Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи).

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Государственное регулирование рыночной экономики:
объективная необходимость и понятие 6
1. Необходимость государственного регулирования рыночной
экономики 6
1.2.Понятие государственного регулирования рыночной экономики 9
1.3. Теоретические аспекты регулирования различных сфер рыночной экономики 15
Глава 2. Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики 18
2.1. Экономика как объект общественного регулирования 18
2.2. Современные задачи государственного регулирования 22
2.3. Трансформация экономической системы России 24
Глава 3. Специфика государственного регулирования 29
3.1. Государственное регулирование в России 29
3.2. Государственное регулирование в Японии 33
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.09 Кб (Скачать)

     Для обеспечения соответствия структуры  административного аппарата новым  условиям развития, в том числе  для уменьшения расходов на его содержание, были ликвидированы его мало эффективные звенья, а также звенья, ставшие ненужными в результате сужения масштабов административного регулирования. Были сокращены численность занятых и количество департаментов и отделов всех министерств и управлений, занимающихся административным регулированием компаний инфраструктуры. За 1980-1987 гг. общее число чиновников, работающих в министерствах и управлениях, курирующих инфраструктуру , уменьшилось на 2, 1 тыс. человек.

     Интернационализация отраслей инфраструктуры Японии и выход  ее компаний на рынки других стран  привели к тому, что прежние  методы административного регулирования  уже не могут охватить все стороны  деятельности инфраструктурных фирм. Для решения этой проблемы был  взят курс на "интернационализацию" системы административного регулирования, приведения ее в соответствие с новыми условиями. Был создан механизм согласования государственного регулирования отраслей различных стран на межправительственном уровне.

     Япония  участвует в специализированных международных комиссиях по вопросам развития отдельных отраслей инфраструктуры, появились двусторонние комиссии по урегулированию конфликтов в торговле услугами ряда отраслей инфраструктуры и совместного решения других вопросов.

     По  мере формирования международного механизма  регулирования инфраструктуры основное внимание постепенно смещается с  устранения внешнеторговых противоречий на координацию совместных усилий для  решения долгосрочных проблем развития отраслей инфраструктуры (разработка принципиально новых средств  и сооружений, создание всемирной  комплексной цифровой сети связи  и т. д. ).

     Таким образом, важнейшей отличительной  чертой нового механизма государственного регулирования инфраструктуры, формирование которого началось в 80-е годы под  воздействием изменений условий  общественного производства, является переход от преимущественно прямых на преимущественно косвенные методы. Государственная политика по раскрепощению хозяйственной инициативы и стимулированию конкуренции во всех отраслях вызвала к жизни такие формы взаимодействия государства с частным сектором, которые означают своего рода полную или частичную "приватизацию" определенных хозяйственных функций государственных органов. Государство все больше освобождает себя от непосредственной хозяйственной деятельности, если она может осуществляться достаточно эффективно частными компаниями под эгидой и контролем государства. [13.С 28] 
 
 
 
 

Заключение 

     Государственное регулирование - объективная необходимость  развития рыночной экономики. Степень  государственного регулирования зависит  от уровня развития рыночных отношений. Четкое формулирование и закрепление  в нормативных актах государственной  экономической политики — необходимые  условия эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики.

     Правовое  обеспечение рыночных отношений  — средство государственного регулирования  экономики. Эффективное применение средств государственного регулирования  возможно лишь в правовых формах.

     Необходимое условие эффективного государственного регулирования — учет интересов  субъектов рыночных отношений.

     Государственный сектор экономики — важная составная  часть рынка и инструмент государственного регулирования.

     Государственный контроль и надзор — эффективное  средство государственного регулирования  в сфере предпринимательской  деятельности и частного бизнеса.

     Но  преувеличение роли государства, взгляд на государственное регулирование  как на панацею от всех социально-экономических  проблем неправомерны. Подобно тому как есть «провалы» рынка, есть и «провалы» государства. Экономическая эффективность—это прежде всего рынок. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Более того, эти принципы постепенно воспринимаются всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Процесс восприятия базовых ценностей рынка, обеспечивших группе стран лидирующее положение в мире, будет усиливаться по мере стремительной интернационализации не только экономической деятельности, но и вообще всей жизни человека.

     Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической  системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве. [11.С 15] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

    
    1. Макконнелл  К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика: Пер. с англ. М., 1999. Гл. 2.
    2. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность). М., 1996.
    3. Аллэ М. Экономика как наука. М., 1995.
    4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: 1992. 1.Гл. 1.
    5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1999. Гл. 3, 5.
    6. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб пособие.-2-е изд.—М.: Дело, 2007.-432 с.
    7. Обухова С.Д. Мировая экономика. Москва: «АСТ».-2008.- 537 с.
    8. Основы экономической теории. Под ред. С.И.Иванова, книга 2. Москва: «Вита-пресс».- 2006.-393 с.
    9. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995.
  1. Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов.

Москва 1995.

  1. Социальная рыночная экономика. Германский путь. Хайнц Ламперт.

Издательство  “Дело”. Москва 1994.

  1. Лившиц А.Я. Краткий курс государственного управления экономикой

II РЭЖ  №10-11 1999.

  1. Бартлинг Г., Луциус Г. Основы учения о рыночной экономике / Под

ред.И. И. Столярова. М.: Агент, 1997.

  1.   Государственное регулирование рыночной экономики. Уч. пособие.

М.:Дело, 2001.

15. Государственное  регулирование рыночной экономики.  Уч. пособие, 1998.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики