Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:15, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в определении путей успешного развития ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» в дальнейшем, повышения уровня его конкурентоспособности с помощью разработки и внедрения программы мероприятий стратегического планирования на предприятии.
Эта программа должна быть связана с выделением важнейших целей и стратегий, а также с обозначением миссии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на рынке.
Содержание
Введение……………………………………………..……………………………….....2
1. Определение миссии (философии) бизнеса…………………….……….……5
2. Определение общих долгосрочных целей предприятия……………….…….7
3. Управленческий анализ……………………………………………………10
4. Стратегический анализ внешней среды………………………………………..…29
5. SWOT-анализ деятельности предприятия………………….………………41
6. Формирование стратегии предприятия………………………………………..…44
Заключение………………………………………..…………………………53
Список использованной литературы…………………………………………56
Приложение……………………………………………………………………...……59
Количественный PEST(E)-анализ представлен в таблице 32.
Таблица 32
Матрица PESTE-анализа
Факторы среды | Важность для отрасли, Х | Влияние на организацию, У | Направленность влияния, Z | Степень важности
S = Х.У.Z |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Политические | 2 | 3 | +1 | +6 |
2.Экономические | 4 | 4 | -1 | -16 |
3.Социально-демографические | 3 | 3 | -1 | -9 |
4.Технологические | 3 | 4 | +1 | +12 |
5. Экологические | 2 | 2 | -1 | -4 |
ИТОГО: | 14 | 17 | +5 |
В
таблице 32 приведены факторы, которые
косвенным образом влияют на развитие
организации, и определяется степень важности
каждого фактора (от 1 – слабое значение
до 5 – большое значение). Введем шкалу
важности для Z: +1 – позитивная направленность,-1
– негативная направленность.
Таким образом, судя по матрице PEST(Е)-анализа наибольшую угрозу для ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» представляют экономические факторы.
По методике Портера состояние конкуренции на любом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами, которые определяют условия функционирования каждого конкретного рынка и оценивают потенциал фирмы.
1. Производители аналогичной продукции (внутриотраслевая конкуренция)
Значительное влияние на
В производстве кондитерской продукции основными конкурентами ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» являются ОАО «Брянский хлеб», входящее в число крупнейших кондитерских предприятий России, а также предприятия ОАО «ЛУКОШКО»
Карты позиционирования позволяют выделить стратегические группы предприятий. Предприятия одной стратегической группы являются очевидными соперниками. Таким образом, основными конкурентами ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на рынке мучных являются ОАО «Брянский хлеб», ОАО «ЛУКОШКО».
Данные по основным конкурентам бизнеса представлены в табл.33.
Таблица 33
Сводная таблица анализа конкурентов
Предприятие-конкурент | Доля на рынке | Цены на товары | Отличительное особенности |
ОАО «ЛУКОШКО» | 7 | 40 руб./кг. | невысокие цены |
ОАО «Брянский хлеб» | 4 | 39, 5 руб./кг. | низкие цены |
Основной
конкурент ОАО «Брянский хлебокомбинат
КАРАВАЙ» – ОАО «Брянский хлеб». Это
предприятие, являясь одним из крупнейших
российских предприятий, производящих
хлебобулочные изделия, занимает лидирующее
положение на брянском рынке хлебобулочной
продукции по объемам производства и по
качеству продукции.
2. Покупатели
Ассортимент предприятия состоит из нескольких десятков наименований различных видов хлебобулочных изделий.
В таблице 34 представлен объем продаж предприятия в динамике.
Таблица 34
Объем продаж предприятия в динамике
2007 г | 2008г | 2009 г | |
Объем продаж, тыс. руб. | 285244 | 350130 | 407585 |
Рост, % | 110,9 | 122,7 | 116,4 |
Наблюдается рост объемов продаж, что говорит об улучшении экономического состояния комбината.
