Построение стратегической карты на примере ОАО «Газпром нефтехим Салават»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы изучить и освоить методику составления стратегической карты производственного предприятия.
Основные задачи, поставленные в работе:
- изучить учебную литературу по вопросу «роль и значение стратегического менеджмента» и «виды стратегий и их характеристика»;
- описать историю создания и развития ОАО «Газпром нефтехим Салават»;

Оглавление

Введение 3
Раздел 1 Теоретические аспекты стратегического планирования 5
1.1 Виды стратегий и их характеристика 5
1.2 Понятие, структура и содержание стратегической карты 7
Раздел 2. История создания и развития организации 11
Раздел 3. Описание действующей стратегии организации 17
Раздел 4. Разработка стратегической карты организации 28
Выводы 31
Список использованной литературы 33
Приложение А 35
Приложение Б 36
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Приложение З
Приложение И

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 2

1 2 3
Какова  общая емкость рынка Резко снизилась  под влиянием кризиса и конкурентной борьбы Может снижаться под действием конкурентных сил со стороны услуги-заменителя (натуральные материалы, способные заменить пластик)
Доля  рынка организации По оценкам  работников отдела маркетинга ОАО «Газпром нефтехим Салават» примерно 15% Может снижаться  под действием конкурентных сил или ухудшения экономической ситуации, а также в случае, если качество продукции организации будет ниже зарубежных аналогов, а себестоимость - выше
Уровень насыщения рынка Средний Будет стремиться к насыщению
Темпы роста рынка Стремительные Будет расти  пропорционально экономического и демографического роста в мире
Каковы  основные сегменты рынка юридические лица крупные компании

юридические лица- небольшие компании

государственные и муниципальные учреждения

физические лица с высоким уровнем дохода

физические лица со средним уровнем дохода

Возможно  появление новых сегментов, связанных с технологическими инновациями

с ростом уровня доходов населения будет расти  сегмент физических лиц со средним  уровнем доходов и организаций среднего и малого бизнеса

Какова  емкость каждого сегмента Высокая Емкость каждого сегмента будет расти с экономическим оживлением в экономике мира и страны
Каковы  прогнозируемые изменения и их причины Увеличивается доля высококачественных многоцветных полимерных изделий, а также  материалов с заранее заданными свойствами Емкость рынка будет расти
Какие действия необходимо предпринять организации  в ответ на изменения Позиционироваться в сторону индивидуальных потребностей заказчиков, с опережением конкурентов осваивать новые виды продукции Конкуренция будет  нарастать
Какова  конъюнктура по каждому из рынков организации на них Рынок юридических лиц насыщен высоко 

Рынок физических лиц будет расти

Спрос будет  расти- предложение будет расти

Продолжение таблицы 2

1 2 3
Где могут  быть созданы новые рынки для  товаров организации Прилегающие районы и области РФ, а также рынки стран с высокими темпами экономического роста и роста доходов населения С ростом благосостояния жителей района и ростом экономической  активности ёмкость этого рынка будет расти
 

     Борьбу  за рынок необходимо основывать на конкурентных преимуществах предприятия. Конкурентные преимущества организации  рассмотрим в таблице 3.

     Таблица 3 - Конкурентные преимущества организации

Запросы потребителей Что может предложить конкурент Что может предложить наша организация
Качество  продукта Среднее, иногда низкое Высокое
Исключительность  продукта Нет или не всегда Широкий спектр услуг, хорошее качество, оборудование по индивидуальному проекту, применение современных технологий
Уровень цен среднерыночный Ниже среднего
Ассортимент различный Широкий спектр выпускаемой продукции
Местонахождение (близость / доступность) Доступны Доступны, так как Салават находится в выгодной географическом положении, в районе с развитой транспортной инфраструктурой
Продукт в комплексе Не всегда Да, так как предприятие выпускает очень широкий спектр взаимо дополняемой продукции
Соблюдение  сроков выполнения контрактов Не всегда Да
Полнота информации Реклама Реклама
Вежливое  обращение Не всегда Исключительно вежливое
 

     Проведённый анализ процесса реализации стратегии  организации показал, что имеются  не только положительные результаты, но слабые стороны в организации  маркетинговой деятельности.

     Выделим недостатки в организации стратегии маркетинга:

     - недостаточное внимание службой маркетинга уделяется созданию мировой известности ОАО «Газпром нефтехим Салават». Поэтому предприятию сложно расширять рынок за счёт иностранных потребителей;

     - слабая рекламная поддержка, выраженная  в недостаточном внимании к полному освоению информационных и рекламных возможностей сайта организации и технических характеристик выпускаемой продукции;

     - низкие маркетинговые навыки, являющиеся  следствием отсутствия специальной  плановой деятельности по профессиональному переобучению персонала и повышению их квалификации по вопросам маркетинговых программ;

     Тем не менее, исследование показало, что  у организации достаточно возможностей для совершенствования маркетинговой  деятельности с целью расширения хозяйственной деятельности.

    В таблице 4 проведем выбор стратегии маркетинга с помощью SWOT-матрицы. Проведённый анализ деятельности предприятия показал, что предприятию необходимо выбрать маркетинговый подход в организации производственной деятельности. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. А также удержание своей доли рынка на основе таких маркетинговых подходов как совершенствование процесса применения коммуникаций в маркетинге и применение инноваций. 
 
 

     Таблица 4 - SWOT-матрица ОАО «Газпром нефтехим Салават»

  Возможности
  1. Расширение рынков сбыта.
  2. Поддержание и повы-шение деловой репутации предприятия.
  3. Проведение масштаб-ной реконструкции и строительство новых производственных мощностей.
Угрозы
  1. Усиление позиции конкурентов
  2. Увеличение силы конкурентов
  3. Дефицит нефтяного сырья.
  4. Рост цен на нефтяное сырье.
  5. Повышение тарифов на энергоресурсы.
Сильные стороны
  1. Широкая конъюнк-тура выпускаемой продукции.
  2. Высокая квалификация рабочего персонала.
  3. Удобное географии-ческое расположение.
  4. Высокая доля рынка.
  5. Качественная продукция.
  6. Социальная поддержка работников.
  7. Использование сов-ременных информацион-ных технологий.
 
Техническое переоснащение и в результате усиление сильных сторон и завоевание растущего рынка, совершенствование процесса применения коммуникаций и применение инноваций
 
 
 
 
Сохранение своей доли рынка на основе имиджа
Слабые  стороны

1 Медленная реакция на изменения спроса

2…Невысокие возмож-ности снижения цены

  1. Загрязнение окружающей среды.
  2. Риск потери конкурен-тных преимуществ
  3. Вероятность техногенных аварий.
  4. Снижение платежеспособности спроса на продукцию нефтехимии.
  5. Падение производства в российской экономике.
 
 
Потеря потенциальной доли рынка под воздействием изменения требований к продукции нефтехимии со стороны потребителей. Стратегия сохранения  доли рынка
 
 
Диверсификация или позиционирование в сторону наиболее конкурентных сегментов и услуг

    По  результатам  SWOT анализа ОАО «Газпром нефтехим Салават» можно сказать что, в настоящее время предприятие обоснованно применяет стратегию роста. Потому - что у предприятия есть возможность расширяться как на внутреннем рынке, в России, так и на внешнем, за ее пределами. Такие возможности предприятие имеет благодаря освоению новых технологий, видов продукции и осуществляется значительные ежегодные повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего периода .

    Таким образом, SWOT - анализ показал, что ОАО «Газпром нефтехим Салават» является крупнейшим предприятием по производству нефтехимической  продукции среди российских предприятий и является сильным конкурентом этим предприятиям. ОАО «Газпром нефтехим Салават» выпускает широкий выбор качественной продукции, использует современные информационные технологии, занимает высокую долю рынка, также на предприятии работают высоко квалифицированный персонал. Но помимо сильных сторон предприятия, существуют и слабые которые упираются в такие факторы как: загрязнение окружающей среды, вероятность техногенных аварий, риск потери конкурентных преимуществ. Но, не смотря на то, что у предприятия есть слабые стороны и угрозы дальнейшего развития предприятия есть возможности расширения рынка сбыта, поддержание и повышение деловой репутации предприятия, проведение масштабных реконструкции и строительство новых производственных мощностей.

 
 
 
 

 

      Разработка стратегической карты организации 
 

    Рыночные  условия функционирования предприятия  требуют максимальной концентрации на эффективном использовании материальных и нематериальных ресурсов. Для решения этой проблемы был предложен новый метод оценки эффективности деятельности организации сбалансированную систему показателей (ССП). С его помощью организации могут количественно оценивать свои наиболее важные нематериальные активы – людей, информацию, культуру. Согласно этой методике нематериальные активы рассматриваются как основной источник устойчивого создания стоимости

    Одним из элементов системы сбалансированных показателей (ССП) является стратегическая карта. Стратегическая карта – это диаграмма или рисунок, описывающий стратегию в виде набора стратегических целей и причинно – следственных связей между ними. При составлении стратегической карты стратегия организации раскладывается, как правило, на четыре составляющие.:

    -финансовая,

    -клиентская;

    -внутренние  бизнес-процессы;

    -обучение персонала и развитие организации.

    Стратегическая  карта ОАО «Газпром нефтехим Салават» (приложение И) показывает, каким образом нематериальные активы преобразуются в финансовые результаты. Финансовая составляющая описывает материальные результаты реализации стратегии при помощи традиционных финансовых показателей. Для ОАО «Газпром нефтехим Салават» - это прибыльность, достаточная для стабильной работы предприятия., При этом финансовые результаты могут быть получены только в том случае, если удовлетворена целевая группа клиентов.

    Клиентская  составляющая определяет предложение  потребительной ценности для этой группы клиентов, т.е. как увеличить объем  продаж и завоевать их лояльность. В стратегической карте ОАО «Газпром нефтехим Салават» предусмотрено формировать положительный имидж предприятия и повысить производительность и качество до мирового уровня и даже выше. При выборе  потребителей  должны учитывать:  непосредственный контакт,  связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика.  Весьма актуальным для предприятия  стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков, в первую очередь зарубежных.

    Также замечено  новое явление - взаимоотношения  предприятий с новыми коммерческими  структурами,  которые часто занимаются  реализацией  части  продукции  предприятия,  а остальная часть сбывается по старым каналам. К тому же предприятие может обратиться к фирмам-партнёрам по всем сложным вопросам обеспечения производства. Одной из тактик обеспечения сбыта продукции в современной российской действительности, в условиях, когда внутренний платежеспособный спрос на продукцию ограничен, стал выход на международный рынок. Однако это возможно только для предприятий с высоким уровнем технологии производства, обеспечивающим конкурентоспособность их товаров. Поэтому в рамках процессной составляющей стратегической карты ОАО «Газпром нефтехим Салават» должен переходить на современные технологии производства и внедрять уникальные технологии и оборудование, которых нет у зарубежных и отечественных конкурентов.

    Таким образом, составляющая внутренних бизнес-процессов предусматривает внедрение новых технологий производства.

Информация о работе Построение стратегической карты на примере ОАО «Газпром нефтехим Салават»