Проблемы совершенствования государственного регулирования. Нефтегазового комплекса России в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:23, сочинение

Краткое описание

Права собственности различаются в зависимости от местонахождения нефтяной площади: относящейся к прибрежному морскому дну, находящемуся за пределами территориальных вод какой-либо страны, или к наземному месторождению, а также к прибрежному месторождению в пределах территориальных вод. По отношению к прибрежному месторождению прибрежное государство не обладает полными правами собственности на природные богатства, находящиеся на морском дне континентального шельфа, скорее оно имеет исключительные суверенные права для целей поиска, разведки и эксплуатации природных богатств континентального шельфа в соответствии с международным правом (Женевская конвенция по континентальному шельфу, 1958 г.).

Файлы: 1 файл

ЭССЕЕ менеджмент (1).doc

— 332.00 Кб (Скачать)

В случае достижения договоренности заинтересованные фирмы окончательно определяют доли своего участия в интересующем их блоке и подписывают лицензионное соглашение. Совладельцами лицензии могут быть как норвежские, так и иностранные фирмы. Совладельцы лицензии определяют операционную компанию, которая действует от их имени. Эта фирма-оператор становится единственным юридическим лицом, представляющим данную лицензию. Кроме того, она несет ответственность за разведку, бурение, оценку продуктивности и и возможности разработки месторождения, добычу нефти и газа. Совладельцы лицензии могут принимать участие в организации работ на всех стадиях технологического процесса, а при необходимости осуществлять контроль за деятельностью оператора; утверждать представляемые оператором бюджеты и планы; обеспечивать финансирование.

    Для организации совместной деятельности оператор и партнеры образуют комитет  по управлению (руководящий комитет), в котором, как правило, все компании-участницы  имеют по одному голосу. Также создается целый ряд специализированных комитетов (по разведке на стадии изыскательских работ, технический, коммерческий, юридический, по запасам, по общественным связям и др.), которые консультируют оператора и комитет по управлению. Оператор участвует в работе всех комитетов. Если требуются специализированные работы (сейсмические исследования, бурение, испытания скважин, строительство, техническое обслуживание, материальное обеспечение), оператор заключает традиционные контракты с соответствующими исполнителями .

    Такие грандиозные достижения в области  освоения труднодоступных запасов углеводородных ресурсов были бы невозможны без соответствующей политики и поддержки государства. Среди наиболее важных принципов, которые положены в основу правовой базы норвежского нефтегазового бизнеса, выделены следующие:

    все запасы нефти и газа принадлежат  государству; нефтяные компании (в том  числе и зарубежные) могут заниматься разведкой, разработкой месторождений и добычей углеводородного сырья, приобретая лицензии на конкурсной основе;

    нефтяные  компании имеют право на продажу  добытых ими нефти и газа пропорционально  их доле участия в разработке месторождения, что стимулирует инвестиции в  условиях риска.

    За  законодательство и общую политику государства в нефтегазовом бизнесе отвечает стортинг (парламент). Он утверждает предложения Министерства нефти и электроэнергии по бюджету, разработке месторождений и т.п. В 1972 г. решением стортинга были образованы Норвежский нефтяной директорат и государственная нефтяная компания "Статойл".

Норвежский  нефтяной директорат подотчетен министерству по всему комплексу вопросов производственно-технологического цикла и экономических взаимоотношений  нефтяных компаний с государством. Эта управленческая структура, в  которой занято около 350 сотрудников, ответственна за разработку стратегии нефтяной политики государства, экспертизу технико-технологических вопросов разведки и эксплуатации нефтегазовых месторождений, всех документов, представляемых министерству, iio этим вопросам директорат консультирует министерство и обеспечивает неукоснительное соблюдение нефтяными компаниями правовых положений, закрепленных в законодательстве. С нефтяными компаниями расчеты по налогам и сборам от имени государства также ведет директорат.

    Отметим, что государственные доходы Норвегии от эксплуатации нефтегазовых ресурсов весьма существенны. Они образуются из четырех основных источников: платы за право разработки месторождения (ройялти), налогообложения нефтегазовых компаний, дивидендов от акций государства в нефтяных фирмах и прибыли от продажи государственной доли добытых нефти и газа. Размер ройялти рассчитывается специально на основании Закона о нефти, вступившего в силу I июля 1985 г. В 1990 г. он составил 8,5 млрд.крон, а плата за лицензированную площадь (начисляется в зависимости от ее размеров) 0,3 млрд.крон. Таким образом, директорат обеспечивает все аспекты отношений нефтяных компаний с государственными органами, начиная от предоставления лицензий на разведку л добычу и кончая расчетами по налогам и сборам.

    Министерство, свободное от функции оперативного управления, занято выработкой принципиальных решений по энергетической политике государства, общехозяйственным и межотраслевым проблемам, готовит вопросы для рассмотрения в парламенте, отвечает за реализацию политики, выработанной парламентом, и контролирует государственную деятельность в области нефтедобычи.

    В составе министерства нефтяными  делами ведают в основном два отдела: нефти и маркетинга. Отдел нефти  занимается юридическими вопросами, обеспечивает законность договорных отношений и их целесообразность, контролирует ситуацию в разведке и разработке месторождений, осуществляет межотраслевые связи нефтяной и газовой промышленности. В компетенции отдела маркетинга находится рынок энерготоваров, а также экономика и планирование рыночной и внешнеэкономической стратегии страны в зависимости от ситуации в нефтегазодобыче.

Производственная  ступень государственного регулирования  нефтяной и газовой промышленности обеспечивается фирмой "Статойл". Она представляет собой акционерную компанию закрытого типа (100% акций принадлежит государству, они не поступают в продажу и не котируются на фондовой бирже). "Статойл" подчиняется всем законам и правилам, как и любые действующие в стране фирмы. Ее производственная деятельность распространяется на всю технико-технологическую цепочку - от геофизических исследований до получения и реализации нефтепродуктов и нефтехимической продукции.

    Управление  фирмой "Статойл" такое же, как  во всех акционерных компаниях (общее собрание держателей акций, собрание акционеров, совет директоров и президент). Однако роль держателя акций в ней исполняет Министерство нефти и электроэнергии, которое и несет непосредственную ответственность за результаты своей деятельности перед парламентом. Именно поэтому "Статойл" обязана, в отличие от других, представлять для обсуждения в парламент отчеты и планы. Но на практике министерство не вмешивается в оперативную работу совета директоров и президента фирмы.

    Собрание  акционеров состоит из 12 чел., из которых 8 назначаются министерством (из числа специалистов, а не политиков) и 4 выбираются служащими компании. Собранию акционеров подчиняется совет директоров, который формируется следующим образом: 6 чел. назначаются министерством из числа профессионалов нефтяного бизнеса, а 3 чел. выбираются служащими. Совет директоров, в свою очередь, назначает президента компании и председателя исполнительного комитета.

    Единственное  преимущество "Статойл" перед  другими фирмами - получение не менее 50^-ной доли во всех лицензиях в Норвегии (включая непосредственную долю государства). Это означает, что фирма автоматически обеспечивается статусом оператора предприятия (хотя в отдельных случаях оператор может иметь и менее 50$ участия в лицензии). Другими словами, Министерство нефти и электроэнергии и Норвежский нефтяной директорат автоматически входят в состав руководящих комитатов всех лицензионных блоков.

    Кроме "Статойл" в нефтегазовом бизнесе  страны под контролем государства  действует еще одна фирма - "Поршк гидро", в которой государство владеет 51% акций. В последние годы не прекращаются политические дебаты относительно приватизации "Статойл" по образцу "Поршк гидро", однако большинство в стортинге предпочитает оставлять все без изменений. И "Статойл", где занято II тыс. чел., продолжает свою успешную деятельность как в стране, так и за рубежом, имея дочерние фирмы в 10 странах.

За весьма короткий период нефтегазовая промышленность Норвегии превратилась в мощный межотраслевой производственный комплекс, который играет существенную роль как в национальной экономике, так и в энергоснабжении стран Западной Европы. Если же учесть весьма сложные природно-климатические и геологические условия функционирования отрасли, то достижения страны в нефтегазовом бизнесе кажутся еще более весомыми. При этом бурное развитие нефтегазодобычи в условиях чрезвычайно уязвимой северной природы не вызвало никаких экологических разрушений. Немалую роль в этом играет рациональная организация управления промышленностью и нефтяное законодательство страны, которое относится к наиболее совершенному в мире.

    Структура Норвежского нефтяного директората  следующая 

1.Генеральный  директор, секретариат, старший советник.

    2.Управления  и административные отделы (управление ресурсов управление техники, технологии и безопасности; административный отдел; юридический отдел; отдел информации).

    Управление  ресурсов включает отделы;

    геологоразведки (сектора структурных карт месторождений  и геологических работ);

    разработки (сектора оценки продуктивных пластов, разработки и экономики геологоразведочных работ и разработки месторождений);

    добычи (сектора производственных мощностей  и метеорологии, прогнозирования  добычи, экономики добычи и промысловой  геологии);

    планирования.

    Управление  техники, технологии и безопасности труда включает отделы:

    контрольный (сектора контроля пс фирмам "Статойл" и "Мобил", контроля по фирмам "Коноко", "Эльф" и "Сага", контроля по фирмам "Поршк Гидро", "Тоталь", контроля по фирмам "Шелл", "Эссо", контроля по фирмам "Бритиш Петролеум", "Аджип" и "Амоко");

    техники и охраны труда (сектора охраны труда, профилактики аварийных ситуаций, техники  и технологии бурения, эксплуатации оборудования и подводных работ  и морской технологии);

    стратегического планирования (сектор стратегического планиро вания, группа советников, главный инженер).

    Административный  отдел состоит из секторов: учета  персонала, экономики и бюджета, производственной информации и документации и информационного обеспечения  специалистов и руководителей.

    Юридический отдел включает сектор права и  старшего советника по законодательству. 

    5. Опыт и особенности приватизации предприятий ТЭК в Великобритании, Аргентине, Польше.

    Beликобритания. Главная особенность приватизации промышленных объектов Великобритании - хорошо развитие вспомогательные структуры. Основные положения приватизационной программы следующие:

    установившаяся  система законодательства и судопроизводства; понимание контрактной  системы; права собственности  не ставятся под сомнение; существование законов, регулирующих поведете компаний; требования, связанные с фондовой биржей, в отношении крупных компаний;

    техника безопасности и трудовое право; законы о конкуренции  для борьбы с монополизмом; стабильная система  налогообложения; эффективные  ринки всех товаров и услуг; обоснованное соответствие цен на различные товары; полностью признанное право на получение прибыли; ревизионный контроль и законы, направленные против мошенничества, и приведение их в исполнение;

    развитые  профсоюзы и отношения  между работодателями и профсоюзами.

    Особенности приватизации нефтяной промышленности заключаются  в следующем:

    приватизации  подлежали компании, относящиеся исключительно  к частному сектору, Главным образом, международные нефтяные компании;

    существование конкуренции между нефтяными компаниями (хотя на этот счет имеются сомнения);

    ранее нефть импортировалась, но в 70-е и 80-е годы все в большей степени стала поступать из собственных источников на территории Соединенного Королевства;

    в отношении добываемой в Северном море нефти введены лицензирование и налоговый режим (как в Норвегии);

    в различные периоды  времени цена на нефть  была как низкой, так и высокой;

    конкуренция между нефтью и  газом как энергоносителями, причем в большинстве областей применения (за исключением транспорта) предпочтение отдается газу.

    Газовая отрасль до приватизации работала на основании  Законов о газе 1948 и 1972 годов. Корпорация полностью находилась в собственности государства. Министр назначал председателя и членов правления,, Концепция нормативной деловой практики и невмешательства постепенно изменялась по мере расширения вмешательства со стороны министерства. В течение многих лет государственная структура создавалась неофициально, поэтому недостаточно четко выражены правила. Государство предъявляло следующие требования: плановая норма прибыли, плановая удельная стоимость, план денежных доходов, контроль за инвестициями, соглашение по ценам, утверждение планов.

    Уставные  обязательства корпорации состояли в том, чтобы  развивать газовую отрасль, удовлетворять разумный спрос на газ, не проводить дискриминацию.

    По  мнению общественности, корпорация была неэффективной, хотя и превосходила другие государственные корпорации.

Информация о работе Проблемы совершенствования государственного регулирования. Нефтегазового комплекса России в условиях рынка