Проблемы совершенствования государственного регулирования. Нефтегазового комплекса России в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:23, сочинение

Краткое описание

Права собственности различаются в зависимости от местонахождения нефтяной площади: относящейся к прибрежному морскому дну, находящемуся за пределами территориальных вод какой-либо страны, или к наземному месторождению, а также к прибрежному месторождению в пределах территориальных вод. По отношению к прибрежному месторождению прибрежное государство не обладает полными правами собственности на природные богатства, находящиеся на морском дне континентального шельфа, скорее оно имеет исключительные суверенные права для целей поиска, разведки и эксплуатации природных богатств континентального шельфа в соответствии с международным правом (Женевская конвенция по континентальному шельфу, 1958 г.).

Файлы: 1 файл

ЭССЕЕ менеджмент (1).doc

— 332.00 Кб (Скачать)

           Министерство образования и науки Российской федерации

     Российский  Государственный  Университет нефти  и газа

     им. И.М. Губкина 
 
 

     Факультет Экономики и Управления

Кафедра Управления трудом и  персоналом 
 
 

Творческое  эссе №1:

Проблемы  совершенствования государственного регулирования

Нефтегазового комплекса России в условиях рынка 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Проверил:

Студент (ка) группы:  ЭУ-09-4                                                _____________________

ФИО:  Костикова  А.С.                                                              ____________________  
 
 
 

Москва 2011 

1. Международные нефтяные  компания на рынке

 
    1.1Право  собственности. Нефтяные  режимы, углеводородное  законодательство. Права собственности различаются в зависимости от местонахождения нефтяной площади: относящейся к прибрежному морскому дну, находящемуся за пределами территориальных вод какой-либо страны, или к наземному месторождению, а также к прибрежному месторождению в пределах территориальных вод. По отношению к прибрежному месторождению прибрежное государство не обладает полными правами собственности на природные богатства, находящиеся на морском дне континентального шельфа, скорее оно имеет исключительные суверенные права для целей поиска, разведки и эксплуатации природных богатств континентального шельфа в соответствии с международным правом (Женевская конвенция по континентальному шельфу, 1958 г.).

    На  Западе какое-то время велась дискуссия  относительно юридического статуса нефти "на месте". По мнению одних, она являлась "бесхозной вещью", в этом случае имеет место вещное право на нефть, которое с точки зрения защиты находится на более низком уровне, чем право собственности, но оно не допускает незаконного вторжения. В наотоящее время в Великобритании общепризнанно, что подход, основанный на вещном праве, наиболее приемлем. Он очень напоминает ограниченную собственность на нефтяные ресурсы в недрах земель, признанную юрисдикциями штатов Калифорния и Пенсильвания в США. Согласно этому мнению, характер прав, передаваемых лицензиату/арендатору, равнозначен британскому праву получения прибыли (т.е. право получения прибыли с земли, переданной землевладельцу, подлежит защите).

Относительно  месторождений на суше существует несколько  подходов к праву собственности. В 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой говорится, что право народов свободно использовать и эксплуатировать свои природные богатства является неотъемлемой частью их суверенитета. В 1962 г. в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН содержится положение: право народов и наций на постоянный суверенитет над их природными богатствами и реcурcами должно осуществляться в интересах национального развития и благосостояния народов и национальностей, населяющих данное государство. После нефтяного кризиcа Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, так называемую Хартию Экономических Прав, где предусматривается, что каждое государство имеет право и будет свободно осуществлять целостный постоянный суверенитет, включая владение, пользование и распоряжение в отношении всех своих природных богатств, ресурсов и экономической деятельности.

    Рассмотрим  некоторые подходы к определению  собственности на находящуюся в  недрах сырую нефть, которые были приняты в разных странах. Например, в США преобладает частная  земельная собственность и поэтому, а также из-за отсутствия какого-либо федерального или государственного законодательства в этой области, в начале XX века государственным судам приходилось принимать решения, касающиеся собственности на сырую нефть. При этом суды разных штатов по-разному подходили к вопросу о собственности на нефть, находящуюся в недрах. 3 данной области сформировалось две школы: собственности и несобственности. В теории собственности в свою очередь можно выделить два подхода: абсолютной собственности и квалифицированной собственности. Законодательство штатов Техас, Пенсильвания, Арканзас придерживается первого подхода: землевладелец владеет всем над и под границами своей земли. Данная теория в применении к собственности на сырую нефть, находящуюся в недрах, была затем модифицирована посредством введения "Права завладения". "Право завладения" можно определить как право ненесения ответственности за завладение нефтью и газом, которые добываются на участке, принадлежащем другому. Владелец участка земли приобретает правовой титул на нефть и газ, которые он добывает из скважин, пробуренных на его земле, хотя при этом возможно доказать, что часть нефти и газа мигрировала из прилегающих участков.

