Проблемы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:44, реферат

Краткое описание

Результатом регулирования экономики стало построение собственной модели экономического развития, основанной на высоких темпах экономического роста, внешнеэкономической открытости, социальной стабильности, развития малого и среднего бизнеса.

Файлы: 1 файл

Проблемы и перспективы государственного регулирования экономики.docx

— 20.41 Кб (Скачать)

Проблемы государственного регулирования  экономики

Результатом регулирования экономики  стало построение собственной модели экономического развития, основанной на высоких темпах экономического роста, внешнеэкономической открытости, социальной стабильности, развития малого и среднего бизнеса.

Современная рыночная система немыслима  без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой  происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавлении ее от чрезмерной государственной активности.

Существуют важные ограничения  для регулирования размеров государственного вмешательства. Например, недопустимы  любые действия государства, разрушающие  рыночный механизм (тотальное директивное  планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др. ). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно «мягкое», ограниченное по срокам, масштабам и другим параметрам и выступающее в виде национальных целевых программ.

Надо также отметить, что рынок  во многом является самонастраивающейся  системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными экономическими методами. Однако в ряде случаев  применение административных методов  не только допустимо, но и необходимо.

Нельзя уповать только на экономические  либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. Прибегая к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

Среди методов государственного регулирования  не существует совершенно непригодных  и абсолютно неэффективных. Нужны  все, и вопрос лишь в том, чтобы  определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы  разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Самими же экономическими регуляторами следует пользоваться предельно  осторожно, не ослабляя и не заменяя  рыночные стимулы. Если государство  игнорирует это требование, запускает  регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Среди экономических регуляторов  нет ни одного идеального. Любой  из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты  регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать.

 

«Провалы»- рынка. «Провалами рынка называют такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения».

В экономической теории обычно выделяют следующие «провалы» рынка.

1. Тенденция к установлению отдельными  экономическими субъектами монопольного  контроля над рынком. Рыночная  система может быть неустойчива.  В стремлении максимизировать  прибыль каждый субъект рынка  стремится подавить конкурентов.  Поэтому конкурентная среда может  перерасти в олигопольный или даже монопольный рынок. Рыночная система не имеет внутренних механизмов противодействующих тенденции к монополизации рынка.

2. Неравномерность распространения  информации в экономической среде.  Принимая экономические решения,  субъекты рынки должны принимать  во внимание данные о спросе  потребителей, конкурентах, будущем  развитии конъюнктуры и многом  другом. Однако информация распространяется  в экономической среде не равномерно. Одни субъекты рынка владеют  большей информацией, чем другие.

Получение информации, необходимой  для принятия экономических решений  любого уровня - от покупки овощей у  уличного торговца до подписания многомиллионного контракта на разработку полезных ископаемых в другой стране, - требует специальных  усилий, затрат. Не все субъекты рынка  могут принять на себя достаточные  траты для того, чтобы обеспечить обоснованность и объективно своих  действий. Более того, информация бывает эксклюзивной - доступной только некоторым  субъектам рынка в силу, например, их социального положения. Наконец, даже та информация, которая в принципе доступна всем, распространяется не сразу, а в течение определенного  времени (правда, с развитием современных  средств связи обработки информации это ограничение теряет силу).

3. Неспособность производить - общественные  блага. Как известно, «общественными  благами» называют товары и  услуги, которые могут потребляться  всеми членами общества независимо  от того, в какой мере член  общества оплатил пользование  этими товарами и услугами. Примерами  общественных благ являются национальная  оборона, поддержание правопорядка, служба «скорой помощи», объекты  общедоступной инфраструктуры, такие,  как маяки. На «общественные  блага» не распространяется принцип  исключения, то есть потребление  блага одним членом общества  не уменьшает способность других  пользоваться тем же благом.

Можно разделить «чистые» и «условные» «общественные блага». Для «чистых» благ принцип исключения действительно  совсем не имеет силы. Например, возможность  пользоваться светом маяка для моряков  не изменится, если по каким-то причинам численность кораблей и соответственно «пользователей» маяка увеличится. Доступ иметь «условных» «общественных  благ» все же имеет некоторую  зависимость от количества пользователей. Например, увеличение числа вызовов  милиции может привести к тому, что к кому-то милиция не успеет вовремя приехать. Однако эта зависимость  не настолько велика, чтобы отнести  «условные» «общественные блага» к  обычным товарам и услугам.

4. Неспособность соблюдать социально  приемлемые границы «равенства»  в распределении доходов. Рынок  нейтрален к социальным требованиям  и распределяет блага в зависимости  от того, кто и сколько готов  заплатить. В связи с тем,  что новые доходы субъектов  рынка обычно являются результатом  капитализации ранее полученных  доходов, рыночная система имеет  тенденцию концентрации богатства  на одном полюсе и бедности  — на другом полюсе.

5. Особое место среди «провалов» рынка занимает неспособность рынка устранить - «внешние эффекты» («экстерна» Экстерналий — это дополнительные выгоды или издержки, возникшие как побочный эффект от деятельности других лиц. Экстерналии не являются результатом деятельности тех кто их получает. Примером положительных экстерналий (выгод) может служить рост посещаемости и повышение цен в ресторане, рядом с которым возвели популярный туристический объект. Владелец ресторана не приложил собственных усилий для повышения цен на блюда, предлагаемые посетителям, и увеличение его доходов является исключительно результатом деятельности других субъектов (например городских властей, которые построили близлежащий туристический объект. Бывают и отрицательные экстерналии (потери), например снижение посещаемости санатория, рядом с которым провели железную дорогу.

Эти неоптимальные или нежелательные  для общества решения вытекающие из самой природы рынка, устраняются с помощью государственного регулирования.

Такие «провалы» рынка, как превышение социально допустимых границ неравенства  и неспособность производить  общественные блага, компенсируются государственной  социальной политикой и работой  государственного сектора экономики.

«Провалы» рынка привлекали наибольшее внимание теоретиков в первой половине XX в., когда западная рыночная система претерпевала глубокие изменения, переходя от раннего конкурентного капитализма к сложной социально-экономической системе с высоким уровнем негосударственного регулирования и социальной защиты. С течением времени, однако, накопился большой материал о серьезных недостатках государственного регулирования, обусловленных самим характером государства как участника экономического процесса. По аналогии с «провалами» рынка их стали называть «провалами» государства.

«Провалы» государства. «Провалы государства - это возможность принятия государственными органами таких экономических решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества».

К «провалам» государства относятся  следующие.

1. Недостаток объективной информации  для принятия оптимальных или  желательных для общества решений.  Взаимоотношения государственных  органов и негосударственных  экономических организаций строятся  таким образом, что последние  всегда стремятся манипулировать  информацией, поступающей в государственные  органы. Например, они могут преувеличивать  социальную значимость своего  производства или трудности своего  экономического положения для  того, чтобы получить государственные  субсидии. Зачастую частные предприниматели  занижают объемы своего оборота,  стремясь уменьшить налоговые  отчисления. Приступая к крупным  экономическим проектам, например к финансированию строительства большого предприятия совместно с частным капиталом, государственные органы хуже знают состояние и перспективы рынка, чем частные предприниматели, которые работают на этом рынке.

2. Бюрократизм в принятии экономических  решений. Современное государство  является очень сложным социальным  организмом, и принятие решений  всегда требует длительных и  трудных согласований между различными  ведомствами. Сложная процедура  выбора информации и согласования  зачастую оборачивается неспособностью  государства принять своевременное  и желательное для общества  решение.

3. Недостаток контроля общества  над бюрократией. Это самый  существенный «провал» государства.  В силу профессионализации управленческих  функций и многих других причин  высшие государственные структуры,  особенно неизбираемые исполнительные органы, приобрели известную автономность от общества даже в самых демократических странах. Это позволяет бюрократии в процессе экономического управления преследовать собственные цели, чаще цели упрочения своего высокого положения в обществе, получения дополнительного государственного финансирования и увеличения бюрократических структур. Государственные органы часто ведут своеобразный «торг» между собой в связи с принятием важных экономических решений. Например, какая-либо структура исполнительной власти добивается согласия других органе поддержку ее экономических инициатив в парламенте в обмен содействие в решении других вопросов. В современной теории это называется «бюрократический рынок». Поэтому решения, которые принимают государственные органы, часто служат интересам огромного государственного аппарата или его частей, а не общества в целом.

Несовершенство политического  процесса. В современном демократическом обществе принятие экономических решений тесно увязано с политическими интересами властных структур. Примером могут служить экономические последствия избирательного цикла: перед выборами государственные органы могут смягчать экономическую политику, например увеличивая социальные льготы, и избегают непопулярных мер. Трудные экономические решения обычно переносятся на начало следующего избирательного цикла. Еще одним примером влияния политического процесса на экономику является лоббирование региональных проблем в ущерб интересам всего общества.

Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел  в государственной управленческой или производственной структуре. В  отличие от частного предпринимателя  производитель государственной  структуры испытывает значительно  меньшее давление со стороны конкурентов  и не сталкивается с затратами  разорения. Поэтому он меньше заинтересован в том, чтобы минимизировать разницу между затратами возглавляемой им структуры зарплатой работников и служащих, расходами на сырье, материалы, энергоносители и т. д.) и результатами ее деятельности.

Анализ «провалов» рынка и государства  показывает, что в сложном современном  обществе неправомерно делать односторонний  упор на рынок, или на государство. Внутренние недостатки, обусловленные самой  природой рыночной и государственной  форм организации экономической  деятельности, требуют их сбалансированного  сочетания путем развития гибкой и адаптивной (способной приспосабливаться  к внешним требованиям) институциональной  системы.

В течение последних десятилетий  вопрос о роли государства в экономике  занимает одно из центральных мест в экономической теории. В мире постоянно менялось отношение к  государству в развитых странах  — от полного отрицания вмешательства  государства в повседневную экономическую  жизнь и сведения его роли до положения  «Ночного сторожа» до односторонней  ориентации на государственное регулирование  как способ решения социально-экономических  проблем. Мы также показали, что государству, как и рынку, присущи заутренние недостатки — «провалы».

Решение вопроса о необходимой  мере участия государства в экономике  должно опираться на простое суждение: государству следует знатъ то, что не может делать рынок. Следовательно, государство должно сосредоточивать усилия, прежде всего там, где рынок обнаруживает свои «провалы».


Информация о работе Проблемы государственного регулирования экономики