3. Поставщики
ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» работает с одними и теми же фирмами (АПК «Аркада», ООО Меридиан-Инвест, торговая компания ПБОЮЛ Афанасенкова) на протяжении нескольких лет, конкуренции между поставщиками нет, поэтому существует риск изменения договорных условий поставщиками. Снижение его возможно путем расширения круга поставщиков.
Предприятие закупает для
Таблица 35
Цены поставщиков на некоторые виды сырья
Наименование | Закупочная цена, руб./кг |
Мука пшеничная, в/с | 11,50 |
Мука пшеничная, 1 с | 11 |
Дрожжи прессованные | 17,50 |
Маргарин | 45 |
Изюм | 42 |
Сахар | 18,50 |
Соль | 2 |
Яйцо (за 10 шт.) | 23 |
Ванилин | 480 |
Предприятия
имеет собственный автопарк, который
обеспечивает производство необходимым
сырьём, что делает меньше зависимость
от поставщиков. В случае перебоев в
поставках имеется недельный
запас сырья.
4. Потенциальные конкуренты
Рынок хлебобулочных изделий отличается довольно острой конкуренцией. Учитывая, что данная отрасль является привлекательной, существует угроза со стороны потенциальных производителей. Это связано с тем, что входные барьеры в отрасль не слишком высокие. Трудность состоит в стоимости оборудования и необходимой технологии, рабочие же особой подготовки не требуют.
Сложность заключается в приверженности потребителей к определенной марке, в сложности переключения на нового изготовителя.
5. Товары-заменители
Товарами-заменителями продукции ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» можно считать хлебобулочные изделия, выпускаемые ОАО «Брянский хлеб» и кондитерскую продукцию ОАО «Фабрика-кухня», но учитывая разные целевые сегменты, это не представляет серьезной угрозы для предприятия.
Важной
задачей отраслевого анализа является
выяснение, существует ли в отрасли опытная
кривая.
Предприятие накапливает опыт производства продукции, и его реальные затраты без учета инфляции уменьшаются: при удвоении объема выпуска добавленные затраты на единицу продукции уменьшаются на фиксированный процент. Для ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» это процент составляет приблизительно 25%.
Таким образом, при удвоении объема выпуска добавленные затраты на единицу продукции сокращаются с 25,25 руб./кг. до 20,2 руб./кг.
На основе отраслевого анализа можно определить ключевые факторы успеха отрасли – общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия.
Для отрасли мучной хлебобулочной продукции такими факторами являются:
- имидж компании;
- качество продукции;
- простота технологии;
- эффект масштаба производства;
- сбытовая сеть.
Основными среди перечисленных факторов для ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» являются имидж компании, качество продукции и эффект масштаба производства. Реализуя и развивая эти переменные ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» сможет удержать и улучшить свою конкурентную позицию.
Важным элементом разработки стратегии организации является анализ разрывов между намеченными целями и реальными возможностями, или анализ пробелов.
Рис.1. Анализ пробелов
На рис.1 графически изображены темпы роста выручки ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на основе трендового анализа предыдущих лет (2007-2009гг.) и планируемые темпы.
Возникающие пробелы будут сглаживаться за счет:
-
экономии на затратах
-
повышению производительности
SWOT-анализ позволяет провести совместное изучение внешней и внутренней среды организации с помощью установления связей между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними возможностями и угрозами. Получаемые цепочки могут быть в дальнейшем использованы для формулирования стратегий организации. Вырабатывая стратегию, нужно помнить о том, возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность.
Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ», нужно составить список ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (см. табл. 36)
Таблица 36
s Сильные СТОРОНЫ | o Возможности |
|
1. Появление
новых технологий, оборудования
и рецептур для хлебобулочной
отрасли.
2. Постоянные поставщики и возможность получения скидок при покупке сырья. 3. Высокая активность потребителей. 4. Наличие
постоянных потребителей- 5. Выгодное
географическое расположение |
W СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | T УГРОЗЫ |
|
|