Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:13, реферат
Планирование персонала - определение потребностей в персонале, планирование мероприятий по привлечению персонала, его адаптации и развитию.
Планирование персонала может рассматриваться в трех различных временных горизонтах, которым соответствуют разные подходы к планированию персонала. Временные интервалы планирования обозначают следующие их разновидности:
краткосрочное планирование персонала (период не более года);
среднесрочное планирование персонала (от одного года до пяти лет);
долгосрочное планирование персонала (более пяти лет).
Планирование персонала - определение потребностей в персонале, планирование мероприятий по привлечению персонала, его адаптации и развитию.
Планирование персонала
может рассматриваться в трех
различных временных
краткосрочное планирование персонала (период не более года);
среднесрочное планирование персонала (от одного года до пяти лет);
долгосрочное планирование персонала (более пяти лет).
Краткосрочное планирование занимается в основном применением персонала, а среднесрочное и долгосрочное планирование уделяют внимание потребностям в персонале, набору персонала, развитию и его высвобождению. Целью средне- и долгосрочного планирования персонала является своевременное пополнение кадров. Для этого рассматривается потенциальная потребность в персонале, полученная на основе данных о ротации кадров и перспективах развития компании. Концепция долгосрочной кадровой политики, в полной мере учитывающей упомянутые аспекты, реализуется с помощью планирования персонала. Этот метод предназначен также для согласования взаимопересекающихся интересов работодателей и сотрудников.
Кадровое планирование должно
осуществляться как в интересах
компании, так и в интересах
персонала. Сущность планирования персонала
заключается в создании условий
для предоставления рабочих мест
в нужный момент времени и в
том количестве, которое соответствует
не только требованиям бизнеса, но и
способностям и склонностям работников.
В оптимальном случае рабочие
места должны отвечать требованиям
достойных условий труда, дать возможность
сотрудникам повышать свой профессиональный
уровень и увеличивать
Собственно для компании в кадровом планировании наиболее важным является соответствие между задачами и целями бизнеса и между временным, пространственным и количественным фактором наличия персонала, имеющего необходимую квалификацию.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ
литературы показал, что в
отечественной науке
теме, выбранной мной для данной курсовой, выделяется достаточно скромное
место. В чем тут причина - не знаю. Возможно, виной тому то, что наша,
российская, теория управления еще достаточно молода по сравнению со,
скажем, американской. Но факт остается фактом: в работах российских авторов
( в частности, - Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента. - 1993, можно
привести и другие примеры) внимание уделяется главным образом
математическим расчетам необходимого числа служащих.
Учитывая это, я строила свою работу, опираясь в целом на труды
западных специалистов.
При этом возник ряд проблем.
Все они связаны с
Ниже я привожу некоторые выбранные мной русские эквиваленты английским и
американским терминам. Очень прошу Вас рассматривать их как некие
допущения.
Первое: термины "персонал" и "кадры организации", а также "
human resource" прошу считать равносильными.
Второе: аналогично вышесказанному я взял, как имеющие схожее
значение следующее - "кадровое планирование", "планирование персонала",
"планирование рабочего состава организации", " personnel planning" и "human
planning".
Теперь
пара слов собственно о
Базой кадрового планирования являются анализ потребностей в
персонале и изучение информации о производительности работающих и издержках
на их содержание.
В связи с дефицитом рабочей силы кадровое планирование стало во
многих организациях интегрирующей составной частью предпринимательского
планирования.
До
60-х годов в вопросах
на текущие потребности организации. При таком подходе работодатель
расчитывал получить в любой момент необходимое ему количество работников,
для использования которых не требуется длительной специальной подготовки.
Избыточный рынок рабочей силы давал работодателям такую возможность, а
увольнение избыточного персонала практически ничего не стоило. Изменения в
условиях деятельности организаций выдвинули в качестве общего для все
требование ориентироваться при формировании ресурсов не только на текущие
потребности, но и на длительную перспективу. Это требование касается всех
видов ресурсов, в том числе и человеческих.
В 70-80 гг в практике управления стал применяться систематический
анализ перспективных потребностей организаций и фирм в отдельных категориях
персонала. Сегодня все большее число компаний выделяют как самостоятельный
вид деятельности кадровых служб кадровое планирование, или планирование
человеческих ресурсов.
Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических
реформ и движеним к здоровой конкуренции, заставляют организации России
уделять значительное внимание долгосрочным аспектам кадровой политики,
базирующейся на научно обоснованном планировании.
На этом мне хотелось бы закончить предварительные заметки и
перейти собственно к изложению материала.
Глава I. ПРЕДМЕТ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА.
§ 1. Определение предмета процесса кадрового планирования.
Планирование
персонала (эквиваленты,
кадровое планирование, планирование рабочего состава предприятия)
определяется как "процесс обеспечение организации необходимым количеством
квалифицированного персонала, принятым на правильные должности в правильное
время"1. По другому определению, планирование персонала - это "система
подбора квалифицированных кадров, при использовании двух видов источников -
внутренних (имеющиеся в организации служащие) и внешних (найденные или
привлеченные из внешней среды), имеющего своей целью обеспечить потребности
организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные
рамки"2. Эти определения взяты из американских источников. А вот следующее
– результат разработки наших, отечественных специалистов. “Кадровое
планирование - это направленная деятельность организации по подготовке
кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала,
расчету его профессионально - квалификационной структуры, определению общей
и дополнительной потребности, контролю за его использованием”3.
Как видно, зарубежные источники концентрируют внимание главным
образом на планировании потребности организации в кадрах, тогда как
отечественные принимают это лишь в качестве одного из видов кадрового
планирования, выделяя кроме того еще ряд понятий (планирование
использования персонала, планирование его обучения и так далее). Я
предполагаю в дальнейшем рассмотрение обеих точек зрения.
Наипервейшая задача планирование персонала - это "перевести"
имеющиеся цели и планы организации в конкретные потребности в
квалифицированных служащих, т.е. вывести неизвестную величину необходимых
работников из наличного уравнения планов организации; и определить время, в
которое они будут затребованы. И как только эти неизвестные величины будут
найдены, в рамках кадрового планирования необходимо вывести, составить
планы достижения выполнения этих потребностей.
По-существу, каждая организация использует кадровое
планирование, явно или неявно. Некоторые организации проделывают в этом
плане серьезные исследования, другие ограничиваются поверхностным вниманием
в отношении планирования персонала.
Как бы там нибыло, но долговременный успех любой организации
несомненно зависит от наличия необходимых служащих в необходимое время на
правильно выбранных должностях. Организационные цели и стратегии достижения
этих целей имеют значение лишь тогда, когда люди, обладающие требуемыми
талантами и умением, занимаются достижением этих целей.
Недобросовесно выполненное, и тем более - вовсе
проигнорированое, кадровое планирование способно спровоцировать серьезные
проблемы уже в самое короткое время. К примеру - ситуации из жизни
некоторых американских компаний:
- несмотря на отчаяные поиски, среднее звено управления одной компании,
занимающееся разработкой новых технологий в сфере компьютерного
производства, не было заполнено в течении более чем шести месяцев.
Это
сразу же отразилось на
- в другой компании, служащие нанятые только девять месяцев назад
попали под непредвиденное сокращение.
- в третьей компании, благодаря эффективным усилиям талантливого
администратора по маркетингу, годовые доходы поднялись вдвое. Однако
этот менеджер
был вынужден подать в
способен
идентифицировать
пределах фирмы.4
Вряд ли реально выйти на улицу и сразу найти человека, обладающего
необходимыми характеристиками. С помощью же эффективного кадрового
планирования можно “заполнить” вакантные позиции, а также и уменьшить
текучесть кадров, оценивая возможности карьеры специаластов в пределах
компании.
Кадровое
планирование должно дать
- сколько работников, уровень квалификации. когда и где будут необходимы
(планирование потребности в персонале)?
- каким образом можно
привлечь необходимый и
учитывая социальные аспекты (планирование привлечения или сокращения
штатов)?
- каким образом можно использовать работников в соответствии с их
способностями (планирование использования кадров)?
- каким образом можно целенаправленно содействовать повышению квалификации
кадров и приспосабливать
их знания к меняющимся
кадрового развития)?
- каких затрат потребуют планируемые кадровые мероприятия (расходы по
содержанию персонала)?
Основные задачи кадрового планирования:
- разработка процедуры кадрового планирования, согласованной с другими его
видами,
- увязка кадрового планирования с планированием организации вцелом,
- организация эффективного взаимодействия между плановой группой кадровой
службы и плановым отделом организации,
- проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению
стратегии организации,
- содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и
потребностей при стратегическом планировании,
- улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями
организации.
Кадровое планирование включает в себя:
- прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по
отдельным его категориям)
- изучение рынка труда
(рынка квалифицированной
мероприятий по его «освоению»
- анализ системы рабочих мест организации
- разработка программ и мероприятий по развитию персонала.
При осуществлении кадрового планирования организация преследует
следующие цели:
- получить и удержать людей нужного качества и в нужном количестве,
- наилучшим образом
- быть способной предвидеть проблемы, возникающие из-за возможного избытка
или нехватки персонала.
§ 2. Проблема интеграции кадрового планирования в планы организации.
Кадровое планирование включает применение базисного процесса
планирования к решению потребностей человеческого ресурса в организации.
Чтобы быть эффективным, любой план человеческого ресурса должен быть
основан на долговременных планах организации. В сущности, успех кадрового