Необходимость государственного регулирования рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:34, реферат

Краткое описание

Рыночный механизм управления является потенциально эффективным методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обусловливают принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и т.п.

Файлы: 1 файл

Необходимость государственного регулирования рынка.doc

— 39.00 Кб (Скачать)
 

Необходимость государственного регулирования рынка

Рыночный механизм управления является потенциально эффективным  методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок  обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное  и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обусловливают принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и т.п.

Однако нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с его государственным регулированием.

В XX в. главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики является английский экономист Дж. Кейнс. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, т.к. у свободного рынка отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стабильность экономики. Свой вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, Дж. Хикс и др.

Государственное регулирование - это система мер  по централизованному воздействию  государства, его федеральных и  региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.

Недостатки рынка заключены в следующем:

1) рынок не  может контролировать внешние  для него эффекты (экстерналии), которые представляют собой внешнее воздействие на структуру и механизм рынка;

2) не каждая  потребность может выражаться  в деньгах, через величину спроса  и быть удовлетворена рыночным  способом, например потребность  в социальной защите, правопорядке и т.д. В этом случае необходимо государственное вмешательство;

3) рынок не  может обеспечить экономику необходимым  количеством денежной массы, поскольку  эмиссия денежной единицы —  это прерогатива государства  и монопольная функция Центрального  банка страны;

4) зачастую функционирование  рынка приводит к возникновению  монополии, поэтому необходимо  антимонопольное регулирование,  которое может быть осуществлено  только государством как высшей  формой власти;

5) в рыночной  экономике доходы распределены  крайне неравномерно, вследствие этого возникает социальная дифференциация. Поэтому государство берет на себя ответственность поддержки малообеспеченных слоев;

6) рынок не  активизирует развитие научной  деятельности и образования, а  между тем это очень важные  элементы экономики;

7) рынок не  гарантирует права на труд, не  регулирует уровень занятости  и безработицы в стране, следовательно,  государство само организовывает  биржи труда и выплаты трансфертных  платежей;

8) только государственные  органы проводят антиинфляционную политику, поскольку рынок не гарантирует стабильности уровня цен.

Используются следующие механизмы государственного регулирования:

Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий

Существует два  способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ — применение административно командных мер: штрафных санкций, рыночных лицензий и др. по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. Другой способ — через налоговую сферу. Т.е. производители, являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять своё поведение. Так же существуют положительные экстерналии, когда выгоды получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами», как правило, понимается государство. Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий.

Пресечение асимметричной информации

Государство может  сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьёзные санкции против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм и т. д. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сфере инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо, которым бесплатно пользуются все экономические субъекты.

Защита конкуренции

Монополизация экономики имеет ряд негативных последствий: возникает дефицит благ, завышение цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции — задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент недобросовестного соперничества.

Политика поддержания доходов

Неравенство в  распределении доходов, строго говоря, нельзя считать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето — эффективностью. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведёт к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма

Рынок представляет собой систему добровольного  обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, то есть создать правовые рамки, ограждающие  экономических субъектов от насилия. На государство возлагается серьёзная задача — защита прав поизводителей и потребителей, действующих на рынке. Для этого государство должно обеспечить право частной собственности. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего спецификацию прав собственности. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско.

Заключение

Таким образом, на всех развития экономики, когда рынок не способен справиться со складывающейся экономической ситуацией, возникает необходимость государственного вмешательства. Рынок в состоянии остановить интенсивно раскручивающуюся спираль инфляции. И наоборот, некоторые его составляющие способствуют ее возникновению. В заключение стоит добавить, что государство и рынок — это взаимодополняющие друг друга элементы рыночной экономики: там, где не справляется один, помогает другой.

Информация о работе Необходимость государственного регулирования рынка