Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:40, курсовая работа
Цель работы изучить и освоить методику составления стратегической карты производственного предприятия.
Основные задачи, поставленные в работе:
- изучить учебную литературу по вопросу «роль и значение стратегического менеджмента» и «виды стратегий и их характеристика»;
- описать историю создания и развития ОАО «Газпром нефтехим Салават»;
Введение 3
Раздел 1 Теоретические аспекты стратегического планирования 5
1.1 Виды стратегий и их характеристика 5
1.2 Понятие, структура и содержание стратегической карты 7
Раздел 2. История создания и развития организации 11
Раздел 3. Описание действующей стратегии организации 17
Раздел 4. Разработка стратегической карты организации 28
Выводы 31
Список использованной литературы 33
Приложение А 35
Приложение Б 36
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Приложение З
Приложение И
Описание действующей
стратегии организации
Миссия организации представляет собой чётко сформулированную цель существования , её предназначение. Миссия ОАО «Газпром нефтехим Салават» заключается в том, что предприятие работает для того, чтобы удовлетворять требования своих потребителей в товарах народного потребления и продукции нефтехимии.
Видение - это четко сформулированный внутренний документ, который определяет средне и долгосрочные цели организации, имеет внешнюю ориентацию. Видение включает в себя ключевые факторы успеха, стандарты и ценности и отражает то, каким образом организация хочет выделить себя из числа других.
Видение ОАО «Газпром нефтехим Салават» сформировано на основании миссии организации. Содержанием видения ОАО «Газпром нефтехим Салават» является реализация высокодоходных проектов реконструкции и модернизации производств нефтехимического производства данного предприятия, продукция которых пользуется спросом. Это позволит формировать ресурсы для реализации крупномасштабных проектов.
В свою очередь, видение определяет стратегию развития ОАО «Газпром нефтехим Салават». Также выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние предприятие, с учетом результатов анализа заказчиков, а также характера и сущности влияния внешней и внутренней среды. Поэтому основными ключевыми факторами, которые учитывались, при выборе стратегии являлись:
Анализ
действующей стратегии
Внутренняя среда характеризуется такими факторами как финансы, организация управленческой деятельности, кадровый потенциал, система оплаты и стимулирования труда, система формирования и контроля качества, организационная культура и организация маркетинговой работы.
В соответствии с выбранной стратегией предприятие осуществляет целенаправленную деятельность в области расширения ассортимента выпускаемой продукции и повышения её качества. ОАО «Газпром нефтехим Салават» имеет сертификаты соответствия международным стандартам в области качества и экологической безопасности ИСО 9001 и 14001, что дает предприятию дополнительные преимущества при заключении контрактов на поставку продукции как отечественным, так и зарубежным потребителям. Качество продукции соответствует мировым стандартам, что подтверждено наградами престижных российских и зарубежных выставок.
В настоящее время предприятие выпускает очень широкий и разнообразный ассортимент продукции, часть которой отправляется на экспорт. «Газпром нефтехим Салават» выпускает бензин, дизельное топливо, керосин, полиэтилен, бутиловые спирты, дваэтилгексанол, пластификатор ДОФ, толуол, сольвент, сжиженные газы, бензол, стирол, этилбензол, бутиловые спирты, фталевый ангидрид и пластификаторы, полистиролы, силикагели и цеолитные катализаторы, ингибиторы коррозии, элементарную серу, аммиак и карбамид, гликоли и амины, широкий ассортимент бытовых товаров из пластмасс, поверхностно-активные вещества и многое другое - в общей сложности около 120 видов продукции, из них 70 - крупнотоннажные.
ОАО «Газпром нефтехим Салават» является одним из крупнейших российских экспортёров. Так более трети объёма выпущенной продукции идёт на экспорт. Предприятие имеет торговые связи с предприятиями из таких стран, как Финляндия, Китай, США, Великобритания, Страны Евросоюза, в том числе Балтийский государства. Всего ОАО «Газпром нефтехим Салават» поставляет продукцию в более чем 20 стран дальнего и ближнего зарубежья. А перечень экспортной продукции включает более 20 наименований.
В рамках выбранной стратегии ОАО «Газпром нефтехим Салават» большое внимание уделяет совершенствованию и модернизации производства и технологий. В настоящее время предприятие осуществляет реконструкцию действующих и строительство новых производств, внедряет автоматизированные системы управления технологическими процессами, совершенствует структуру управления с целью оптимизации деятельности предприятия.
Компания
реализует ряд инвестиционных проектов,
направленных на модернизацию НПЗ. Их
реализация позволит предприятию производить
продукцию – бензины и
Организационное
построение предприятия – линейно-
Линейные
связи внутри функциональных подразделений
способствуют быстрой передаче управленческой
информации и укреплению взаимодействия
между низовым и средним
В состав «Газпром нефтехим Салават» входит четыре технологических завода - нефтеперерабатывающий, химический, газохимический, «Мономер» - и ремонтно-механический завод, находящихся на одной производственной площадке в городе Салават, а также завод минеральных удобрений в городе Мелеуз. Кроме того, в состав предприятия входит Ново-Салаватская ТЭЦ в городе Салават.
Сырьё на ОАО «Газпром нефтехим Салават» поступает в основном через Западно - Сибирский трубопровод с различных нефтяных компаний Сибири..
Финансами деятельность ОАО «Газпром нефтехим Салават» обеспечена. Размер уставного капитала составляет 18 551 тыс. рублей и соответствует уставупредприятия. Уставной капитала ОАО «Газпром нефтехим Салават» состоит из 1855 100 штуки обыкновенных акций номинальной стоимостью 10 рублей. Эта организация получает прибыль, часть которой реинвестируется в производственный процесс. Инвестиционная привлекательность ОАО «Газпром нефтехим Салават» также определяется кредитным имиджем холдинга. Поэтому проблем с финансированием у организации не возникает.
Управленческая деятельность также характеризуется как эффективная, Кадровый потенциал организации неоднороден. Так, высшее руководство имеет высшее специальное образование и опыт работы. Руководители среднего звена также имеют хороший потенциал. А руководители низшего звена (бригадиры) не всегда имеют среднеспециальное образование. Однако в ОАО «Газпром нефтехим Салават» проводится планомерная деятельность по внутрифирменному повышению уровня образования и профессиональному переобучению. Организация имеет на балансе сеть профессиональных учебных заведений разного уровня, начиная подбор кадров со школьной скамьи.
Организационная культура организации способствует созданию положительного образа у внешнего окружения и формирует брагоприятный имидж у работников предприятия. В ОАО «Газпром нефтехим Салават» действует расширенная система социального обеспечения сотрудников.
Маркетинговая
работа в компании проводится на достаточно
хорошем уровне, так как её осуществляют
специалисты в области
В таблице 1 Представлены результаты анализа основных технико-экономических показателей ОАО «Газпром нефтехим Салават», составленных по данным финансовой отчётности предприятия (приложение Д, Е,Ж,З).
Таблица 1 – Анализ технико - экономических показателей ОАО «Газпром нефтехим Салават»
Наименование показателя | Годы | Изменение 2010 г к 2008 г. | |||
2008 | 2009 | 2010 | (+;) | % | |
Переработка нефтяного сырья, тыс. тонн | 6259 | 7120 | 10270 | 4011 | 164,1 |
Объём производства, млн. руб. | 104893797 | 67755887 | 110940056 | 6046259 | 105,8 |
Коэффициент загрузки производственных мощностей, % | 29,00 | 31,00 | 44,6 | 15,6 | 153,8 |
Себестоимость товаров и услуг, тыс. руб. | 68757995 | 55030236 | 75594721 | 6836726 | 109,9 |
Прибыль от продаж, млн. руб. | 14319200 | 706219 | 8417297 | -5901903 | 65,8 |
Среднесписочная численность персонала, чел. | 14252 | 13256 | 12150 | -996 | 93,01 |
Затраты на 1 рубль выпущенной товарной продукции, коп. | 65,6 | 8172 | 68,1 | 2,5 | 103,8 |
Стоимость ОПФ, тыс. руб. | 17385304 | 22852368 | 27399913 | 10014609 | 157,6 |
Стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 21421026 | 25378367 | 34273458 | 12852432 | 160,0 |
Среднемесячная заработная плата, руб. | 12980 | 15157 | 19341 | 4184 | 149,0 |
Производительность труда, тыс. руб. | |||||
Фондоотдача, руб. | 6 | 3 | 4 | -2 | 66,7 |
Фондовооружённость, руб. | 1219,9 | 5723,9 | 255,1 | 1035,2 | 184,9 |
Оборачиваемость оборотных средств, обороты | 4,9 | 2,7 | 3,2 | -1,7 | 65,3 |
Длительность одного оборота, дни | 74,5 | 135,2 | 114,1 | 39,6 | 153,2 |
Данные анализа показателей производственной деятельности показали, что ОАО «Газпром нефтехим Салават» прибыльное предприятие, которое развивает свою производственную деятельность за счёт роста производительности труда работников и повышения загрузки имеющихся производственных мощностей. За период с 2008 года по 2010 год численность персонала снизилась на 2102 человека. Это привело к росту производительности труда на 20,1 %.
Увеличение производительности труда привело к росту объёмов производства на 5,8 % способствовало увеличению коэффициента использования оборудования на 53,8 %.
Такие показатели дали возможность увеличить заработную плату работников предприятия. В среднем за три года заработная плата выросла на 4184 рубля ежемесячно, то есть на 49 %.
Несмотря на рост основных экономических показателей, показатели эффективности использования основных и оборотных средств ОАО «Газпром нефтехим Салават» снизились. Так фондоотдача уменьшилась на 33,3 %. Оборачиваемость оборотных средств снизилась на 1,7 оборота в год. Скорость одного оборота оборотных средств уменьшилась на 53,2 %.
Основными конкурентами являются:
- «Лукойл»;
- «Башкирнефтепродукт»;
- ОАО «Сибур - Холдинг»;
- ОАО «Сибнефть»
- ОАО «Нижнекамскнефтехим»;
- ОАО «Казаньоргсинтез»;
- ЗАО «МХК Еврохим».
Обобщающую характеристику влияния внешней среды на деятельность ОАО «Газпром нефтехим Салават» рассмотрим в таблице 2.
Постановка вопроса при исследовании объекта | Характеристика и оценка фактического состояния дел | Прогноз положения дел, оценка его показателей |
1 | 2 | 3 |
На каких рынках действует организация | В городах республики Башкортостан, рынках других регионов, на внешнем рынке | Емкость рынка будет расти про-порционально экономическому росту в России и спросу на продукцию нефтехимии в мире |
Информация о работе Построение стратегической карты на примере ОАО «Газпром нефтехим Салават»