Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи).

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Государственное регулирование рыночной экономики:
объективная необходимость и понятие 6
1. Необходимость государственного регулирования рыночной
экономики 6
1.2.Понятие государственного регулирования рыночной экономики 9
1.3. Теоретические аспекты регулирования различных сфер рыночной экономики 15
Глава 2. Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики 18
2.1. Экономика как объект общественного регулирования 18
2.2. Современные задачи государственного регулирования 22
2.3. Трансформация экономической системы России 24
Глава 3. Специфика государственного регулирования 29
3.1. Государственное регулирование в России 29
3.2. Государственное регулирование в Японии 33
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.09 Кб (Скачать)

     Во  всех вышеперечисленных случаях  государство вправе вмешаться в  перераспределение доходов, ибо  то, что справедливо с позиции  рыночного механизма, несправедливо  с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование  в обществе.

     Государство берет на себя задачу обеспечения  правовой базы и некоторых важнейших  услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного  статуса частным предприятиям, определение  прав частной собственности и  гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также  законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство  выполняет функции арбитра в  области экономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил  для поддержания общественного  порядка, введение стандартов измерения  веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен  товаров и услуг. [11.С 23]

     Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции  индивидуальные производители и  поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться  к желаниям покупателей, которые  рыночная система регистрирует и  доводит до сведения продавцов. Конкурирующих  производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и  упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство.

     Рост  монополий резко изменяет эту  ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования  цен и устанавливает стандарты  на предоставляемые услуги. Федеральное  правительство также использует антимонопольные законы.

     Механизм  рынка не реализует автоматически  право на труд для тех, кто может  и хочет работать. Заметим, что  обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный  резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна  безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка  рабочей силы с целью поддержания  определенного уровня занятости, материального  обеспечения людей, утративших рабочие  места.

     Монополизм  и инфляция - это две тяжелые  “хронические болезни” рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики.

     Суть  государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен . В такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса , капиталовложений и производства , чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и , таким образом , уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства , инвестиций и занятости в будущем .

     Государство проводит региональную политику, решая  вопросы, возникающие при воздействии  на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и  других нерыночных факторов. Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных  капиталовложений, которые обеспечивают привелегированное положение отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно - технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства .

     Реализация  национальных интересов в мировой  экономике (регулирование внешнеэкономических  связей) предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией  капиталов и рабочей силы, воздействие  на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

     Таковы  в общих чертах верхние максимально  допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для  того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего  механизма рынка позволил решить основные социально-экономические  проблемы современного общества.

     Если  же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

    1. Теоретические аспекты регулирования различных сфер рыночной экономики

     Вопрос  об экономической роли государства  был поставлен ещё очень давно и до сих пор каждое государство решает эту проблему по-разному и только для себя, на основе накопленного опыта с учетом своих обычаев и традиций. Объективная необходимость включения государства в экономический процесс определяется такими факторами, как: необходимостью обеспечения общественного воспроизводства в расширенном масштабе, обеспечением долговременности интересов населения, поддержанием баланса социально-экономических интересов различных групп населения в стране, обеспечением единства и целостности территориального пространства страны.

     Современная научная литература определяет цели государственного регулирования как  обеспечение: экономического роста, эффективного производства, экономической стабильности, экономической и социальной справедливости.  Каждое государство придерживается определенной экономической доктрине, но вне зависимости от этого, никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции”, совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного устанавливать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния. [10.С 32]

     Но  Кейнсианская концепция получила распространение только в 30-е годы ХХ века, а до этого существовали другие воззрения на экономическую роль государства.

     Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на экономическую роль государства. Он говорил, что «…государственная власть не только регулирует внешние эффекты, но уже давно является «встроенным стабилизатором» экономики»[3]. Его теорию можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии.

     Согласно  его теории, государство должно активно  вмешиваться в экономику по причине  отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.

     Он  также рассматривал государство  в качестве стабилизатора рынка, я имею в виду, что оно, по мнению Кейнса, должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров.

     Что касается инструментов влияния государства  на экономику, то он предлагал следующие  из них: использование гибкой денежно-кредитной  политики, активной финансово-бюджетной  политики и прямого создания государством рабочих мест.

     Говоря  о достоинствах этой модели, я хочу отметить тот факт, что она позволила  ослабить циклические колебания  в течение 4-х десятилетий, но объективное  развитие экономической системы  привело к тому, что зародилось несоответствие между возможностями  государственного регулирования и  развивающимися экономическими условиями. Дело в том, что кейнсианская модель может быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились, а кейнсианские пути входа из кризиса только раскручивали инфляционную спираль.

     Под воздействием этого кризиса  произошла  кардинальная перестройки системы  государственного регулирования и  сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

     Если  рассматривать современную ситуацию, то можно отметить, что сложилось  три основных подхода к вопросу  о роли государства в экономике  переходного периода, как-то: концепция  невмешательства, концепция «ограниченной  интервенции государства в экономику», концепция активной роли государства.

     Первая  своими корнями уходит в теорию классиков  политической экономии; второй предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях; третий связан с планированием национальной экономики в соответствии с идеями К. Марка и В.И. Ленина.

     В целом замечено, что роль государства  в экономике неуклонно возрастает, о чем свидетельствует роль госсектора в экономике большинства стран  мира.

Глава 2. Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики

    1. Экономика как объект общественного регулирования

     Субъектом регулирования и управления системы выступает государство в целом и его отдельные органы, наделённые соответствующими полномочиями. Национальная экономика складывается из единичных хозяйств: предприятий, корпораций, домохозяйств, различных хозяйственных систем. В рыночных условиях каждое из этих хозяйств строит свою экономическую политику и организует управление, исходя из собственных экономических целей и интересов. Вместе с тем все они находятся в рамках экономической политики и институтов, формируемых на уровне государства. Мера влияния государства различна в разные периоды истории и зависит от традиций страны, устойчивых институциональных условий.

     Институты – весьма важное понятие при изучении управленческих отношений. Согласно определениям классиков институционализма институты – это “правила игры” в обществе, т. е. созданные человеком ограничительные рамки, на базе которых организуются взаимоотношения между людьми. Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, таких как органы и организации, законы, иные установленные правила. Существуют  и неформальные. Это неписаные правила, обычаи, традиции, принципы. Совершенствование или преобразования институтов обычно и наполняет собою программы, именуемые экономическими реформами.

     Многовековой  опыт рыночного хозяйствования развитых стран мира многими интерпретируется  как последовательное воплощение принципа свободы предпринимательства. И  как аксиома предполагается предпочтительность экономического порядка, базирующегося  на либеральном принципе laissez-faire (позволять делать – в дословном переводе с французского). Он предполагает минимальное вмешательство государства в поведение фирм, домохозяйств, продавцов и покупателей. Регулирующее участие государства при таком подходе допускается в качестве вынужденной меры, как компенсатор отклонений от идеальной рыночной модели.

     Во  многих трудах даётся “стандартное”  оправдание государственного вмешательства  в экономику. В качестве стартовой  точки берётся поведение экономики  при почти полном отсутствии правительства, т. е. при абсолютно свободной  рыночной экономике. Применительно к реальной экономической жизни возможное и необходимое вмешательство государства определяется по отклонениям от ситуации идеального рынка. Логика здесь обычно такова. Допустим, существует полный набор рынков, и в экономике действует совершенная конкуренция, складывается равновесие между спросом и предложением. В результате достигается положение, когда никто не может повысить своё благосостояние, не ухудшив благополучие кого-то другого. Это называется достижением “эффективности по Парето”. Предположим также, что индивидуумы всегда лучше, чем правительство, знают, что принесёт им удовлетворение. Отсюда логически конструируется предположение, что государственное вмешательство на основе избранного принципа эффективности не является необходимым. [9.С 24]

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики