Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:13, реферат
Планирование персонала - определение потребностей в персонале, планирование мероприятий по привлечению персонала, его адаптации и развитию.
Планирование персонала может рассматриваться в трех различных временных горизонтах, которым соответствуют разные подходы к планированию персонала. Временные интервалы планирования обозначают следующие их разновидности:
краткосрочное планирование персонала (период не более года);
среднесрочное планирование персонала (от одного года до пяти лет);
долгосрочное планирование персонала (более пяти лет).
источников к более тщательному анализу состояния и потенциала внутренних
ресурсов. При этом сама оценка носит все более активный характер: от учета
количественных и качественных параметров к исследованию потенциала.
Особое значение ресурсный блок приобретает в условиях
инновационного процесса, поскольку кадры составляют важнейший элемент
научно-технического потенциала фирмы, причем работающий в режиме активной
обратной связи (генерирование нововведений). В данном блоке выявляются те,
кто способен развиваться в неопределенных условиях (новаторов), оценивается
их пригодность к творческой работе. Часто меняется и еденица оценки, ею
становится группа работников.
Следующая ступень – оценка соответствия требований и ресурсов (в
настоящее время и в будущем). Выявление разрыва окончательно корректирует
количественную и качественную потребность в кадрах. Очень важно установить
природу несоответствия требуемого и имеющегося, поскольку этим
обуславливается круг мероприятий по его ликвидации.
§ 4. Методы прогнозирования кадровых потребностей.
Прогнозирование потребностей в персонале организации может быть
выполнено при использовании ряда методов (по отдельности и в комплексе).
Понятно, что, независимо от используемого метода, прогнозы представляют
собой определенные приближения и не должны рассматриваться в качестве
абсолютно верного результата,
этакой “истины в последней инстанции”
Методы для прогнозирования
основаны либо на , скажем так, суждениях, либо на использовании математики.
Суждения включают оценки управляющих и методику Дельфи.
1. При использовании метода оценок управляющих менеджеры представляют
оценки будущих
потребностей укомплектования
быть произведены
как верхним управленческим
или же управленцами более низкого уровня и передаваться "вверх" для
дальнейшего изменения.
Хотя наибольший кспех
двух вариантов.
2. При методике Дельфи каждый из экспертов делает независимую оценку того,
каким будет следующий запрос, руководствуаясь всеми основными
допущениями. Посредники, представляют прогноз и предположения каждого
эксперта другим, и
позволяет экспертам
это надо. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не появляется
согласие.
Методы, основанные на использовании математики, включают различные
статистические методы и методы моделирования. Статистические методы
используют исторические данные для проектирования будущего состояния. Одним
из них можно считать экстраполяцию – наиболее простой и часто употребляемый
метод, который состоит в перенесении сегодняшней ситуации (пропорций) в
будущее. Привлекательность этого метода состоит в его доступности.
Ограниченность заключается в невозможности учесть изменения в развитии
организации и внешней среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного
планирования и для организаций со стабильной структурой, действующих в
относительно стабальных внешних условиях.
Методы моделирования обычно обеспечивают упрощенный просмотр
кадровых потребностей в организации. При изменении входных данных кадровые
разветвления могут проверяться для различных сценариевпотребностей в
персонале.
Если брать во внимание историю, то прогнозы, основанные на
суждениях, использовались чаще чем те, которые основанны на использовании
математики. Методы экспертных оценок - более простые и обычно не требуют
сложных исследований. Однако сейчас, учитывая быстрое увеличение числа ПК,
можно предположить что методы, основанные на математике, будут
использоваться чаще.
Отдельно
выделяю методы определения
предприятия. При этом следует различать :
- общую потребность в персонале, представляющую собой всю численность
персонала, которая
необходима предприятию для
объема работ (брутто-
- дополнительную потребность, количество работников, которое необходимо в
планируемом периоде
дополнительно к имеющейся
обусловленное текущими
нуждами предприятия (нетто-
Брутто-потребность можно определить при помощи штатных расписаний
организации, анализа стоящих задач и статистических методов по следующей
формуле:
Где БПП – брутто-потребность в персонале, mI – количество рабочих процессов
в плановом периоде, tI - среднее время выполнения каждого рабочего процесса
в минутах, ТРВ – тарифное
рабочее время планового
с учетом сверхурочных), КНВ – коэффициент нехватки времени для учета
перерывов, отпусков, болезни.
Если из количественного значения брутто-величины вычесть
фактический наличный состав персонала и учесть будущие изменения в нем
(выход на пенсию, переводы, увольнения), то получим нетто-потребность в
персонале.
Если это величина положительная, то возникают проблемы найма
персонала, если отрицательная – его приспособления к потребностям.11
§ 5. Разработка конкретных планов.
Как только требования к персоналу определились, должны
разрабатываться планы действия для достижения желаемых результатов. Если
требования сети указывают потребность для добавлений, планы должны делаться
набирать, выбирать, ориентировать, и подготавливать определенные количества
и типы необходимого персонала. Если уменьшение в трудовом составе
необходимо, планы должны делаться так, чтобы реализовать необходимые
корректировки. Если время не имеет значения, естественное изнашивание может
использоваться, чтобы уменьшать трудовые издержки. Однако, если организация
не может предоставлять роскошь естественного изнашивания, то число может
сокращаться или при уменьшении общего числа служащих или при создании
других корректировок, которые не приводят к отставке служащих.
Имеются четыре базисных пути, как сократить общее число
служащих:
(1) Сокращения производства;
(2) Истечение срока, завершение;
(3) побуждения к раннему уходу в отставку;
(4) побуждения к добровольному уходу с должности. Сокращение
производства, в противоположность истечению срока, принимает что
вероятно, служащие будут
набираться вновь некотором
рпеделенной дата. Большинство
планов ранних уходов в
должности обеспечивает
некоторое финансовое
Подходы, не приводящие к
(1) реклассификацию;
(2) пересылку;
(3) распределение работы.
Реклассификация включает или понижение в должности служащего,
понижение возможностей работы, или комбинации этих двух. Обычно,
реклассификация сопровождается уменьшением оплаты. Пересылка включает
перемещение служащего в другую часть организации.
Распределение работы - установка, чтобы ограничить сокращение
производства и завершения через пропорциональное уменьшение часов среди
служащих.
Планы действия должны
кадрового планирования.
На организационные цели влияет большое количество исторических и
относящихся к окружению факторов. Относящиеся к окружению факторы будут
включать переменные типа экономики, конкуренции и технологии. Когда
организационные цели установились, они транслируются в дивизиональные
ведомственные цели.
Отдельные менеджеры
для достижения целей. Отдел кадрового планирования соединяет и определяет
общий спрос в персонале для данной организации.
Подобно этому, сеть кадровых требований основывается на
информации, представленной на рассмотрение различными отделами организации
в свете доступного персонала и ожидаемых изменений. Если требования сети
положительны, организационные орудия - набор, выбор, обучение, и
разработка. Если требование отрицательно, соответствующие корректировки
должны делаться через сокращения производства, истечение срока, раннюю
отставку или добровольный уход.
Глава III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.
С
производственно-экономической
представляет собой оцениваемое с помощью чисто экономических и
организационных критериев соответствие между работником и его рабочим
местом на определенном участке труда.
В главе I были приведены задачи, которые призвано решить кадровое
планирование. Разнообразие этих задач определяет тот факт, что все кадровое
планирование можно поделить на следующие его виды:
- планирование потребностей в персонале,
- привлечения (набора) персонала,
- использование и сокращения персонала,
- обучения персонала,
- сохранения кадрового состава,
- расходов на содержание персонала,
- производительности.
Разумеется,
все виды кадрового
другом, взаимно дополняют и корректируют мероприятия, предусмотренные в том
или ином плане.
§ 1. Планирование потребности в персонале.
Включает:
Оценку наличного потенциала трудовых ресурсов;
Оценку будущих потребностей;
Разработку программ по развития персонала.
Конкретное
определение потребности в
расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации,
времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими и перспективными
задачами развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения
расчетной потребности в рабочей силе и фактического состояния
обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную
основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала,
его подготовки и переподготовки.
ТАБЛИЦА1. Действующие взаимосвязи в планировании потребности в персонале.12
|Факторы |Их влияние |Методы определения |
|1. Факторы, существующие
вне предприятия.
|1.1.Изменение конъюктуры|
| | | |
| |Сбытовые возможности | |
| |предприятия | |
| | | |
| | | |
| |Себестоимость | |
|1.2.Изменение структуры | |Анализ рынка |
|рынка | | |
|1.3.Конкурентные | |Анализ положения на |
|отношения | |рынке |
|1.4.Данные, определяемые|
|экономической политикой | |данных и процессов |
|1.5.Тарифное соглашение | |Прогноз последствий, |
| | |анализ принятых |
| | |соглашений |
|2. Факторы, существующие
на предприятие (внутренние)
|2.1.Запланированный |Количественные и |Принятие |
|объем сбыта
|качественные потребности|
| |в кадрах (новый спрос |решений в соответствии с|
| |или пониженный спрос) |оценкой факторов, |
| | |перечисленных в пункте |
| | |1. |