    Теория  квалифицированной собственности, разработанная в штатах Калифорния, Оклахома, Луизиана и Индиана, характеризует права по отношению к нефти скорее как право занять землю и взять часть ее или то, что она производит. Различие между этими двумя теориями очевидно: в соответствии с первой, вся нефть является собственностью землевладельца до тех пор, пока он не будет лишен ее в результате задействования "Права завладения"; согласно второй теории, землевладелец наделен правом собственности в отношении доступа к нефти, но собственность возникает только тогда, когда она сведена к обладанию посредством "завладения".

В настоящее  время США остаются почти единственной страной, где практикуется такой  уникальный подход к вопросам собственности. Во многих государствах, как, например, в Великобритании, действует "вотчинная система" (доманиальная), т.е. такая система, где государство обычно заявляет свои суверенные права на сырую нефть, находящуюся в недрах, а землевладельцы, давая разрешение на использование своей земли для добычи нефти, получают прибыль. В некоторых случаях корни этой системы уходят в эпоху феодализма, но обычно современные государства обеспечивают систему законодательной силой (например, закон о сырой нефти в Великобритании).

    Существуют  также так называемые "регалистические" системы, где нефть не является ничьей собственностью до ее обнаружения; здесь проблема заключается в методе отнесения собственности, который установило государство.

    При исламском подходе, основанном на шариате, трактовка собственности зависит от юридической школы. Согласно подходу, принятому в школе Малика, все природные богатства являются государственной собственностью. Последователи Ханафязма утверждают иное: природные богатства, обнаруженные на частной земле, принадлежат ее владельцу, а природные богатства, обнаруженные на государственной земле, принадлежат государству. При этом в любом случае требуется разрешение государства на добычу нефти. Таким образом, согласно законам Ислама, природные богатства, находящиеся в недрах, в большинстве случаев принадлежат государству, выступающему в качестве хранителя неотчуждаемого общественного имущества. Залежи углеводородов не могут стать объектом частного приобретения, а согласие на их эксплуатацию третьей стороной предоставляется только по отношению к определенным участкам и на определенные периоды времени.

    Таким образом, для значительного вмешательства  государства в область разведки и эксплуатации месторождений сырой  нефти требуется юридическое обоснование в виде права собственности.

    Практически все страны, имеющие на своей территории месторождения нефти и газа, стоят перед следующей проблемой: должны ли правовые рамки действий нефтяных компаний определяться общим законодательством или же специальными соглашениями, по которым проводятся отдельные переговоры, или следует сочетать эти два метода.

Как показывает мировой опыт, число стран, продолжающих действовать на основе очень широких принципов, установленных общим законодательством, при заключении соглашения о предоставлении компаниям разрешений на ведение разведки и эксплуатации месторождений в Принимающей стране (например, в Саудовской Аравии) постоянно уменьшается. В большинстве стран ЕЭС, США, Канаде и Австралии существует конкретное законодательство в области углеводородов, где заранее определены положения и условия предоставления прав на разведку и эксплуатацию ресурсов сырой нефти согласно стандартным формам лицензий/аренд.

    В некоторых странах практикуется смешанная система, т.е. правовые рамки  установлены, но в них содержатся положения, благодаря которым можно путем переговоров прийти к соглашению по некоторым важным вопросам (например, обязательства по выполнению работ). В эту группу стран входят Великобритания, Норвегия и Нидерланды. Смешанный подход находит все больше сторонников, так как обеспечивает минимальную уверенность и последовательность, а также установленный статусный минимум, касающийся условий, но в то же время обеспечивает удовлетворительную степень свободы действий и переговоров, возможность соревноваться компаниям друг с другом при предложении условий лучших, чем минимальные. Правительство со своей стороны получает возможность предоставлять льготы в обмен на ценные уступки со стороны компаний.

    Таким образом, главное преимущество подхода, основанного на общем законодательстве, заключается в том, что в разные периоды в него могут быть введены односторонние изменения (что особенно полезно по отношению к фискальным условиям). Индивидуальные соглашения определены контрактами, и по поводу их изменения должна быть достигнута договоренность. При смешанном подходе очень эффективно обыгрываются преимущества каждой системы.

Цель  углеводородного законодательства - установить правовые рамки и правовые механизмы для реализации задач, поставленных Принимающей страной (увеличить до максимума выручку  государства, его контроль над операциями, защитить окружающую среду). Согласно законодательству, право на сырую нефть принадлежит государству, которое обеспечивает полный диапазон государственных полномочий и свободу действий а области выдачи лицензий, создания государственных органов и государственных нефтяных компаний, установления как соответствующих прав и обязанностей, так и правил и норм, относящихся к лицензированию. Государство устанавливает условия и положения своего участия, ройялти, арендные платы, правовые режимы, относящиеся к прекращению деятельности, правам доступа, загрязнению окружающей среды, фискальным режимам, созданию требуемой инфраструктуры. В углеводородном законодательстве подробно излагаются правила и нормы, относящиеся к режимам контроля и управления, положениям и условиям, поставленным передкомпаниями в течение периода разведки, разработки и добычи, относительно маркетинга, государственного участия, фискальных вопросов и выгод для народного хозяйства, вытекающих из использования информации, трансферта технологии и "ноу-хау" и др.

    1.2Виды  нефтяных соглашений  и контрактов. Всегда должны рассматриваться в контексте правовых рамок Принимающей страны к учитывать интересы Принимающего правительства и нефтяных компаний. Ниже приводятся типичные цели договаривающихся сторон. Цели государства-хозяина следующие:

    быстрая и тщательная разведка площади, на которую  была выдана лицензия;

    эффективная разработка любой обнаруженной нефти; получение реальной доли прибыли  для правительства; развитие отечественной технологии и экспертных знаний; оптимизация разработки углеводородов с целью улучшения экономического развития одновременно с защитой окружающей среды;

    реализация  сырой нефти на отечественном  и экспортном рынках по ценам, соответствующим  национальной политике в области энергетики.

    Нефтяные  компании приследуют следующие цели: наличие соответствующих фискальных положений, включающих разумную норму прибыли, нормы амортизации, что позволяет возмещать капиталовложения и переводить прибыль за границу;

    получение долгосрочных прав на сырую нефть  и газ и возможности удержания компанией соответствующей доли продукции;

    обеспечение фискальной и договорной стабильности в течение всего срока контракта; 

    обеспечение проведения операций на устойчивой и  эффективной коммерческой основе;

    соблюдение  требований безопасности и охраны окружающей среды при проведении всех операций;

    обеспечение соответствующего вознаграждения за риск, связанный с инвестициями, и справедливой нормы прибыли.

    Очевидно, что существует определенная взаимность интересов, которая должна быть адекватно отражена при разработке нефтяного соглашения. Принимающая отрана при этом ведет конкурентную борьбу за получение иностранного капитала, инвестируемого в предприятие, что связано с риском, и поэтому ей следует создать стимулы для привлечения капвложений со стороны нефтяных компаний при одновременной защите долгосрочных интересов государства. Существует три основных типа нефтяных соглашений: налоговое и ройялти/концессия/лицензия/аренда; по долевому распределению продукции; по обслуживанию риска.

    Налоговые соглашения и соглашения о роялти. Принимающая страна предоставляет определенные права на добычу цриробных богатств индивидуальному субъекту, уполномочив его вести разведку, а затем разработку обнаруженных природных ископаемых. В обмен на эти права субъект дает согласие выплачивать арендную плату, ройялти и налоги Принимающей стране. 3 США предоставляемые права включают собственность на резервы ископаемых, в то время как в Европе они являются неотчуждаемыми природными ресурсами, и концессионер/лицензиат приобретает в собственность сырую нефть, находящуюся в скважине. Б настоящее время в этой области отмечается важная тенденция, согласно которой предоставляемые права являются лишь разрешением на осуществление разведки и добычи, при этом сырая нефть остается собственностью государства до того этапа производства, на котором она становится собственностью лицензиата.

Информация о работе Проблемы совершенствования государственного регулирования. Нефтегазового комплекса России в условиях рынка