Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи).

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Государственное регулирование рыночной экономики:
объективная необходимость и понятие 6
1. Необходимость государственного регулирования рыночной
экономики 6
1.2.Понятие государственного регулирования рыночной экономики 9
1.3. Теоретические аспекты регулирования различных сфер рыночной экономики 15
Глава 2. Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики 18
2.1. Экономика как объект общественного регулирования 18
2.2. Современные задачи государственного регулирования 22
2.3. Трансформация экономической системы России 24
Глава 3. Специфика государственного регулирования 29
3.1. Государственное регулирование в России 29
3.2. Государственное регулирование в Японии 33
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.09 Кб (Скачать)

     Использование принципов laissez-faire и “эффективности по Парето” сыграло огромную роль в становлении рыночной экономики в развитом мире. Однако и представление, что идеальной следует считать экономику, которая регулируется лишь “невидимой рукой” Адама Смита, не подтвердилось ни практикой, ни научными разработками. Разумеется, в природе не существует ”совершенных” рынков, вследствие чего и приходится прибегать к мерам внешнего подрегулирования. Дело в том, что регулирование экономики государством и другими общественно-политическими институтами выступает органической предпосылкой самой возможности устойчивых экономических, в том числе рыночных отношений.

     Государственные интересы и сам фактор государства  непременно присутствуют в функционировании рыночной экономики на всех этапах её существования и развития в  более или менее зрелом виде. Это  с  очевидностью демонстрирует вся  современная практика как высокоразвитых, так и развивающихся стран. В  научных публикациях приводятся весомые аргументы, основывающие важность государственного регулирования для  успешного функционирования рыночных хозяйственных систем.

     Можно выделить следующие основные причины  для государственного вмешательства: 1) отсутствие в реальности совершенной  конкуренции; 2) недоступность для  рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь  полного равновесия; 3) необходимость  общественного перераспределения  благ в соответствии с факторами, неподвластными рынку; 4)отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде; 5) наличие внешних факторов, требующих  компенсационных действий; 6) существование значительных сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ.

     Конкретные  механизмы государственного регулирования  национальной экономики определяются не только общими устоявшимися в мире закономерностями, но и характером, особенными чертами экономики страны. В этом плане российская экономика  как объект регулирования отличается рядом специфических особенностей. Об этом говорят уникальные пространственные масштабы российской экономики. Особые требования, объективно предъявляются  со стороны экономики в целом  к инфраструктурным объектам. Но эти  объекты недостаточно развиты и  имеется большая потребность  в капитальных ресурсах.

     Россия  сообразно принятой в мире классификации  относится к группе стран с  переходной экономикой. Уже само качество переходности задаёт дополнительную управленческую компоненту в государственном влиянии  на экономические и политические процессы. Совершающийся в России переходной процесс от некогда мощной централизованно-плановой экономики к экономике либерально-рыночной, не имеет по своим масштабам и сложности прецедентов в мировой истории.

     В соответствии с такими особенностями  переходного процесса объективно весьма значительное место у нас должны занимать целевые государственные  программы, призванные формировать  несуществующие или слабо развитые объекты рамочного типа ( инфраструктуры, рыночные институты и т. д. ). Вряд ли они сформируются на базе одной лишь частной инициативы.

     Сложившаяся в России на рубеже 20 и 21 веков экономика  относится к классу смешанных  экономик, где частное предпринимательство  не может не сочетаться с государственным  воздействием и регулированием. Она  состоит из нескольких, различных  по типу собственности хозяйственных  укладов. В период реформ, проводившихся  после 1991 года, имела место трансформация  господствовавшего прежде уклада, базировавшегося  на общественной собственности на средства производства, в иные уклады с явным  возрастанием доли частного предпринимательства.

     Это существенное возрастание доли частнособственнического  хозяйственного уклада происходило  в условиях резкого общего экономического спада. В абсолютном выражении производительная сила частнособственнического сектора была недостаточной, чтобы компенсировать утрату былой производительной роли объектов общественной собственности. Сектор частной и корпоративной собственности в значительной мере сосредоточился на финансовом бизнесе, слабо связанном с развитием реального сектора экономики. По состоянию на 2000 год относительно 1990 года ВВП по России составлял менее 59%, промышленное производство – 54,5, сельскохозяйственное производство – 61,2, инвестиции в основной капитал – 27,5%. [4.С 21]

     Заметим, что потенциальная роль государственного уклада в России намного выше чем количественная доля объектов государственной собственности в производстве ВВП. Дело в сложившейся недостаточной загруженности большинства производственных объектов. Это может быть изменено в лучшую сторону лишь на путях оптимальной экономической политики, а также при значительной доле пакетов собственности, принадлежащих государству в многочисленных акционерных обществах. Кроме того, влияние государственных органов фактически остаётся решающим фактором для становления и последующей судьбы большинства крупных предпринимательских структур. Многие так называемые олигархи умножили свой капитал, пользуясь близостью к государственным структурам.

