотивация
сотрудников
- увеличение фонда заработной платы 4.2 Прием на работу двух производственных рабочих |
|