Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 14:37, курсовая работа
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи).
Введение 4
Глава 1. Государственное регулирование рыночной экономики:
объективная необходимость и понятие 6
1. Необходимость государственного регулирования рыночной
экономики 6
1.2.Понятие государственного регулирования рыночной экономики 9
1.3. Теоретические аспекты регулирования различных сфер рыночной экономики 15
Глава 2. Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики 18
2.1. Экономика как объект общественного регулирования 18
2.2. Современные задачи государственного регулирования 22
2.3. Трансформация экономической системы России 24
Глава 3. Специфика государственного регулирования 29
3.1. Государственное регулирование в России 29
3.2. Государственное регулирование в Японии 33
Список использованной литературы 39
Использование принципов laissez-faire и “эффективности по Парето” сыграло огромную роль в становлении рыночной экономики в развитом мире. Однако и представление, что идеальной следует считать экономику, которая регулируется лишь “невидимой рукой” Адама Смита, не подтвердилось ни практикой, ни научными разработками. Разумеется, в природе не существует ”совершенных” рынков, вследствие чего и приходится прибегать к мерам внешнего подрегулирования. Дело в том, что регулирование экономики государством и другими общественно-политическими институтами выступает органической предпосылкой самой возможности устойчивых экономических, в том числе рыночных отношений.
Государственные интересы и сам фактор государства непременно присутствуют в функционировании рыночной экономики на всех этапах её существования и развития в более или менее зрелом виде. Это с очевидностью демонстрирует вся современная практика как высокоразвитых, так и развивающихся стран. В научных публикациях приводятся весомые аргументы, основывающие важность государственного регулирования для успешного функционирования рыночных хозяйственных систем.
Можно
выделить следующие основные причины
для государственного вмешательства:
1) отсутствие в реальности совершенной
конкуренции; 2) недоступность для
рыночных субъектов всей информации
и неспособность рынка достичь
полного равновесия; 3) необходимость
общественного
Конкретные
механизмы государственного регулирования
национальной экономики определяются
не только общими устоявшимися в мире
закономерностями, но и характером,
особенными чертами экономики страны.
В этом плане российская экономика
как объект регулирования отличается
рядом специфических
Россия сообразно принятой в мире классификации относится к группе стран с переходной экономикой. Уже само качество переходности задаёт дополнительную управленческую компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Совершающийся в России переходной процесс от некогда мощной централизованно-плановой экономики к экономике либерально-рыночной, не имеет по своим масштабам и сложности прецедентов в мировой истории.
В соответствии с такими особенностями переходного процесса объективно весьма значительное место у нас должны занимать целевые государственные программы, призванные формировать несуществующие или слабо развитые объекты рамочного типа ( инфраструктуры, рыночные институты и т. д. ). Вряд ли они сформируются на базе одной лишь частной инициативы.
Сложившаяся
в России на рубеже 20 и 21 веков экономика
относится к классу смешанных
экономик, где частное
Это существенное возрастание доли частнособственнического хозяйственного уклада происходило в условиях резкого общего экономического спада. В абсолютном выражении производительная сила частнособственнического сектора была недостаточной, чтобы компенсировать утрату былой производительной роли объектов общественной собственности. Сектор частной и корпоративной собственности в значительной мере сосредоточился на финансовом бизнесе, слабо связанном с развитием реального сектора экономики. По состоянию на 2000 год относительно 1990 года ВВП по России составлял менее 59%, промышленное производство – 54,5, сельскохозяйственное производство – 61,2, инвестиции в основной капитал – 27,5%. [4.С 21]
Заметим, что потенциальная роль государственного уклада в России намного выше чем количественная доля объектов государственной собственности в производстве ВВП. Дело в сложившейся недостаточной загруженности большинства производственных объектов. Это может быть изменено в лучшую сторону лишь на путях оптимальной экономической политики, а также при значительной доле пакетов собственности, принадлежащих государству в многочисленных акционерных обществах. Кроме того, влияние государственных органов фактически остаётся решающим фактором для становления и последующей судьбы большинства крупных предпринимательских структур. Многие так называемые олигархи умножили свой капитал, пользуясь близостью к государственным структурам.
Таким
образом, в условиях России экономическая
роль государства по многим параметрам
значительнее, чем могло бы показаться
на первый взгляд. И с этим нельзя
не считаться. Сохраняется и высокая
вероятность использования
Наборы задач, решаемых правительствами при регулировании экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, так и конкретными потребностями, условиями определённой страны. Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщённые задачи, решаемые в ходе государственного регулирования экономики. Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации. Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости её институтов. В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.
Первая
из этих задач решается в основном
усилиями предприятий, фирм, корпораций.
В условиях “идеального” рынка
она могла бы гипотетически реализоваться
и без участия государства. Но,
как уже говорилось, современный
рынок не может функционировать
без государственной экономики.
Для достижения устойчивого и
социального ориентированного экономического
роста нужна целостная
Вторая
задача – трансформация экономической
системы страны. В определённом смысле
её можно расценивать как иное
выражение первой. Она по определению
подразумевает, что в ходе своей
трансформации, система достигает
высокой хозяйственной и
Третья
задача – внешнеэкономическая. Она
связана с поддержкой государством
самостоятельности и
Перечисленные
три главные задачи государственного
регулирования тесно
В
80-х годах 20 века полновесно обнажился
клубок тяжёлых противоречий, с которыми
столкнулись экономика и
Россия,
другие постсоветские страны, бывшие
социалистические страны, входившие
в Восточный блок, избрали путь
трансформации экономической и
политической систем. Они ориентировались
на модель, отработанную многовековой
практикой
Экономическая трансформации по самой логике термина означает перевод экономической системы в новое состояние, позволяющее лучше удовлетворять потребности общества. Поскольку этот процесс, как показала жизнь, длительный, понадобилось выработать стратегию трансформации, т. е. чётко определить её цели, а также средства и механизмы их достижения. Необходимо было ещё и внятое представление об имеющихся ограничениях.
Ключевой вопрос в том, как
сформулированы цели
Экономические системы развитых стран мира прошли через следующие исторические этапы:
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики