Задачи государственного регулирования ВЭД России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:58, реферат

Краткое описание

Внешнеэкономические связи это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности.
Во внешнеэкономических связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей…………………………………………………5
Основные направления и цели государства в регулировании внешнеэкономической деятельности…………………………………….…...9
Тарифное регулирование…………………………………………………..…13
Нетарифное регулирование………………………………………………..…16
Валютное регулирование………………………………………………….….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……..…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….....…24

Файлы: 1 файл

Реферат ВЭД.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: «Основы внешнеэкономической деятельности»

          по теме  «Задачи государственного регулирования ВЭД России»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             Выполнила :

     Студентка гр.

                                                                              

                                                                                          Проверила:

                                                                                 к. т. н. доцент

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

Иваново 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей…………………………………………………5

Основные направления и цели государства в регулировании внешнеэкономической деятельности…………………………………….…...9

Тарифное регулирование…………………………………………………..…13

Нетарифное регулирование………………………………………………..…16

Валютное регулирование………………………………………………….….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……..…22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….....…24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внешнеэкономические связи это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности.

Во внешнеэкономических связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.

Внешнеэкономические связи содержат в себе следующие направления и формы:

  • внешнюю торговлю;
  • международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;
  • международное инвестиционное сотрудничество;
  • международное научно-техническое сотрудничество;
  • экономическое и техническое содействие;
  • валютно-финансовое сотрудничество.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в обеспечении гармонии интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Механизм включает разнообразные рычаги, инструменты и средства воздействия на всю систему национальных экономических интересов, отражающих внешнеэкономические отношения страны. Все эти факторы и обусловили актуальность и значимость нашего исследования.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость государственного регулирования внешнеэкономических связей в Российской Федерации.

Нами были выдвинуты следующие задачи:

1. изучить сущность и структуру системы государственного регулирования внешнеэкономических связей;

2. проанализировать основные направления  государства в регулировании  внешнеэкономической деятельности;

3. рассмотреть органы, которые регулируют  внешнеэкономическую деятельность  в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности.

4. выявить институциональные преобразования  внешнеэкономической деятельности  в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей

 

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.1

К внешнеэкономическим связям относиться также обучение иностранных студентов, международный туризм, торговля лицензиями, лизинг, Кредитование, предоставление международных услуг и др. Все виды внешнеэкономических связей взаимосвязаны, например, внешняя торговля часто сопровождается выдачей кредитов, научно-техническим обслуживанием, обменом специалистами.

Главной причиной возникновения и развития ВЭС между странами является международное разделение труда.

Основные направления развития ВЭС в современных условиях:

  • восстановление и развитие экспортного потенциала страны;
  • использование иностранных кредитов для технического переоснащения;
  • повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;
  • изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;
  • обеспечение экономической безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.

 

Регулированием внешнеэкономических связей занимаются правительственные органы — различные министерства и ведомства.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил.2

Механизм регулирования международных экономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институционно-правовые структуры.

Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта.3

Свобода торговли - означает устранение ограничений во     внешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. 4Поэтому извечной проблемой является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов. Совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: (см. табл. 1)

Таблица 1.

 

Совокупность экономических методов и инструментов государственного регулирования

Таможенные тарифы

 

Экспортные и импортные  квоты и лицензии

Субсидии

Валютные курсы

Систему установления цен на экспортно-импортные товары.


 

 

 

 

 

 

 

Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических связей может быть оценена с помощью следующих критериев:5

  • эффективность использования и распределения имеющихся экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны;
  • влияние системы регулирования на экономический рост, привлечение инвестиций;
  • обеспечение занятости населения;
  • распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности  на международном,  и на национальном уровне;
  • стабильность цен;
  • качество жизни в обществе;
  • экономическая безопасность страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления и задачи государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.

 

С целью повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает ряд основных направлений6:

  1. выработка и реализация целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг;
  2. улучшение доступа российских товаров на внешние рынки, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и создание более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки;
  3. защита внутреннего рынка, исходя из общепринятых международных норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных российским законодательством инструментов. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств;
  4. формирование международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.

Основные цели государственного регулирования ВЭД:7

  1. Использование ВЭС для ускорения создания в России рыночной экономики
  2. Содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции, путем приобретения лицензий и патентов качества сырья, материалов и комплектующих, включения российских предприятий в мировую конкуренцию.
  3. Создание условий доступа российских предприятий на мировые рынки, посредством оказания государственного организационного, финансового и информационного содействия.
  4. Защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка
  5. Создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Таблица 2

Основные направления Гос. Регулирования ВЭД.

Основные направления

государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности

Внешнеторговые

отношения

Движения

капитала

(экспорт, импорт)

Валютно-

финансовые

отношения


 

Принципы государственного регулирования:8

  1. Единство внешнеэкономической политики и национальной экономической политики.
  2. Единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией.
  3. Перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы.
  4. Четкое разграничение прав и ответственности федерации и ее субъектов в области управления ВЭД..
  5. Обеспечение равенства всех участников ВЭД

Система государственного регулирования ВЭД предприятий включает:9

  1. Законодательную правовую базу регулирования.
  2. Организационную структуру регулирования.
  3. Государственное программирование ВЭД.
  4. Квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок.
  5. Сертификацию импортных товаров.
  6. Регистрацию экспортных контрактов.
  7. Обязательная экспертная оценка качества и цены экспортных     товаров
  8. Таможенное регулирование.
  9. Валютное кредитно-денежное регулирование ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

  1. определение основных принципов осуществления ВЭД
  2. внешнеэкономической политики России в целом;
  3. разработка соответствующих федеральных программ;
  4. защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
  5. разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
  6. подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
  7. организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом; определение и реализация валютной политики страны;
  8. формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
  9. контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
  10. разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
  11. осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
  12. контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
  13. предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
  14. заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
  15. иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:
  16. координация действий участников ВЭД;
  17. выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
  18. разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
  19. регулирование приграничной торговли;
  20. информационное обеспечение ВЭД.

Информация о работе Задачи государственного регулирования ВЭД России