     Таким образом, в условиях России экономическая  роль государства по многим параметрам значительнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. И с этим нельзя не считаться. Сохраняется и высокая  вероятность использования традиций огосударствления экономики в корыстных  целях дальнейшего обюрокрачивания экономических отношений со всеми вытекающими последствиями. Поэтому столь важна политика эффективной либерализации и дебюрократизации экономики. 

    1. Современные задачи государственного регулирование

     Наборы  задач, решаемых правительствами при  регулировании экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, так  и конкретными потребностями, условиями  определённой страны. Применительно  к современной России можно выделить три крупные обобщённые задачи, решаемые в ходе государственного регулирования  экономики. Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации. Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости её институтов. В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.

     Первая  из этих задач решается в основном усилиями предприятий, фирм, корпораций. В условиях “идеального” рынка  она могла бы гипотетически реализоваться  и без участия государства. Но, как уже говорилось, современный  рынок не может функционировать  без государственной экономики. Для достижения устойчивого и  социального ориентированного экономического роста нужна целостная экономическая  политика общенационального  масштаба. Это подразумевает адекватное конструирование  и совершенствование государственных  институтов, воздействующих на экономические  интересы субъектов хозяйствования. Предполагается также реализация государственного заказа и национальных инвестиционных программ по особо значимым для общества направлениям. Сегодня экономическая  политика в стране, равнозначной России, непременно должна быть инновационно ориентированной. Это требует особых мер со стороны государства по поддержке науки, образования и инновационного предпринимательства.

     Вторая  задача – трансформация экономической  системы страны. В определённом смысле её можно расценивать как иное выражение первой. Она по определению  подразумевает, что в ходе своей  трансформации, система достигает  высокой хозяйственной и социальной результативности, сориентированной на устойчивый экономический рост. Трансформация  экономической системы страны, имея в виду создание современной и  высокоэффективной рыночной экономики, предполагает широкий круг реформационных действий, которые характеризуются  сложными параметрами и требуют  особого контроля со стороны государства. Решающее значение в этом блоке задач  формирование необходимых для высокоэффективной  экономики рыночных институтов, преобразование и совершенствование системы  государственного управления.

     Третья  задача – внешнеэкономическая. Она  связана с поддержкой государством самостоятельности и идентичности экономической системы страны в отношениях с внешним миром. Известно, что современные международные экономические отношения пронизаны духом глобализма. Национальные экономические интересы могут оттесняться на второй и даже третий план под мощных давлением интересов транснационального капитала. Но транснациональный и международный капитал по своему тоже национальны. Они выражают приоритеты страны своего базирования и интегральные интересы группы стран. И обычно это наиболее развитые страны мира. Поэтому задача отстаивать во внешнеэкономических отношениях национальные интересы страны не утратила своего значения. Она стала более многогранной и сложной. Но Россия слишком долгое время жила в условиях государственной монополии на внешнеэкономические связи и их относительной ограниченности в сравнении с масштабами внутренней экономики. Теперь же в условиях почти полной открытости российской экономики глобальному миру внешнеэкономические аспекты государственного регулирования обретают стратегическое значение. Они связаны с преодолением многих потенциальных угроз для национальной безопасности.

     Перечисленные три главные задачи государственного регулирования тесно переплетены  и дополняют друг друга. Практически, исходя из акцентов, рождаемых периодом реформ, они вращаются вокруг стратегии  и тактики преобразования экономической  системы страны, как стержневой проблемы.

    1. Трансформация экономической системы России

     В 80-х годах 20 века полновесно обнажился  клубок тяжёлых противоречий, с которыми столкнулись экономика и общество Советского Союза, наиболее крупной  составной частью которого была Россия. Резко упали темпы экономического роста. Предприятия и структура  управления закостенели и оказались  неприспособленными к требованиям  НТП. Большая часть продукции  была неконкурентноспособной по  внешнеэкономическим меркам. До предела обострилась в торговле проблема дефицита почти по всем товарным группам. Начал снижаться жизненный уровень населения. Последовала по инициативе М. С. Горбачёва неудачная попытка “перестройки” общества с приданием экономике “ускорения” на прежней (социалистической) основе. Поэтому после разрушения Советского Союза и превращения России и входивших в СССР союзных республик в независимые государства в общественном мнении возобладала идея радикального отхода от прежней концептуальной базы развития экономики и общества. Отказались от всеобъемлющего централизованного планового управления, от господства общенародной социалистической собственности и т. д.

     Россия, другие постсоветские страны, бывшие социалистические страны, входившие  в Восточный блок, избрали путь  трансформации экономической и  политической систем. Они ориентировались  на модель, отработанную многовековой практикой частнокапиталистического хозяйствования в наиболее развитых странах мира. Термин “трансформация”  обозначил радикальные реформы, начатые на пространстве постсоциалистических стран. Самым общим их ориентиром стало стремление создать полноценную рыночную экономику, соответствующую опыту основных стран мира.

     Экономическая трансформации по самой логике термина означает перевод экономической системы в новое состояние, позволяющее лучше удовлетворять потребности общества. Поскольку этот процесс, как показала жизнь, длительный, понадобилось выработать стратегию трансформации, т. е. чётко определить её цели, а также средства и механизмы их достижения. Необходимо было ещё и внятое представление об имеющихся ограничениях.

       Ключевой вопрос в том, как  сформулированы цели трансформации.  Самое главное условие – цели  должны соответствовать потребностям  конкретного развития. Они также  должны быть понятны обществу  и разделяться подавляющим большинством  его членов. Такие цели обязаны  быть критериальными, т. е. поддаваться количественной и качественной оценке. Их следует чётко выстроить во времени и увязать с имеющимися средствами. Достижение же целей стратегии должно опираться на ясную привязку к пространственным характеристикам, т. е. проработано в регионально-территориальном разрезе.

     Экономические системы развитых стран мира прошли через следующие исторические этапы:

  1. Эпоха свободной конкуренции. Когда она началась и существовала ли она в достаточно чистом виде, сказать трудно. Подчеркнём лишь, что становление “чистого” капитализма, базирующегося на свободной конкуренции, было весьма медленным.   
  2. Эпоха массового производства. Это был период, когда тон во всей системе экономических отношений задавала фаза производства. Продукция была лишена значительных внутривидовых различий, и каждая новинка длительное время по своим потребительским и конструктивным качествам соответствовала нуждам потребителей. Главным оружием против конкурента было снижение издержек производства. Одним из наиболее характерных  представителей эпохи массового производства был Генри Форд. Выдающимся его достижением стал дешёвый общедоступный автомобиль, выпускаемый с помощью конвейера. В США эпоха массового производства берёт начало примерно с 20-30 г. 19 века. Важные импульсы её становлению дало сначала формирование системы каналов, а затем общенациональный системы железных дорог. Считается, что к 80-90-м годам в этой стране была сформирована инфраструктура для массового производства. Именно с этим периодом связывается появлением фирмы (корпорации) как типичный формы организации капитала.
  3. Эпоха сбыта пришла на смену “массовому производству” примерно с начала 30-х г. 20 века. Для этого периода характерна быстрая дифференциация продукции, активизация борьбы за потребителя. Наступил, так сказать, “звёздный час” тех фаз воспроизводства, которые непосредственно связаны с рынком. Считается, что корпорация “Дженерал Моторз” в США первой переключила внимание с фазы производства на фазу сбыта, на изучение рынка. От характерной для прошлого работы на устойчивого потребителя пришлось перейти к системе постоянного поиска новых потребителей и формирования своих ниш на рынке. Отсюда берёт начало новая концепция и функция бизнеса, получившая название маркетинга.
  4. Постиндустриальная эпоха охватывает экономику и социальные процессы в развитых странах примерно с середины 50-х годов. Главным фактором, меняющим системную ориентацию экономики, стала научно-техническая революция середины века. Она вызывала активную смену используемых в производстве технологий. Несомненно, цели трансформации экономической системы России должны тяготеть к параметрам постиндустриальной модели рынка. Но и такая конкретизация цели недостаточна. Она остаётся размытой по связи с потребителями общества. Может служить лишь рамочным, фоновым ориентиром.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики