Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 14:37, курсовая работа
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи).
Введение 4
Глава 1. Государственное регулирование рыночной экономики:
объективная необходимость и понятие 6
1. Необходимость государственного регулирования рыночной
экономики 6
1.2.Понятие государственного регулирования рыночной экономики 9
1.3. Теоретические аспекты регулирования различных сфер рыночной экономики 15
Глава 2. Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики 18
2.1. Экономика как объект общественного регулирования 18
2.2. Современные задачи государственного регулирования 22
2.3. Трансформация экономической системы России 24
Глава 3. Специфика государственного регулирования 29
3.1. Государственное регулирование в России 29
3.2. Государственное регулирование в Японии 33
Список использованной литературы 39
Оглавление
Введение
Глава 1. Государственное регулирование рыночной экономики:
объективная необходимость
и понятие
экономики
1.2.Понятие государственного регулирования рыночной экономики 9
1.3. Теоретические
аспекты регулирования
Глава 2. Государственное
регулирование, стратегия и движущие
силы трансформации экономики
2.1. Экономика
как объект общественного
2.2. Современные
задачи государственного
2.3. Трансформация
экономической системы России
Глава 3. Специфика государственного регулирования 29
3.1. Государственное
регулирование в России
3.2. Государственное
регулирование в Японии
Список использованной
литературы
Введение
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи).
Последнее
крайне ограничивало объем ресурсов,
направленных на решение первой задачи.
Социально-политическая организация общества
позволяла это делать, т.е. выделять на
непосредственные нужды общества очень
ограниченный объем ресурсов, что наряду
с другими факторами вело к незаинтересованности
значительной части общества в эффективном
труде. Наше государство формировалось
функционировало как унитарное. Этому
соответствовали и экономические отношения
– господство общественной собственности
(юридически), которая фактически была
государственной. За государством было
закреплено право распоряжения производственными
ресурсами. Противоречие между объявленными
целями и реальностью, неэффективное использование
труда и ресурсов породили необходимость
переориентации в развитии общества на
цели удовлетворения непосредственных
интересов людей, на децентрализацию управления,
на изменение форм собственности, переход
к рыночным отношениям. Первоначально
эта трансформация замышлялась в целях
обновления производства, структурных
изменений технического перевооружения,
использования НТП обеспечения более
высокого уровня ресурсосбережений, поиска
новых форм и методов управления. В конечном
итоге цель преобразований заключалась
в повышении эффективности народного
хозяйства. На практике поставленные задачи
решались путем разгосударствления и
приватизации, резкого ограничения роли
государства в непосредственном управлении
и возложения всех этих задач на товаропроизводителей.
Такие кардинальные изменения могут быть
осуществлены без существенного ущерба
для основной части населения только при
условии наличия детальной взаимоувязанной
программы трансформации, тщательно продуманного
механизма ее реализации, поэтапной передачи
функций управления от одного собственника
другому без временного разрыва в обеспечении
функционирования производства. При этом
экономическая политика в переходный
период значительно отличается от экономической
политики в стартовом и финальном положении
всего периода трансформации. Мировой
опыт показал, что принципы и методы косвенного,
непрямого воздействия на развитую
экономику эффективны именно тогда, когда
она сформирована уже как рыночная, а не
как переходная экономика. Приведенные
выше положения подчеркивают необходимость
взвешенного отношения к вопросам макроэкономического
регулирования, государственного управления
процессом трансформации. Этот процесс
включает в себя не только преобразования
политической структуры, но и весь
комплекс проблем изменений. Он должен
завершиться глубокой структурной перестройкой
хозяйства, ориентированной на потребности
людей в новых условиях жизни общества.
Снижение социальных и иных издержек переходного
периода связано с глубоким осознанием
всеми членами общества характера изменений,
целей и задач трансформации. Кроме этого,
необходим огромная организационная работа
по согласованности всех элементов преобразования
общества, обеспечения гарантий по всем
аспектам его безопасности. Все это
подчеркивает необходимость активной
роли государства, всех его институтов
в созидательном, а не разрушительном
процессе. В этот период государство не
может уйти из экономики. Потребность
в его деятельности как гарантии стабильности
и благополучия в настоящем и будущем
возрастает. Тип экономики, который сложится
в будущей России, пока не ясен. Но ограничительные
контуры, рамочные характеристики известны.
[2.С 24]
Глава 1. Государственное регулирование рыночной экономики: объективная необходимость и понятие
В Украине проходит радикальная экономическая реформа, цель которой — переход от командно-административной экономики к социально-ориентированной рыночной модели. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с ролью государства в рыночной экономике: в чём заключается необходимость государственного регулирования экономических процессов? Какие конкретные инструменты такого регулирования? Как соединяется механизм государственного регулирования с механизмом рынка? Государство всегда выполняло определённые экономические функции. Оно законодательно устанавливало «общие правила игры», то есть систему нормативных актов, которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе таких институтов, как коммерческие банки, биржи, акционерные товарищества. В государственных судовых органах рассматривались не только криминальные дела, но и хозяйственные, имущественные конфликты. Государство собирало налоги, за счёт которых не только содержало чиновников, но и финансировало закупки оружия и снаряжения у частных компаний. В ряде стран государству принадлежали железные дороги и так называемые «казённые» заводы. Однако в целом экономическая роль государства ещё в начале XX века была частично ограничена, народное хозяйство оставалось почти исключительной сферой частного бизнеса. Положение изменилось в период первой мировой войны, когда сначала в Германии, а потом и в странах Антанты государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь с целью мобилизации ограниченных ресурсов для достижения военной победы. Указанные средства, однако, имели чрезвычайный, военно-мобилизационный характер, а поэтому с окончанием войны государственное вмешательство в хозяйственную жизнь сошло на нет. До начала 30-х годов среди западных экономистов господствовала мысль про то, что экономические спады (кризисы) объясняются случайными причинами, что механизм рыночного саморегулирования в принципе обеспечивает соответствие между совокупным спросом и предложением, значит, и автоматический выход экономики из кризиса и следующее её возвышение на базе обновления основного капитала и ликвидации нерентабельных предприятий. Отсюда делается вывод про нежелательность, и даже вред государственного вмешательства в экономическую жизнь. Однако глубокий кризис и затяжная депрессия 30-х годов в корне противоречили этой теории. Стало очевидным, что механизм рыночного саморегулирования не справляется со своими функциями, не обеспечивает автоматический выход из кризиса, что и потребовало перехода к активному государственному регулированию экономики. Такое регулирование на практике стало осуществляться в США с 1933 г. командой Ф. Д. Рузвельта, которая разработала и реализовала так называемый «новый курс». Теория государственного регулирования рыночной экономики была, как известно, построена Дж. М. Кейнсом и его последователями. Кейнс сделал вывод про то, что выход из глубокого кризиса, увеличение объёмов производства и уровня занятости невозможны без активного участия государства, которое должно не только стимулировать снижение дисконтной нормы коммерческих банков (процента), но и осуществлять масштабные государственные закупки с целью увеличения платежеспособного совокупного спроса. Кроме того, государство должно выплачивать социальные пособия безработным, людям преклонного возраста и другим неработоспособным членам общества с целью не допустить социального взрыва. Таким образом, наиболее дальновидные государственные деятели и экономисты западных стран приходят к принципиальному выводу про то, что рыночный механизм должен быть дополненным механизмом прямого государственного регулирования экономики. Теоретически ясно, что в системе свободного рынка не остается места любым типам монополий. Исключены инфляция, безработица, перепроизводство. Хотя на практике дело обстоит значительно сложнее. Особое значение здесь имеет экономическая роль государства в регулировании рыночных отношений. Возможности свободного рынка отнюдь не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. В данном случае речь идет не о недостатках, а именно об ограниченности возможностей рынка, особенно применительно к современным экономическим условиям. Поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства. В качестве примера возьмём абстрактную модель экономики, характеризующуюся полным господством свободной конкуренции. Казалось бы, в ней государство не осуществляет свои функции. Но это не так. Даже в стерильной экономике свободного предпринимательства остаются, по крайней мере, три следующие проблемы, которые неподвластны рыночному механизму: 1)государственное регулирование внешних эффектов. Рынок охватывает не все социально-экономические отношения участников макроэкономической системы. Деятельность производителей, и потребителей порождает внешние (а не только внутренние) эффекты, которые непосредственно могут не иметь денежной меры. Например, имеется промышленное предприятие, которое, участвуя в рыночной конкуренции, попутно загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок ничего поделать не может. Без участия государства здесь не обойтись. 2) государственное регулирование потребления общественных товаров. Свободный рынок позволяет людям удовлетворять только те потребности, которые выражаются через спрос. Но есть и другие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Как быть с ними? Речь идет, прежде всего, о товарах и услугах коллективного пользования. И особенно о таких, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения - это национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций и др. Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами. Общественный товар отличается от частного тем, что достается всем потребителям примерно поровну, в одинаковых объемах. Предоставление населению общественных товаров становится одной из функций государства в экономике свободной конкуренции. Финансирование их ложится на центральный и местный бюджеты. Государственный бюджет должен быть достаточен для компенсации внешних эффектов и объемов поставки общественных товаров. Правда, в ряде случаев довольно трудно четко отделить общественные товары от частных. Есть немало услуг, имеющих признаки и тех, и других. Например, таковым является высшее образование. Его услуги, с одной стороны, близки к общественному товару (студенты потребляют их коллективно и поровну), а с другой — к частному, поскольку знания потребляются на основе рыночных отношений. В условиях рыночной экономики необходим компромиссный вариант развития высшего образования: доступные для всех университеты сосуществуют с частными университетами, пользующимися государственной поддержкой в виде льготного налогообложения. Для формирования государственного бюджета, идущего на покрытие объемов поставок общественных товаров, устанавливается прогрессивный подоходный налог. Это значит, что миллионер, уплатив налог, должен оценить потерю точно так же, как и владелец небольшой суммы денег; 3) обеспечение государством экономики нужным количеством денег. Рынок сам по себе не способен решить эту проблему. В итоге мы получаем представление о хозяйственном механизме свободного предпринимательства. Выделяют два его ведущих звена — свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует. Если без участия государства не обходится даже экономика свободной конкуренции, то тем более оно необходимо в современном рыночном хозяйстве. [6. С 14]
1.2 Понятие государственного регулирования рыночной экономики
В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования экономики, то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе. Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера, такие как ценообразование, определение объемов производства того или иного товара и т.д. Таким образом вся экономика находилась в полном подчинении правительству. Из этого ясно следует, что вскоре частные лица потеряли интерес к производственной сфере из-за подавляющего и тотального контроля. Это падение интересов привело к уменьшению эффективности производства, замедлению научно - технического прогресса, падению темпов экономического роста. Таким образом, к началу 1980-х российская экономика оказалась в глубочайшем кризисе. Однако и совершенно свободная от вмешательства государства рыночная экономика невозможна, ведь хотя и рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. [5. С 15]
Государственное
регулирование экономики в
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в некоторых странах Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды, Австрия, Испания ), в Японии, в ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии. Тем не менее государственное регулирование экономики и в этих странах играет значительную роль, особенно в период ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции. Особенно важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности. [1. С 32]
Государственное регулирование экономики. Границы вмешательства государства в экономику.
Теперь рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику. Прежде всего это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.
Во-первых, это правильная организация денежного обращения. Во вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности , которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику. В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику. [3. С 18]
Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.
Если
обратиться к реальному конкурентному
рынку, то обнаружатся новые области экономической
жизни, где проявляется ограниченность
механизма рынка, что делает необходимым
более широкое участие государства в хозяйственных
процессах. Совокупность таких областей
определяет максимально допустимые границы
вмешательства в экономику. Кратко обозначим
эти сферы. Подробнее они будут рассмотрены
в анализе основных сфер государственного
вмешательства.
Перераспределение доходов.
Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится задачей государства, а не рынка.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики